Рефераты. Рене Декарт и его Рассуждение о методе






Рене Декарт и его Рассуждение о методе

МПС РФ

РГУ ПС

Кафедра “Истории и философии”

Реферат

Рене Декарт и его "Рассуждение о методе”

Выполнил аспирант Скляров А.Л.

Научный руководитель д.т.н., профессор Бочев А.С.

1999 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Ученье Рене Декарта………………………………………………………………5

2. Первые работы Рене Декарта.…………………………………………………….

3. Рассуждение о методе……………………………………………………………..

3.1. Соображения касающееся наук…………………………………………………

3.2. Основные правила метода………………………………………………………

3.3. Несколько правил морали, извлеченных из метода…………………………..

3.4. Доводы, доказывающие существования бога и бессмертие души, или

основания метафизики ………………………………………………………………

3.5. Порядок физических вопросов…………………………………………………..

3.6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы……

Заключение……………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………………

ВВЕДЕHИЕ

Свои основные произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII

в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений

в европейской, прежде всего западноевропейской, истории в период

Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - началу

ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением.

С течением времени, по мере успехов производственной

деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI

- началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и

научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и

красноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 -

1626), родоначальник английского материализма и всей современной

экспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-технического

прогресса, одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной

культуры, не раз объявлял себя и Декарт. Социальная ситуация,

сложившаяся в первой половине ХVII в. во Франции, отличалась от той,

которая была характерна для Англии, где приближалась буржуазная

революция. Хотя Франции было тогда далеко до буржуазной революции, все же

и здесь в ту эпоху возникли условия, во многом определившие

вызревание философской доктрины Декарта. Среди таких условий

первостепенную роль играло формирование сильнейшего

абсолютистского государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В

борьбе против старой феодальной знати, сопротивлявшейся

государственной централизации, все эти исторические деятели опирались

не только на среднее и мелкое дворянство, но и на растущую буржуазию,

тоже заинтересованную в укреплении национального государства,

стимулировавшего промышленно-мануфактурную и торговую деятельность,

вступавшего в военное противостояние с другими европейскими

государствами, расширявшего колониальную экспансию в заморских

странах. Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период

развития капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности

в сравнении с эпохой промышленного переворота все же содействовали

развитию научных исследований и применению естественнонаучных знаний

в мореплавании, военном деле, в некоторых сферах

производственной деятельности. Как ни в одну из предшествующих эпох

истории культуры, наука становилась производительной силой. Кружки

ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в ХV в., в последующие два

столетия и там, и в особенности в Англии и во Франции превращались в

кружки математиков и естествоиспытателей. Возможность практического

применения научных открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии

и во Франции возникали официально признанные сообщества ученых -

прообразы нынешних академий наук.

1. Учение рене Декарта

Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в семье

служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отправлен отцом

в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений тогдашней

Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с санкции

Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По

свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан

весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения -

характерное явление эпохи. Конечно, основное содержание программ

обучения оставалось традиционным, "гуманитарным". Hовым

явилось введение иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш,

было довольно интенсивное изучение математических дисциплин. Это

прежде всего геометрия и арифметика, главным образом в том их

содержании, которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда

уже хорошо известных и обработанных некоторыми математиками

ХVI в. в целях преподавания. Вместе с математикой в коллегии

преподавались и такие прикладные науки, как фортификация и навигация,

поскольку некоторые ее выпускники шли затем на военную службу. Весь

этот цикл привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего

большими математическими способностями.

Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем

не менее был недоволен общим характером здешнего обучения, несмотря на

новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим. Стараясь

преодолеть недостатки полученного образования, он продолжил учебу. Так,

уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616 гг., Декарт изучал

право и медицину в университете города Пуатье и, сдав экзамены, получил

степень бакалавра права. В дальнейшем, оказавшись в Голландии, он в 1629

г. записался в университет во Франекере как "студент-

философ", а в 1630 г. - в Лейденский университет как "студент-

математик". Но университетское образование не играло

значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в

университетском преподавании преобладали схоластические идеи,

концепции, теории. Свое отношение к ним философ выразил в сочинении

"Рассуждение о методе", в котором он сообщает читателю некоторые

важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие

стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии. В 1618 г. он

прибыл в Нидерланды,где и написал почти все свои работы. В этой в сущности

исторически первой буржуазной республике процветала внутренняя и

международная торговля, развивалось мануфактурное производство, городское

население превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической

жизни Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней

Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях

религиозная веротерпимость атмосфера которой весьма благоприятствовала

и развитию научных знаний. Здесь, в частности, издавались

произведения, внесенные в католических странах в папский

"Индекс запрещенных книг" например, труды Коперника и Галилея сразу после

их запрещения. Совершенно закономерно, что в Нидерландах находило убежище

множество невольных и вольных изгнанников из других стран Европы.

Немало было здесь и французов. Декарт в качестве добровольца

поступил в протестантские войска. Французский дворянин, однако, отнюдь

не собирался стать профессиональным военным как это делали многие его

соотечественники в тех же Нидерландах, состоявших тогда, в

фактическом союзе с Францией. Поступление в военное училище в

Бреде - одно из действий молодого Декарта по изучению "великой книги

мира".

В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором

медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других

естественнонаучных знаний. Знакомство молодого француза, только вставшего

тогда на порог своей научной деятельности, со старшим на восемь лет и

уже сложившимся голландским ученым переросло в весьма плодотворную

для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г. Декарт написал свое

первое произведение - "Трактат о музыке", который он посвятил Бекману. В

1619 - 1621 гг. в том же качестве вольнонаемного офицера Декарт

находился в разных местах Германии, Австрии, Богемии, Венгрии. В

1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в основном в Париже (в 1623 - 1624

гг. совершил длительное путешествие в Италию, куда ехал через

Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы стали временем дальнейшего

созревания его научного и философского таланта.

Тому во многом способствовали связи Декарта с

французскими учеными и философами. Особо важную роль сыграла, завязавшаяся

в конце 20-х годов, дружба с Мерсенном (1588 - 1648) - весьма

показательным мыслителем и деятелем эпохи. Окончив ту же коллегию Ла

Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал

монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном

из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем философии

и теологии и написал много трудов не только по этим предметам, но и по

математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал организующим

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.