Рефераты. Проблемы истины \объективность, относительность, абсолютность, конкретность истины). Критерии истины






решить вопроса об истинности или ложности какого-либо теоретического

построения. Единство теории и практики — важнейшее методологическое

положение марксистской философии, которое служит руководящей нитью в

исследовании предмета и в установлении истинности добытого знания. Как

известно, научное положение считается доказанным, если оно выведено

логическим путем из других положений, истинность которых была ранее

установлена. Но нельзя решить вопроса об истинности какого-либо научного

положения, которое служит аргументом в доказательстве, или о правильности

самого логического выведения, если не выйти за пределы мышления в область

практической деятельности. Объективно ли содержание нашего мышления, имеем

ли мы дело с реальными свойствами предмета, или же мышление впало в

иллюзию, движется в области субъективных представлений, оторванных от

постижения свойств, закономерностей, присущих объективному миру? На эти

вопросы нельзя получить научного ответа, не обращаясь к практике, к

изучению результатов практического переустройства действительности на

основе познанных закономерностей.

Учение о доказательстве, игнорирующее роль практики в процессе

установления объективной истинности мышления, не может быть научным, ибо

практике принадлежит решающая роль в доказательстве. Диалектика, определяя

путь познания истины, вместе с тем устанавливает способ и средства

доказательства истинности знания путем признания определяющей роли практики

как основы познания и критерия его истинности.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или

опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” —

так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит

молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически

ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается,

совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его

объема, наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Марксистская философия берет практику не в изоляции от объективных

законов природы и общества, а в тесной связи с ними. Анализ практики, ее

сущности и целей неминуемо приводит к изучению общества на данном этапе его

развития, иначе она станет абстрактной, вне мира витающей деятельностью

субъекта. Понятие практики должно обогащаться анализом общественно-

исторического движения, совершающегося в нашу эпоху, и его отражения в

понятиях и теориях социальных наук. Современный мир человека расширился,

обогатилась практика не только за счет включения в сферу человеческой

деятельности новых объектов природы, таких, как микромир и космос. В

активную всемирно-историческую деятельность вошли новые народы, страны,

социальные слои.

Опыт познания социальной жизни людей необходим для раскрытия

содержания природы познания, в частности его отношения к отражающему

предмету. Отсюда понятно, почему так важно изучение методологии

общественных наук не только для их развития, но и для познания понимания

вообще. Более того, по существу ни одна категория диалектического

материализма не может развиваться и обогащаться новым содержанием, а тем

самым быть формой мышления без учета опыта познания истории и теории

современного общества.

Марксизм понимает практику как чувственно-материальную деятельность,

направленную на изменение форм объективной реальности, будь то природной

или социальной. В материализме практика — категория, раскрывающая свое

содержание в соотношениями с другими понятиями, в частности с понятием

субъекта и объекта. Часто обращается внимание только на ту сторону, что

практика связана с деятельностью субъекта. Но не всякая деятельность

человека является практикой. В последнее время нередки случаи, когда и

теоретическую деятельность считают практикой на том лишь основании, что она

тоже результат деятельности человека. Идеальное как деятельность субъекта

вытекает из практики, но это не значит, что она и есть сама практика. Можно

ставить вопрос о месте идеального в структуре практики и решать его не надо

ни путем метафизического противопоставления, ни путем отождествления их.

И противопоставление и отождествление возникает в результате понимания

практики только как субъективной деятельности, не раскрывая того, что это

собственно за деятельность, каков ее объективный предмет. Практика —

единство субъекта и объекта, она — активна по своей форме, но предметно-

чувственна по своему содержанию и результатам. И здесь видно ее отличие от

идеального, ценность и значение которого не заложены в нем самом, а в чем-

то ином, что возникает в результате его практической реализации. В то время

как практика сама изменяет реальность, не творит объект и его внутренне-

необходимые связи и отношения, а предполагает и выделяет его как нечто

налично данное, предмет своего применения и изменения. “Человек в своей

практической деятельности, — пишет В.И.Ленин, — имеет перед собой

объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность”.

В.И.Ленин ставил задачу соединения практики и познания, но он никогда не

отождествлял их и не считал само познание практикой.

Поэтому в диалектическом материализме, с одной стороны, объект

включается в структуру практики, а с другой — сама практика входит в

объективную реальность.

В единстве субъекта и объекта в практике активной стороной выступает

субъект, а определяющей — объект. Сама деятельность субъекта и его

активность содержательно обусловлены свойствами и закономерностями объекта,

ранее постигнутыми человеком. Последний действует и в мысли и в практике по

законам объективной реальности.

Уровень самой человеческой практики зависит от степени развития

субъекта, но последняя обусловлена тем, какая объективная реальность, в

какой мере и в каких формах вошла и определила его деятельность.

Современное человечество и практика значительно превосходят людей XIX и

начала XX столетия, ибо в сферу его деятельности вошли новые объекты.

Правильное понимание соотношения субъективного и объективного в

практике является ключем для решения многих философских вопросов и в

частности теории познания.

Практика выступает основой, критерием истинности знания именно потому,

что она соединяет в себе объективную природу с преобразующей ее

человеческой деятельностью. Именно эта настоящая, реальная практика и

порождает человеческое знание, являющееся, несмотря на свою субъективную

форму, объективным по источнику и содержанию, т.е. целенаправленно,

творчески-активно отражающим вещи, явления и процессы объективной

реальности. Практика и делает отношение субъект-объект объективным.

Как писал В.И.Ленин [7]: “Так как критерий практики, — т.е. ход

развития всех капиталистических стран за последние десятилетия, —

доказывает только объективную истину всей общественно-экономической теории

Маркса вообще, а не той или иной части, формулировки и т.п., то ясно, что

толковать здесь о “догматизме” марксистов, значить делать непростительную

уступку буржуазной экономии. Единственный вывод из того, разделяемого

марксистами, мнения, что теория Маркса есть объективная истина, состоит в

следующем: идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к

объективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же

по всякому другому пути, мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и

лжи”.

Литература

1.Босенко В.А. “Диалектика как теория развития”. — Издательство

Киевского университета, 1966. — 247с.

2.Ильенков Э.В. “Диалектическая логика”. — М.: Политиздат, 1984. —

320с.

3.Ильенков Э.В. “Ленинская диалектика и метафизика позитивизма:

Размышления над книгой В.И. Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. — М.:

Политиздат, 1980. — 174с.

4.Ильенков Э.В. “Философия и культура”. — М.: Политиздат, 1991. —

464с.

5.Копнин П.В. “Диалектика, логика, наука”. — М.: “Наука”, 1973. —

463с.

6.Ленин В.И. “Еще раз о профсоюзах”, т. 42, с. 290

7.Ленин В.И. “Материализм и эмпириокритицизм”, т. 18, гл. 2

8.Ленин В.И. “Философские тетради”. — М.: Политиздат, 1965. — 752с.

9.Маркс К., Энгельс Ф. “Л.Фейербах и конец классической немецкой

философии”, т. 21, с. 283-285

10.Энгельс Ф. “Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный

господином Евгением Дюрингом”. — М.: Политиздат, 1983. — 483с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.