ТЕМА: Проектирование как самостоятельная сфера культуры.
ВВЕДЕНИЕ
Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и
сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса
о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно
из ведущих мест. Долгое время само соединение слов философия и техника
казалось противоречивым, поскольку первое из них является олицетворением
теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако
сегодня ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы столь
бурное развитие техники, а без философского и социального осмысления
техники современные философские исследования были бы не полными.
Существует огромная исследовательская область философии техники –
инженерная деятельность и проектирование. В жизни современного общества
инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы
практического использования научных знаний, повышения эффективности научных
исследований выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край
всей экономики и современной культуры. Современный этап развития инженерной
деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-
технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных,
естественных и технических дисциплин [2].
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области,
связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису
традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и
проектной культуры, появлению новых системных и методологических
ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение
действительности.
1. Понятия "философия техники", "техника", "проектирование".
Техника в ХХ веке становится предметом изучения разнообразных
дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так
и частных. Все возрастающая специализация в технике стимулирует
противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. В силу
проникновения техники во все сферы жизни современного общества многие
общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к
специальному анализу технического развития. Т.е. техника стала предметом
специального анализа и исследования, что привело к возникновению
самостоятельной дисциплины философии техники. Впервые термин "философия
техники" был введен в русский лексикон инженером – теоретиком Петром
Клементьевичем Энгельмейером в 90-х годах XIX века [3].
Философия техники исследует:
1) Феномен техники в целом;
2) Место в общественном развитии;
3) Широкую историческую перспективу техники.
Термином "техника" с объективной точки зрения обозначают совокупность
материальных средств, создаваемых человеком для облегчения и повышения
продуктивности человеческой деятельности. Т.е. техника представляет собой
мир орудий, машин и автоматов, созданных человеком и человека
обслуживающих. В данном случае под понятием "техника" понимаются
"технические объекты", которые являются результатом материального
производства и служат удовлетворению различных человеческих (общественных)
потребностей, подчеркивая только объектные аспекты техники [2].
С субъективной стороны "техника" – совокупность знаний, опыта,
способность создавать или организовывать некоторую деятельность,
необходимую для создания технических объектов и способов их использования
[2]. Субъективные аспекты техники связаны с рабочей деятельностью человека,
для которой характерно, что ожидаемый результат этой деятельности
создается, прежде всего, идеально, в виде представления, плана, проекта и
затем в реальном виде.
Из диалектического единства обеих сторон техники следует, что с
помощью техники человек преобразовывает не только объективный мир для более
эффективного использования, но и самого себя, расширяя свои способности,
знания, повышая уровень своих знаний объективной реальности. Отсюда
вытекает понятие "проектирования" как целенаправленной деятельности, целью
которой является формулировка и моделирование представления:
- о будущей деятельности (производственной или
непроизводственной), предназначенной для удовлетворения
о бщественных и личных потребностей;
- о будущем конечном результате;
- o будущих последствиях, которые возникают в результате cоздания
и функционирования ее продукта [1].
Т.о. проектирование является необходимой составной частью технико-
экономического и материального развития общества, т. к. оно заранее
определяет цели достижения определенных народнохозяйственных результатов.
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные
с решением социотехнических проблем, привело к развитию новых форм
инженерной и проектной культуры, появлению новых форм инженерной и
ориентаций. В соответствии с этим рассматриваются три основных раздела
проектирования:
1) классическое инженерное;
2) системотехническое;
3) социотехническое (гуманитарное) [2];
2. Инженерное проектирование
Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в
начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников,
необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его
передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность
связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров
будущей технической системы, ее предварительном исследованием.
В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее"
проектирование [2]. Первое связано с созданием рабочих чертежей
(технического и рабочего проектов), которые служат основными документами
для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено
на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических
средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование
следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности
исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании
определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от
конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов,
чертежей, таблиц и т.д. Результатом конструкторской деятельности является
опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в
проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой
технической системы [2].
В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется
исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их
сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает
анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов
управления и принятия решения [2]. Процесс принятия решения базируется на
теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на
анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации и т.
д.
Следующая тенденция тесно связана с проблемой инновации, с проблемами
научных и технических изменений. В этой связи необходимо упомянуть
куновское исследование структуры научных революций и анализ функций
парадигмы в развитии научного мышления [1]. Данные тенденции не проявляются
в процессе проектирования обособленно, а являются результатом деятельности
междисциплинарной проектировочной группы. Деятельность такой группы
выдвигает специальные требования к характеру синтеза различных научных и
инженерных дисциплин, разных критериальных систем.
Для современной проектировочной деятельности характерны следующие
тенденции:
a) расширение спектра информации, которая принимается в процессе
проектирования. Сегодня необходимо учитывать широкие связи и
отношения систем, большое число различных профессиональных сфер,
которые замыкаются на проектировочную деятельность. Эта тенденция
проявляется и в создании многоцелевых банков данных и
автоматизированных систем. Сложные проекты дают возможность
многоцелевого применения данных на различных фазах процесса
проектирования и последующих фазах использования;
b) возрастающая сложность и математическая трудность инженерных
расчетов в процессе проектирования. Эта тенденция проявляется из-за
необходимости более детального анализа и моделирования основных
компонентов с помощью компьютера. В области применения теории
вычислительных машин недавно выделились две новые сферы – обработка
данных и научно-технические расчеты;
c) сложность процесса проектирования выдвигает настоятельную
необходимость его специального исследования, имитации, проверки
возможности различных вариантов планируемых решений. Отсюда
возникает совокупность технических информационных и других
требований, включаемых в оценочную деятельность;
d) прогностическая сторона проекта. Проектировочная деятельность
должна быть научно и технически обоснована на базе новейших
результатов исследования и разработок, доступных здесь и сейчас. Но
Страницы: 1, 2, 3, 4