Рефераты. Проблемы самопознования в философии Фихте






должен кроме книги явиться 'и человек», потому что «у этого человека мысль

и воля составляют одно целое, и в таком величественном единении

воздействуют они на современность» (3. 6. 108).

С ранних лет Фихте формировался как личность чрезвычайно

деятельная, и практическая активность стала для него важнейшим жизненным

принципом. В 1790 г., сообщая в письме к невесте о своем нежелании

ограничиться обычной для «ученого сословия» чисто теоретической

деятельностью, Фихте писало своем намерении «не только мыслить», но и

«действовать во вне меня». Такого рода действование это для него также

сильнейшая «страсть», нуждающаяся в удовлетворении: «Чем больше я действую,

тем счастливее себя чувствую». Отсюда осознанная жизненная установка:

«Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем». В какой-то

мере активизм Фихте был, несомненно, следствием его темперамента, но он

имел и социальную обусловленность, которая определяла главное: конкретную

направленность фихтевских практических устремлений. В основе своей это

практическая устремленность демократически настроенного выходца из народных

низов, который с восторгом видит, как соседний народ революционным путем

освобождается от многовекового социального гнета, и который считает этот

пример вдохновляющим для всех народов. Фихте прямо утверждал значимость

французской революции «для всего человечества», квалифицируя ее как

«богатейшую иллюстрацию на тему права и достоинство человека» Щит. по: 71.

23, 24, 118, 119).

Находясь во Франции, Фихте, возможно, принял бы в развертывавшейся

там революции непосредственное участие как ее активный деятель (отметим,

что одно время Фихте подумывал о переходе во французское гражданство). Но

на родине, вне которой и в отрыве от своего народа Фихте, в сущности, не

мыслил жизнь, он оказался в состоянии действовать только как теоретик,

осознающий, впрочем, что теоретическая деятельность при определенной ее

направленности и в определенных условиях может иметь великую практическую

значимость. ' Фихте был убежден, что французская революция является

следствием идей Руссо и ... Канта (в этом он явно ошибался, но ошибка

примечательна как выражений стремления придашь такую же революционную

действенность немецкой философской мысли). Само обращение Фихте к

кантовской философии было, в сущности, обусловлено как осознанием им

запросов социальной практики, так и осознанием невозможности в тогдашних

условиях осуществлять практическое-революционное преобразование немецкой

действительности. «Так как я не мог изменить того, что вне меня, — сообщал

Фихте в начале 90-х годов одному из своих корреспондентов,— то я решился

изменить то, что во мне. Я набросился на философию и именно, само собой

разумеется, на кантовскую». В ней Фихте усмотрел соответствовавшее его

умонастроению обоснование возможности для человека действовать как

свободный субъект даже в мире, где все представляется необходимым и на

феноменальном уровне действительно таково. По убеждению Фихте, кантовская

философия «доказала» то, что прежде казалось недоказуемым, а именно

«понятие свободы». «Прямо непостижимо,—с воодушевлением восклицал Фихте, —

какое уважение к человечеству, какую силу дает нам эта система!» (61. 1.

XXXIV). Так Фихте воспринимал, прежде всего, этическую концепцию Канта,

учившую о возможности и необходимости для человека действовать нравственно

в согласии исключительно с априорным долгом, проявляя свою не подвластность

давлению эмпирических данностей. Следует заметить, что, переходя на позиции

кантовской философии, Фихте расставался со своим былым увлечением

спинозизмом, материалистическо-метафизический детерминизм которого

ориентировал на созерцательное отношение к действительности. В полемике с

такой созерцательностью Фихте писал о назначении философски мыслящего

человека: «Не знание само по себе, но деяние, сообразное своему знанию,

есть 'твое назначение... Не для праздного самосозерцания и размышления над

самим собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет,

для деятельности существуешь ты; твое действование и только оно одно

определяет твою ценность». В первую очередь Фихте считал это назначение

человека императивом для самого себя: «Веемое мышление должно иметь

отношение к моей деятельности; оно должно признать себя средством, хотя и

отдаленным, для этой цели...» (62. 72,79).

На протяжении всей своей философской деятельности Фихте выступал с

работами социально-исторического и этического характера, в которых

излагалась, как он сам это определял — практическая философия. В них прямо

определялись цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.

Однако в условиях нараставшего выявления и усиливавшейся критики «справа»

материалистических положений кантовской теоретической философии Фихте

пришел к выводу о необходимости ее существенной переработки с целью

адекватного теоретического обоснования возможности эффективного

практического действования. Полагая, что гений Канта «открывает ему истину

, не показывая ему ее оснований» и что «Кант обладает, вообще говоря,

правильной философией, но только со стороны ее результатов, а не со стороны

ее оснований», Фихте заявлял в одном из писем 1793 года, что «открыл новый

фундамент, из которого очень легко можно развить всю философию целиком» и

что «через пару лет, мне думается, мы будем иметь такую философию, которая

по очевидности будет подобна геометрии» (61. 1 . XXXIV). Фихте начал

реализацию этого замысла уже в 1794 г., на приватных лекциях о

«наукоучении», в которых излагалась его теоретическая философия.

Заметим, что этот замысел складывался у Фихте с учетом той критики,

которая обращала внимание на несогласованности и противоречия в

теоретической философии Канта. Особенно большое впечатление на Фихте

произвели соответствующие замечания Шульце. При этом Фихте учитывал и

конструктивные соображения тех критиков Канта, которые ориентировались на

«усовершенствование» его «трансцендентального идеализма».

«НАУКОУЧЕНИЕ» КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Свое «наукоучение» Фихте вынужден был разрабатывать в условиях

крайней спешки, поскольку был поставлен перед необходимостью немедленно

излагать его перед студентами в лекционном курсе. Если Кант трудился над

«Критикой чистого разума» более десяти лет, прежде чем обнародовал свое

учение о теоретическом разуме, то Фихте, Явившись в Йену лишь с общим

замыслом «наукоучения», располагал для его развертывания в систему

следующих друг за другом и взаимосвязанных положений лишь днями,

отделявшими одну лекцию от другой. По ходу дела Фихте был обязан

предоставлять в распоряжение студентов «конспекты», т. е., в сущности,

резюме своих лекций, и» которых и составились его публикации о новой версии

«трансцендентального идеализма», и которые с неизбежностью оказывались

эскизными, даже «тезисными», что вызывало потребность в их последующей

доработке и довольно серьезной переработке. Это «О понятии наукоучения, или

о так называемой философии» (1794), «Основа общего наукоучения»

(1794),«Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической

способности» (1795), «Первое введение в наукоучение» (1797), «Второе

введение в наукоучение» (1797), «Опыт нового наукоучения» (1797).В 1800 г.

Фихте опубликовал претендующее на популярность «Ясное, как солнце,

сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии». Не

задолго до кончины Фихте намеревался с исчерпывающей обстоятельностью , в

виде всесторонне разработанной и завершенной системы изложить свою

теоретическую философию, которую он счел наконец-то представившейся ему

самому «с полной ясностью» Внезапная смерть не дала возможность Фихте

взяться за реализацию этого намерения, да он едва ли и преуспел бы в этом,

настолько велики были к середине 10-х годов внутренние трудности на пути

задуманного предприятия и настолько привычная «эскизность» стала

существенной чертой фихтевского мышления.

Принципы. Соединительным звеном между практической и теоретической

частями философии Фихте явился принцип свободы. Но если в практической

философии Фихте свобода понималась во многом достаточно реалистически (по

крайней мере, в йенский период), то в его теоретической философии она

подверглась идеалистической мистификации. Фихте пришел к мысли, что с

человеческой свободой несовместимо признание объективного существования

вещей окружающего мира, и потому революционное преобразование социальных

отношений должно быть дополнено философским учением, выявляющим

обусловленность этого существования человеческим сознанием. Свое

субъективно-идеалистическое учение Фихте считал теоретической параллелью

французской революции. «Моя система ,— утверждал он в одном из писем ,— это

первая система свободы; как та нация (французская. — В. К.) освободила

человека от внешних оков ,так и моя система освобождает от вещей самих по

себе» (Цит. по: 7. 125). Более того, Фихте полагал, что именно

«наукоучение» впервые дает необходимое философское обоснование практической

деятельности, реализующей свободу. Такая трактовка практической '

деятельности привела Фихте на позиции идеалистического волюнтаризма,

постепенно ставшего доминирующим в практической философии Фихте и

послужившего теоретическим основанием для элиминаций из нее революционного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.