| |Поэтому, собственно говоря, только |государств и регионов, с |
| |внутри одного и того же типа, или, |целью выявления общих, |
| |как говориться, цивилизации – и |характерных для данного |
| |можно отличать те формы |периода, тенденций и |
| |исторического движения, которые |особенностей развития. |
| |обозначаются словами ,,древняя”, |Сопоставляются не |
| |,,средняя” и ,,новая” история. Это |одинаковые, а различные |
|Новая |деление есть только подчиненное. |ступени |
|естественн| | |
|ая | | |
|группировк|Главное же должно состоять в |развития народов, ибо |
|а |отличении культурно-исторических |зарождаются, расцветают и |
|историческ|типов; так сказать самостоятельных |дряхлеют они не |
|их |своеобразных планов религиозного, |одновременно, и и делается|
|явлений. |социального, бытового, |не имеющий ничего общего с|
|Понятие |промышленного, политического, |реальностью вывод о |
|культурно-|научного, художественного, одним |превосходстве одних |
|историческ|словом, исторического развития. |народов и неразвитости |
|их типов. |Рассматривая историю отдельного |других. Традиционное |
| |культурного типа, мы точно и |деление истории на периоды|
| |безошибочно можем определить возраст|содержит в себе ошибочное |
| |этого развития, - можем сказать: |смешение ступеней и типов |
| |здесь оканчивается его детство, его |развития. Вместо того, |
| |юность, его зрелый возраст, здесь |чтобы проводить параллели |
| |начинается его старость, здесь его |между народами, для |
| |дряхлость, - или, что тоже самое, |которых одна и та же эпоха|
| |разделить его историю на древнейшую,|имеет совершенно разное |
| |древнюю, среднюю, новую, новейшую и |значение – ибо одни только|
| |т. п…Но что можно сказать о ходе |начинают формироваться, |
| |развития человечества вообще и как |другие же, увенчанные |
| |определить возраст всемирной |плодами тысячелетнего |
| |истории? На каком основании отнести |развития, уже завершают |
| |жизнь таких-то народов, такую-то |свой жизненный цикл, - |
| |группу исторических явлений – к |гораздо целесообразнее |
| |древней, средней или новой истории, |было бы выделять |
| |то есть к детству, юношеству, |реальности |
| |возмужалости или старости |культурно-исторических |
| |человечества?.. |типов. |
| | | |
| |Итак, естественная система истории | |
| |должна заключаться в различении | |
| |культурно-исторических типов | |
| |развития как главного основания её | |
| |делений от степеней их развития, по | |
| |которым только эти типы (а не | |
| |совокупность исторических явлений) | |
| |могут подразделяться. | |
|Перечисле-|1)египетский, 2)китайский, |Как отмечено выше, |
|ние |3)ассирийско-вавилонско-финикийский,|Данилевский выступил с |
|культурно-|халдейский или древне-семитический, |идеей обоснования |
|историческ|4)индийский, 5)иранский, |,,естественной систе-мы |
|их типов в|6)еврейский, 7)греческий, 8)римский,|истории”, предложив |
|хронологич|9)ново-семитический или аравийский и|считать главным основанием|
|е-ском |10)романо-германский или |её периодизации деление на|
|порядке. |европейский… к ним можно причислить |обособленные замкнутые |
| |ещё: мексиканский и перуанский, |национально-государственны|
| |погибшие насильственною смертью и не|е образования, или |
| |успевшие совершить своего развития. |культурно-исторические |
| |Только народы, составлявшие эти |типы, с присущими им |
| |культурно-исторические типы, были |специфическими чертами в |
| |положительными деятелями в истории |художественно-эстетической|
| |человечества; каждый развивал |, нравственной, |
| |самостоятельным путем начало, |религиозной, |
| |заключавшееся как в особенностях его|экономической, |
| |духовной природы, так и в особенных |социально-политической |
| |внешних условиях жизни, в которые он|сферах. Историю он |
| |был поставлен, и этим вносил свой |интерпретировал как |
| |вклад в общую сокровищницу. |циклический процесс |
| | |возникновения, расцвета и |
| | |упадка поочерёдно |
| | |сменяющих друг друга |
| | |разнообразных национальных|
| | |культур. Таким образом, |
| | |история становилась |
| | |чередованием локальных, |
| | |мало связанных друг с |
| | |другом |
| | |культурно-исторических |
| | |типов. |
|Пять |Закон 1. Всякое племя или семейство |Итак, самобытный тип |
|законов |народов характерезуемое отдельным |составляют племя или |
|развития |языком или группою языков, довольно |семейство народов, |
|типов. |близких между собою – для того, |ощущающих внутреннее |
| |чтобы сродство их ощущалось |родство и способных по |
| |непосредственно, без глубоких |своим задаткам к |
| |филологических изысканий, - |историческому развитию. |
| |составляет самобытный |Для возможности зарождения|
| |культурно-исторический тип, если оно|и развития самобытной |
| |вообще по своим духовным задаткам |цивилизации народ и |
| |способно к историческому развитию и |входящие в его состав |
| |вышло уже из младенчества. |дробные национальные |
| |Закон 2. Дабы цивилизация, |единицы должны обладать |
| |свойственная самобытному |политической |
| |культурно-историческому типу, могла |независимостью, ибо нет ни|
| |зародиться и развиваться, |одной цивилизации, которая|
| |необходимо, чтобы народы, к нему |бы зародилась и развилась |
| |принадлежащие, пользовались |без политической |
| |политической независимостью. |самостоятельности, хотя, |
| |Закон 3. Начала цивилизации одного |достигнув уже известной |
| |культурно-исторического типа не |силы, цивилизация может |
| |передаются народам другого типа. |ещё некоторое время |
| |Каждый тип выработывает ее для себя,|продолжаться и после |
| |при большем или меньшем влиянии |потери независимости, что |
| |чуждых ему предшествовавших или |можно наблюдать на примере|
| |современных цивилизаций. |Греков. Каждый |
| |Закон 4. Цивилизация, свойственная |культурно-исторический тип|
| |каждому культурно-историческому |вырабатывает |
| |типу, только тогда достигает |самостоятельные и не |
| |полноты, разнообразия и богатства, |передаваемые другим начала|
| |когда разнообразны этнографические |цивилизации. Идея |
| |элементы, его составляющие, - когда |изолированности и |
| |они, не будучи поглощены одним |непередоваемости начал |
| |политическим целым, пользуясь |одних типов другим |
| |независмостью, составляют федерацию,|оказывается относительной |
| |или политические систему государств.|в связи с признанием, что |
| | |большинство цивилизаций, |
| |Закон 5. Ход развития |за исключением Индии и |
| |культурно-исторических типов всего |Китая, были |
| |ближе уподобляется тем многолетним |преемственными. |
| |одноплодным растениям, у которых |Культурно-исторические |
| |период роста бывает неопределенно |типы в своём развитии |
| |продолжителен, но период цветения и |проходят стадии, |
| |плодоношения – относительно короток |аналогичные жизненному |
| |и истощает раз и навсегда их |циклу организма, - рост, |
| |жизненную силу. |цветение и увядание: |
| | |,,Народы… рождаются, |
| | |достигают различных |
| | |степеней развития, |
Страницы: 1, 2, 3, 4