является теперь. ...чем чаще станет упражняться память, тем легче она будет
действовать”[22].
Комментарий:
Кондильяк, очевидно, вторит Гельвецию, различая “сильные” и “слабые”
ощущения. Однако, коренное отличие его взгляда от взглядов Дидро
заключается в том, что для его статуи упорядоченность ощущений по силе
одновременно обозначает хронологическую урегулированность, но не наоборот,
ибо его “статуя” не имеет понятия о времени. Таким образом, из
процитированного отрывка Кондильяка можно сделать вывод, что он считал
время вторичным по отношению к памяти, а, значит, и к сознанию.
Сознание и язык
Сущность и виды языка:
“Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под
естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой
выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык
создается людьми для каких-либо узких потребностей. Язык - явление
социальное. По своей физиологической основе язык выступает, по мнению
профессора И.П.Павлова, в функции второй сигнальной системы. Языковой знак,
будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он
обозначает, тем не менее обусловлен в конечном счете процессом познания
реальной действительности. Язык является средством фиксирования и
сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению.
Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.
Наличие языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности
мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык
является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами,
отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между
понятием и словом, суждением и предложением и т.д. К тому же язык
представляет собой определенную систему, (структуру(, со своей внутренней
организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового
знака”[23].
Гегель:
“Язык рассматривается как продукт интеллигенции, состоящий в том,
чтобы ее представления проявлять в некоторой внешней стихии”[24].
Таким образом, для Гегеля язык - это объективированное мышление. В
непосредственном контакте с миром природных явлений человек находится в
качестве ощущающего существа как субъект чувственности. Выход в
опосредование, т.е. в размышление, рефлексию достигается, согласно Гегелю,
лишь за счет введения особой, знаковой предметности, слов и терминов, в
которых фиксируется устойчивость и всеобщее содержание чувственных
впечатлений. Э.В.Ильенков говорил, что в языке и благодаря ему создается
вторичный план мышления, замещающий исходный чувственный контакт -
непосредственное взаимодействие познающего субъекта и предметов природы.
Неопозитивисты:
“В 1940-50-х гг. в Англии и в США возникло направление в
неопозитивизме - лингвистическая философия. Основателями и приверженцами
этого течения были Райл, Дж.Остин, Дж.Уисдом, М.Блэк, П.Малкольм и др.
Основная ее концепция философского анализа естественного языка был
разработан Дж.Э.Муром на базе позднего учения Витгенштейна, в частности,
его теории языкового значения (как употребления(. В основном разделяя
критическую (анти-метафизическую( установку логических позитивистов в
отношении (традиционных( способов философствования, представители
лингвистической философии по-иному объяснили причину философских
заблуждений, которую они находили не в сознательной эксплуатации
(метафизиками( неточностей и двусмысленных форм выражения, а в самой логике
языка, его (глубинной грамматике(, порождающей парадоксальные предложения
(типа: “Идет дождь, но я в это не верю”) и всевозможные лингвистические
(ловушки(. С точки зрения Витгенштейна и некоторых его последователей из
Кембриджского университета, философские заблуждения устраняются путем
прояснения и детального описания естественных (парадигматических) способ
употребления слов и выражений, включения слов в органически присущие им
контексты человеческой коммуникации ((языковые игры(), введения в качестве
критерия осмысленности требования, чтобы любое употребляемое слово
предполагало возможность своей антитезы, осуществления номиналистической
критики тенденции к унификации различных случаев употребления и др.
приемов. При этом в отличие от логических позитивистов, сторонники
лингвистической философии не призывали к (усовершенствованию( естественного
языка по образцу формализованных логических языков или языков науки. Одна
из школ данного направления разработала сугубо (терапевтическую(
интерпретацию целей и задач философии, сблизившись в этом отношении с
психоанализом. Другая группа лингвистич. философов - т.н. оксфордская школа
(обыденного языка( - стремилась прежде всего к созданию позитивной
концепции языковой деятельности. Ими были разработаны оригинальные идеи,
введет в оборот новый категориальный аппарат для анализа речевой
коммуникации (теория (речевых актов( Остина), описания способов
употребления психологических понятий (Райл), выявления (концептуальной
схемы( языка и познания (Стросон) и анализа моральный высказываний
(Р.Хир)...”[25]
Леонтьев А.Н.:
“...[мы деформируем различные тела и по зрительно воспринимаемой
деформации заключаем об их относительной твердости]. Идя по этому пути, мы
можем, далее, построить шкалу твердости тел и выделить такие объективные
единицы твердости, применение которых способно дать точное и независимое от
постоянно колеблющихся порогов ощущений познание данного свойства. Для
этого, однако, опыт практических действий должен отражаться в такой форме,
в которой их познавательный результат может закрепляться, обобщаться и
передаваться другим людям. Такой формой и является слово, языковой знак.
Первоначально познание свойств, недоступных непосредственно-чувственному
отражению, является непреднамеренным результатом действий, направленных на
практические цели... Познавательный результат таких действий, передаваясь в
процессе речевого общения другим людям, входит в систему знаний,
составляющих содержание сознания коллектива, общества.
Языковая форма выражения и закрепления результатов первоначально
внешнепредметной познавательной деятельности создает условие, благодаря
которому в дальнейшем отдельные звенья этой деятельности могут выполняться
уже только в речевом, словесном плане. Так как речевой процесс осуществляет
при этом прежде всего познавательную функцию, а не функцию общения, то его
внешнезвуковая... сторона все более редуцируется, происходит переход от
громкой речи к речи (про себя(, (в уме( - к внутренней словесной
мыслительной деятельности”[26].
Известный советский психолог А.Н.Леонтьев в процитированной статье
высказывает свой взгляд на сущность и причины возникновения языка как
системы фиксации результатов мыслительных процессов.
Часть II. Определения и критика
Понятие и сущность сознания
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения
объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе,
который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,
являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и
смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и
обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления
и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия
человека с действительностью и управления ею.
Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который
является совокупностью двух элементов: онтологического (вопрос о
первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости
мира).
Я придерживаюсь материалистической точки зрения на природу и сущность
сознания, ибо, по моему мнению, любое решение данного вопроса в
идеалистическом (и тем более, в субъективно-идеалистическом) духе неизбежно
приведет к солипсизму. Рассматривая “теорию пещеры” Платона, можно
заметить, что его “узники” (субъекты) могут лишь воспринимать “тени
предметов” (объективированные идеи), и становится непонятным, каким образом
осуществляется “обратная связь”, т.е. каким образом индивидуум способен
изменять действительность и способен ли он к этому вообще. В самом деле,
если “узник” увидит (вернее, ощутит) кувшин в одной ручкой и приделает к
нему вторую, то возможны два варианта - либо изначально за пределами
“пещеры” существуют все возможные идеи (теперь тень будет отбрасывать
другой кувшин, уже с двумя ручками) либо человеческое сознание и творчество
полностью детерминированы. Опасность граничащего с цинизмом
солипсистического подхода видна из процитированного в части 1 рассказа
Станислава Лема.
Таким образом, если брать термин “сознание” в философском смысле как
деятельность субъекта, направленную на познание окружающего мира и себя и
выработку отношения к данным объектам, то мне ближе всего точка зрения
Гельвеция (см. в части 1), если же брать понятие сознания в философско-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5