Рефераты. Русская философия серебряного века






русской философии. Всесторонне её исследование является важной национальной

особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе

основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной,

социальной и эстетической жизни и мысли.

Место личности в обществе, условия её свободы, структура личности, её

творческая реализация представляет собой целостный процесс развития идей.

Тема проблемы личности проходит в тех или иных формах через многие

этапы истории русской философской мысли. Однако наиболее интенсивно эта

проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в различных изданиях,

которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь

на основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,

рационализм и материализм, они отстаивали бога в человеке. Постановка

вопроса о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой

философов-славянофилов.

Славянофилы выступали против личной собственности правового

государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи,

являются наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней

свободы - политической, правовой, экономической, они противопоставляли

внутреннюю свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мир,

освещённых религией.

Чернышевский и Добролюбов подняли эту проблему на новую ступень. От

абстрактной человеческой природы они перешли к пониманию личности как

субъекта социально-политической деятельности.

Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова и

дела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил,

препятствующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности.

Чернышевскаий разработал идею “Разумного эгоизма”. Его суть: протест

против фальши и лицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия

над личностью, но “за” разумное сочетание интересов личности и общества, за

единство сознания и поведения.

Иначе к разработке проблемы личности подошёл Владимир Соловъёв. Он

анализировал человека в масштабах глобальных, космических, его понимание

вносило гуманистический характер. Его исследования сущности добра, стыда,

единства познания, нравственности, эстетики, обогатили мировую философскую

мысль.

Следует отметить, что Соловъёв в работе “Оправдания добра” объявлял

социализм несостоятельным именно с точки зрения ценностей.

Он утверждал, что социализм, отрицая высшее начало, т.е. бога,

“ограничивает и унижает человека”.

Проблема свободы личности, которой русские философы посвятили столько

ярких страниц, приобрела в современном мире особое значение, она становится

объектом не только политических деклараций, но и теоретических изысканий.

Одним из них является либерализм. Российский либерализм выражается

социальным строем, который многие люди представляли себе как движение

общества к гражданскому и правовому государству, где все равны перед

законом, где интересы личности выше интересов государства, где хорошие

условия труда и жизни.

Глубину идеи русского либерализма демонстрирует работа одного из

ведущих представителей русской социально-философской мысли Петра Струве.

В трудах Струве нашло свой продолжение позиция либерального

консерватизма к которому он относит таких людей, как Екатерина II, Карамзин

и Вяземский, Александр Пушкин.

Струве считал, что главная сущность тех или иных учений - это

отношение “к двум основным проблемам культурного и государственного

развития России: проблеме свободы и власти”. Таким образом, сплетаются две

тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границ этой

свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считал

творчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к

свободе, так и любви к власти.

Прётр Струве развивал идеи “Великой России”. При этом он опирался и на

историческое прошлое страны, и на живые культурные традиции.

Познание государства важнейшим фактором прогресса страны логически

вело к утверждению роли права. Именно по этому Струве выступал против

произвола и разрушительной анархии.

В 20-е годы в статье “Наши люди” Струве выступил против революции, так

и против надежд на реставрацию царизма. Он писал: “России нужно

возрождение, а не реставрация. Возрождение всеобъемлюще, проникнутое идеями

нации и отечества, свободы и собственности и в то же время свободное от

духа и духов корысти и мести”.

Только укрепление конституционных начал государства, установление

твёрдых законов, создание общества, основанного на прочных правовых

принципах, способных предотвратить любые эксцессы, любые формы

разрушительного действия анархической массы, умело направляемой теми, кто

стремится к власти.

Пётр Струве был убеждён в необходимости не только эволюционных

изменений на основе строгой законности, но и в возможности разнообразных

компромиссов с обеих сторон.

Революцию 1917 года Струве назвал всероссийской катастрофой,

ответственность за которую несёт неповоротливая власть, радикальная и

либеральная интеллигенция.

Вполне закономерно, что Струве пришёл к оценке русской революции 1917

года как “национального несчастья”, культурного, социального и

политического крушения. Он признавал влияние марксизма на общественное

сознание, но сама теория не может служить источником гигантских

исторических перемен.

Таким образом, мыслители XIX - начала XX века стремились утвердить в

российском обществе идеи просвещения и уважения к правовым нормам, уважение

к личности.

“Идея всеединства философского учения Вл. Соловьёва”

(Дёмкина А., студентка 112 гр.)

Самой яркой фигурой в русской философии второй половины XIX века был

Владимир Сергеевич Соловьёв.

Он с самого начала своего философского творчества был необычно

самостоятельным. Соловьёв обладал редкой способностью быстро освоить,

изучить значительное число источников, в том числе и древних авторов, а за

тем очень критично и обстоятельно их проанализировать. Огромное влияние на

мировоззрение Соловьёва оказали труды Платона. Известно, что он даже

предпринял попытку перевести все диалоги Платона на русский язык и только

смерть помешала ему довести это дело до конца.

Владимир Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное

мировоззрение, но считал, что одними идеями преобразовать жизнь невозможно.

А потому, идея должна быть воплощена материально, не потеряв своего смысла.

Соловьёв считал, что стать действительным сверхчеловеком только силой ума и

гениальности невозможно.

Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и

других европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также

как и эти немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по ряду

принципиальных вопросов расходился с ними. Главное принципиальное различие

заключалось уже в том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца

ориентировался на христианское богословие, в то время как немецкие философы

в той или иной мере отходили от христианства.

По своему мировоззрению он был всесторонним учёным, то есть в своих

теоретических трудах он выступал не только как философ, но и старался

представить цельное, синтетическое знание.

Соловьёв глубоко знал не только теологию, но и хорошо знал

художественную литературу. Он считается выдающимся публицистом и

художественным критиком.

Таким образом, философ Владимир Соловьёв выступает как многосторонний

исследователь. Важное место в его философском творчестве занимает учение о

Софии и о Богочеловечестве. Его сочинения “Чтения о Богочеловечестве”

позволяют уяснить представления Соловьёва о смысле жизни и о смысле

исторического процесса.

Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной

принцип всеединства: “Всё едино в Боге”. Бог у Соловьёва - обсолютная

личность: любящая, милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и

духовное единство мира. Философ характеризует Бога как “космический разум”,

“существо сверхличное”, “особую организующую силу, действующую в мире”.

Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности.

По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах.

Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений.

Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва

мировая душа, обладающая особой энергией, которая одухотворяет всё

существующее. Однако, деятельность мировой души нуждается в божественном

импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог даёт мировой душе идею

всеединство как определяющую форму всей его деятельности. Эта вечная

божественная идея в системе Соловьёва получила название Софии - мудрости.

Основой и существом мира является “душа мира” - София, которую следует

рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее

общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в

философском учении Соловьёва через концепцию богочеловечества. реальным и

совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус

Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным богом, и

полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.