Рефераты. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому






| |других групп. Искусственная же | |

| |система довольствуется одним | |

| |каким-либо или немногими признаками,| |

| |по чему-нибудь резко заметными, хотя| |

| |бы и вовсе несущественными. В этой | |

| |системе может разделяться самое | |

| |сходное в сущности и соединяться | |

| |самое разнородное. Рассматривая с | |

| |этой точки зрения части света, мы | |

| |сейчас же придём к заключению, что | |

| |это группы искусственные. | |

|Культурно-|Европа есть германо-романская |Европа есть понятие со |

|историческ|цивилизация. Но германо-романская ли|смыслом |

|ий смысл |только цивилизация совпадает со |культурно-историческим, а |

|Европы. |значением слова Европа? Не |именно, Европа есть |

| |переводится ли оно точнее |германо-романская |

| |,,общечеловеческой цивилизацией”? |цивилизация. |

| |…Несправедливо думать, что Европа | |

| |составляет поприще человеческой | |

| |цивилизации вообще, она есть только | |

| |поприще великой германо-романской | |

| |цивилизации, её синоним, и только со| |

| |временем развития этой цивилизации | |

| |слово ,,Европа” получило тот смысл и| |

| |значение, в котором теперь | |

| |употребляется. | |

| | | |

|Россия не |Она не питалась ни одним из тех |Россия, и эту идею |

|принадлежи|корней, которыми всасывала Европа |Данилевский делает |

|т Европе. |как благотворные, так и вредоносные |основополагающей в своих |

| |соки непосредственно из почвы ею же |историософских |

| |разрушенного древнего мира… Она не |построениях, ни по корням |

| |причастна ни европейскому добру, ни |своим, ни по истории и |

| |европейскому злу. |традициям, ни по |

| | |духовно-культурным связям |

| | |не принадлежит Европе. |

| | |Действительно, Россия |

| | |почти не знала феодализма |

| | |и католичества; не входила|

| | |в состав империи Карла |

| | |Великого; не ведала |

| | |схоластики и рыцарства; не|

| | |пережила протестантства и |

| | |гуманизма. |

|Смерть |Всему живущему, как отдельному |Таким образом, Данилевский|

|народов. |неделимому, так и целым видам, |замечает, что народу |

| |родам, отрядам животных или |одряхлев-шему, сделавшему |

| |растений, дается известная только |своё дело, и которому |

| |сумма жизни, с истощением которой |пришла пора долой со |

| |они должны умереть. История говорит |сцены, ничто не поможет, |

| |тоже самое о народах: и они |совершенно независимо от |

| |нарождаются, достигают различных |того, где он живёт – на |

| |степеней развития, стареют, дряхлеют|Востоке или на Западе. |

| |и умирают, но умирают не от внешних | |

| |только причин. Внешние причины…по | |

| |большей части только ускоряют смерть| |

| |больного и расслабленного тела… но | |

| |иногда организм умирает тем, что | |

| |называется естественною или | |

| |старческою немочью. | |

|Запад и |Прогресс не составляет |Является ли Европа и |

|Восток. |исключительной привилегии Запада или|общечеловеческой |

| |Европы, а застой - исключительного |цивилизаци-ей? - вот |

| |клейма Востока или Азии; тот и |вопрос, на который |

| |другой суть только |большинство даёт |

| |характеристические признаки того |положительный ответ, |

| |возраста, в котором находится |противопоставляя Запад как|

| |народ... важнейшая причина, по |полюс прогресса и Восток |

| |которой отвергается мысль о |как полюс застоя и |

| |какой-либо самостоятельной |коснения. Но Данилевский |

| |цивилизации вне германо-романских |справедливо указывает, |

| |форм культуры, заключается в |например, на множественные|

| |неправильном понимании самых общих |достижения Китая, как то |

| |начал исторического процесса и в |земледелие, садоводство, |

| |неясном, туманном представлении об |рыбоводство, не говоря уже|

| |историческом явлении, называемом |о порохе, компасе, бумаге.|

| |прогрессом.. | |

|Понятие |Степень совершенства, достигнутого |Система науки есть таким |

|системы |какою-либо наукой, степень понимания|образом сокращение самой |

|науки. |входящих в круг ее предметов или |науки, в котором |

| |явлений в точности отражается в том,|выражается существенное её|

| |что называется системою науки… Я |содержание и отражается |

| |говорю о внутренней системе наук, |степень её совершенства. |

| |т.е. о расположении, группировке | |

| |предметов или явлений, принадлежащих| |

| |к кругу известной науки, сообразно | |

| |их взаимному сродству и | |

| |действительным отношениям друг к | |

| |другу. | |

|Понятие и |Понятие о естественной системе... не| |

| |составляет какой-либо особенной | |

|требования|принадлежности ботаники и зоологии, | |

|естественн|а есть общее достояние всех наук, | |

|ой |необходимое условие их | |

|системы. |совершенствования. |Данные требования сами по |

| |1.Принцип деления должен обнимать |себе ясны и являются |

| |собою всю сферу делимого, входя в |требованиями здравой |

| |нее как наисущественнейший признак… |логики. |

| |Это нуждается, может быть, в | |

| |некотором разъяснении. Если принять | |

| |за принцип деления любой первый | |

| |попавшийся на глаза признак и, | |

| |охарактеризовав им одну группу, | |

| |характеризовать всё остальное | |

| |отсутствием этого признака, то при | |

| |такой методе каждый признак может | |

| |быть, конечно, назван принципом, | |

| |обнимающим всю сферу деления. Но | |

| |такой отрицательной характеристики | |

| |ни естественная система, ни даже | |

| |здравый смысл не допускают. | |

| |Все предметы или явления одной | |

| |группы должны иметь между собой | |

| |бульшую степень сходства или | |

| |сродства, чем с явлениями или | |

| |предметами, отнесенными к другой | |

| |группе. | |

| |Группы должны быть однородны, то | |

| |есть степень сродства, соединяющая | |

| |их членов, должна быть одинакова в | |

| |одноименных группах. | |

|Оценка |Самая общая группировка всех |Данилевский считает, что |

|общеприня-|исторических явлений и фактов |подобная историческая |

|той |состоит в распределении их на |периодизация связана с |

|системы в |периоды древней, средней и новой |нарушением основных |

|науке |истории…но формы исторической жизни |принципов систематики, |

|всемирной |человечества не только изменяются и |поскольку в основу её |

|истории. |совершенствуются повозрастно, но ещё|положена идея временнуго |

| |и разнообразятся по |синхронизма, или |

| |культурно-историческим типам. |одновременного сравнения |

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.