Рефераты. Рене Декарт и его Рассуждение о методе






присутствующий во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое

существо, также ограниченное. Тогда эта мысль должна происходить от

другого более совершенного и бесконечного существа - Бога. Эта

идея вложена богом. Приняв во внимание отличие разумной природы от

телесной, Декарт говорит: "познав отчетливо, что разумная природа во

мне отлична от телесной, и сообразив, что всякое

соединение свидетельствует о зависимости, а зависимость очевидно

является недостатком, я заключил отсюда, что состоять из двух природ

было бы несовершенно для Бога, и следовательно, он не состоит из них".

Таким образом бог является духовным началом.

Причиной, по которой многие убеждены, что трудно познать бога или

даже собственную душу, является, по мнению Декарта, то, что люди

никогда не поднимаются выше того, что может быть познано чувствами.

Нельзя пользоваться воображением и чувствами для понимания сущности Бога.

С огромной верой в человека и его познавательные возможности

Декарт переходит к познанию мира.

3.5. Порядок физических вопросов

Эту главу Декарт посветил изложению вопросов естествознания,

котоpыми он занимался. "Мне хотелось бы показать здесь всю цепь дpугих

истин, котоpые я вывел из этих пеpвых" говоpит Декаpт. Однако в

изложении этих истин, он пpоявляет пpисущую ему остоpожность, чтобы не

ввязываться в споpы с дpугими учеными и цеpковью. По сути дела

Декарт в этой главе вкратце излагает свой труд "Мир", от издания

которого его удерживали многие соображения.

Декарт последовательно останавливается на вопросах, как он сам

говорит, касательных света, а затем в связи с ним прибавляет кое-что о

Солнце и неподвижных звездах, откуда главным образом и происходит

свет, о небесных пространствах, через которые он проходит, о

планетах, кометах и Земле, которые его отражают, и особо о

земных телах, ибо они бывают цветные, или прозрачные, или светящиеся, и,

наконец, о человеке, наблюдающем все эти тела. Он говорит обо всем

этом исходя из того, что Бог создал достаточное количество вещества, привел

это вещество в движение и предоставил ему действовать по законам им

установленным.

Ведя свое повествование, Декарт оставался тверд в своем принципе не

исходить из чего либо другого, кроме метода, которым он воспользовался для

доказательства существования Бога и души.

В конце этой главы философ еще раз касается вопроса о душе и

еще раз доказывает ее бессмертие, исходя из того, что разумная душа никак

не может быть получена из свойств материи.

3.6. Что необходимо, чтобы продвинутся вперед в исследовании природы

Эта глава появилась спустя три года после написания всего

произведения. Все эти годы Декарт не решался опубликовать "Рассуждение

о методе". В этой главе философ объясняет причины побудившие его, в

конечном итоге, к публикации: "как только я приобрел некоторые общие

понятия относительно физики и заметил, испытывая их в различных трудных

частных случаях, как далеко они могу вести и насколько они отличаются

от принципов, которыми пользовались до сих пор, я решил, что не могу их

скрывать, не греша против закона, который обязывает нас по мере сил наших

содействовать общему благу всех людей". Декарт убежден, что метод,

который он открыл поможет достичь знаний полезных как в повседневной

жизни, так и в философии, и стать господами и владетелями природы.

Говоря об опытах, Декарт их не только не отрицал, как чувственный

метод познания, но наоборот придавал им большое значение "что

касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем

дальше мы продвигаемся в знании". Декарт приводит доказательства в

пользу необходимости опытов для постижения природы человеческим

разумом: Сначала отыскиваются общие принципы или первопричины всего,

что есть или может быть в мире. Единственная такая причина есть

бог. Затем исследуются наиболее простые и доступные следствия,

которые из этой причины можно вывести. Таковыми следствиями являются

небеса, звезды, Земля, вода, воздух, огонь, минералы на земле и другие

вещи. При попытке спуститься к более частным следствиям, они предстают

перед нами в столь бесчисленном многообразии, что постичь их

человеческим умом невозможно. Поэтому постижение их возможно только

при восхождении от следствия к причине, прибегая к проведению различных

опытов.

Многообразие природы, по мнению Декарта, столь велико, а

изложенные выше принципы столь просты и общи, что единственной

трудностью является возможность вывода причин несколькими различными

способами. Разрешение этой проблемы он видит в проведении новых опытов.

Постепенно, мы начинаем интуитивно чувствовать, под каким углом зрения

необходимо подойти к рассматриваемой проблеме, чтобы сразу

выполнить большую часть необходимых опытов. "Таким образом, в

зависимости от большей или меньшей возможности производить опыты я буду

быстрее или медленнее продвигаться вперед в деле познания природы."

Интересны слова Декарта, высказанные им, о людях занимающихся

наукой: "Те, кто мало-помалу открывает истину в науке, схожи с теми,

кто, становясь богаче, тратит меньше труда на большие приобретения,

чем они ранее тратили на гораздо меньшие, пока были бедны".

В заключении Декарт еще и еще раз возвращается к

мотивам побудившим его опубликовать свою работу "Рассуждение о

методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науке".

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что

развивая свое учение о методе, Декарт стал основателем рационализма, то

есть направления в теории познания согласно которому всеобщий и необходимый

характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в

опыте а в разуме. Критерием достоверности он провозгласил логические

принципы рационального познания – ясность и отчетливость.

Заключение

. Не будет преувеличением сказать, что Декарт, философ и ученый, стал

самым влиятельным мыслителем в XVII в. Как уже отмечалось, в 40-х годах

учение Декарта получило значительное распространение в нидерландских

университетах. После его смерти влияние картезианства усилилось — не только

во Франции, но и в других странах Западной Европы, несмотря на то, что в

1663 г. все произведения философа были внесены в папский «Индекс

запрещенных книг», а в 1671 г. указом Людовика XIV учение Декарта было

запрещено преподавать в учебных заведениях Франции. В соответствии с

различными сторонами картезианства его влияние проявилось в произведениях

различных философов.

Рационалистический метод Декарта получил систематическую разработку в

книге его последователей и друзей Паскаля, Арно и Николя «Логика или

искусство мыслить» (1662: так называемая «Логика Пор-Рояля»). Логика,

приближенная к математике, трактовалась здесь как наука обретения новых

истин в исследовании реальной природы. Отказавшись от тонкостей

традиционной формальной логики, авторы «Логики Пор-Рояля» видели главную

цель логики в строгом формулировании суждений. Наибольшее влияние Декарта

проявилось в данном произведении во введении учения о методе как самого

важного раздела логики. Четыре правила метода Декарта были осмыслены здесь

как методы анализа и синтеза. Первый из них трактуется как метод открытия

новых положений путем внимательного наблюдения и анатомирования вещей и

явлений, благодаря чему достигаются простые и ясные истины, совершенно

отличные от неопределенности и темноты схоластических универсалий. Большее,

однако, значение авторы «Логики Пор-Рояля» придавали синтетическому (или

теоретическому) методу, посредством которого осуществляется переход от

наиболее общего и простого к менее общему и сложному. В контексте учения о

методе сформулированы правила для определений, аксиом и доказательств.

Если собственно научная сторона картезианства еще при жизни его

основателя завоевала много сторонников в Утрехтском, Лейденском и других

университетах Нидерландов, то общий дух его рационализма и положения

метафизики оказали воздействие на некоторых протестантских теологов. Во

Франции в кругах янсенистов — полупротестантского движения в католицизме,

возрождавше по идеи Августина,— картезианство тоже стало влиятельной

доктриной.

Таким образом учение Декарта оставило яркий след в истории

философской мысли и оказало серьезное влияние на развитее науки эпохи

нового времени.

Литература

1. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер с лат. и франц. Т. 1/Сост.,pед.,

вступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль,1989.

2. Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и

учение. - СПб.:1994.

3. Фамус В.Ф. "Декарт" Госиздат М 1956

4. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философияот истоков до наших

дней. Том 3. Новое время. -ТОО ТК "Петрополис", 1996

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.