Рефераты. Проблема субстанции в философии






существования во времени. "Движение" каждой монады есть ее духовное

изменение, развитие. Вся огромная совокупность монад напоминает "народ",

сознание которого есть сочетание сознаний составляющих его отдельных монад-

личностей.

Имея общую духовную природу и общее происхождение, все монады не

тождественны друг другу, подобно тому, как различаются характеры, ум и

взгляды людей. Различия между монадами, как и между человеческими душами,

могут быть указаны по крайней мере по двум основным параметрам - по

"углу зрения" на мир, т. е. по оригинальности структуры сознания, и по

степени общего развития, активности и совершенства.

Согласно принципу постепенности, монады не только отличаются друг от

друга, но и в той или иной мере похожи друг на друга именно так, как

это бывает у людей, в результате чего образуются различные группы и виды

монадного царства.

Всеобщая совокупность монад похожа и на республику: ведь подобно

душам людей каждая из них - обособленный мир, обладающий своим

содержанием, в которое не может внедриться никакое духовное содержание

извне и из которого не может ничего "просочиться" вовне. Каждая монада -

замкнутый космос, и отсюда знаменитое изречение Лейбница: "Монады вовсе

не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда

выйти". Монады не могут воздействовать ни на что вовне себя и сами не

подвержены никакому внешнему влиянию - в этой самодостаточности их

совершенство, а в их самоограниченности гарантия того, что мир

представляет собой не хаос, а систему.

Лейбниц мечтал как о гармоничной координации монад, так и об их

субординации, образующей систему управления. Но все это недостижимо,

поскольку противоречит самозамкнутости монад, а объяснение Лейбница, что

одни монады охотно подчиняются другим, если близки их взгляды на мир,

крайне искусственно. Если монады самозамкнуты, то невозможна не только их

организация в систему руководства и подчинения, но и диалог.

Изъяв монады из реального вещественно-протяженного мира, Лейбниц

обособил тем самым существенные отношения от феноменальных: факт

взаимодействия между вещами перестал быть в его глазах свидетельством

связей между монадами. "Метафизическим точкам" невозможно общаться друг с

другом, если нет пространства для их общения и сами они

внепространственны.

Перенесение окказионалистского решения проблемы на монады, по которому

бог, беспрерывно воздействуя на них, гармонизирует и приводит во

взаимно однозначное соответствие их состояния, не вполне удовлетворило

Лейбница. Оставалось именно в собственной внутренней деятельности каждой

монады искать причину ее единства со всеми остальными монадами и описать

процессы, ведущие к этому единству. Отсюда вытекала задача

охарактеризовать эту внутреннюю деятельность монад именно как определенную

историю их жизни.

Данный замысел содержал в себе некоторое диалектическое зерно. Оценка

этого замысла носит двойственный характер. Акцент на беспредельную

неисчерпаемость содержания каждой монады усиливает то качественное

многообразие мира, которое определяется фактом различия всех монад друг от

друга. И если их оригинальность и неповторимость говорит скорее против

мирового единства и гармонии, чем в его пользу, то бесконечное многообразие

внутри каждой из них дает надежду на обретение этого единства и гармонии

вновь, потому что в каждой монаде может быть нечто такое, что

соответствует

в тот или иной момент времени состояниям и изменениям всех остальных

монад.

Если же ограничиться лишь самодостаточностью для каждой монады ее

внутреннего индивидуального мира, то тем самым закрепляются метафизические

черты всей системы Лейбница. Внутреннее в таком случае обособляется от

внешнего, монада ревниво замыкается в своем личном и неповторимом, хотя в

этом неповторимом всегда можно найти что-то, приблизительно соответсвующее

неповторимым чертам каждой из всех прочих монад. Иного результат и не

могло быть, коль скоро субстанция Спинозы - весь макромир, а субстанция

у Лейбница - это частный и строго индивидуальный микромир.

Как Лейбниц понимал внутреннее развитие монад? Каждая из них живет

более или менее интенсивной жизнью, которую можно объяснить опять по

аналогии с психической жизнью людей: ощущения, созерцания, представления,

самосознание - вот ее ступени. Монады как бы двулики: стремление и

восприятие - это две стороны их жизни. Саморазвитие каждой монады - это

переход ее ко все более высоким ступеням сознания, что совпадает с

прогрессом ее познания. Впоследствии эту идею Лейбница сделал центральным

принципом своей философии Гегель: развитие субстанции, ее самосознания и

познания есть одно и то же.

Развитие монады происходит в соответствии с принципом непрерывности.

Представления, будучи у одной и той же монады в разное время и у разных

монад в одно и то же время неодинаковыми и обладая разной степенью ясности,

постепенно делаются все более отчетливыми и полными.

Самые низшие монады - "голые"; они составляют главным образом

неорганическую природу, и их нельзя назвать ни мертвыми, поскольку смерти

нет, ни живущими той жизнью, которой живут сознающие души. Эти монады "спят

без сновидений", и они составляют камни, землю, траву и т. п.

Между так называемой неживой природой и живой существует непрерывная

связь через цепочку посредствующих звеньев, т. е. промежуточных существ.

Здесь вступает в силу принцип непрерывности метода Лейбница. Ступени

перехода есть и внутри органической природы - между растениями и животными

и людьми.

Второй класс монад отличается тем, что его элементы обладают

ощущениями и созерцаниями. Самым неразвитым представителям этого класса

свойственны пассивные, т. е. подсознательные и полусознательные, смутные

созерцания. Излюбленными примерами таковых служат у Лейбница едва слышный

для нас шорох, издаваемый падающей песчинкой, и слабый шум прибрежных

волн. Но это значит, что смутные перцепции, по Лейбницу, имеются не только

у низших, но и у развитых монад (душ). Основной состав второго класса -

животные. Их деятельность преимущественно страдательна, пассивна;

самосознание им не свойственно.

Третий, самый высокий из известных нам класс монад образуют души людей.

Усредненный элемент третьего класса был для Лейбница той моделью, по

которой он формировал учение о монадах вообще.

Итак, монады при всем безграничном их качественном разнообразии,

составляют всеобщую последовательность, систему. Развитие монад низшего

класса имеет целью достижение состояния монад более развитых, животных, а

развитие последних устремлено к состоянию духов. Но и у высших, духовных

монад, т. е. людей, наблюдается та же картина - их сознательной жизни,

ориентированной на развитие научного и философского мышления,

предшествуют довольно примитивные состояния как в детстве, так и на

начальных стадиях познания ими любого объекта, поскольку оно начинается с

пассивной чувствительности. В монаде более высокого ранга всегда

присутствуют низшие состояния. В свете этого учения Лейбница получает

новое осмысление теория Аристотеля о трех уровнях (видах) души -

растительном, животном и разумном, т. е. мыслящем. Рациональное содержание

этой теории в том, что высшие функции организма не могут осуществляться

иначе как на основе низших функций, то есть первые зависят от последних.

Сходство программ всех монад выражается и в общности тенденций

развития их эмоциональной жизни. Совершающиеся в них познавательные

процессы внутренне связаны с желаниями, составляющими как бы их другую

сторону. По мере усиления познавательной активности монад возрастают и их

желания, которые в свою очередь становятся источником дальнейшего

прогресса монад, их ориентации на переход во все более высокие, т. е.

совершенные состояния. Монады к этой цели "страстно" стремятся, их

объединяет в этом общая по содержанию телеология, хотя она всегда в разной

мере реализуется разными монадами, и иерархия по степеням совершенства

имеет место также с точки зрения степени реализации общей для всех них

цели.

Каков же конечный пункт телеологического развития монад и как "далеко"

он "отстоит" от людей? Каков исходный пункт их развития в мировой

последовательности?

Вопрос об исходном пункте решается с точки зрения непрерывного ряда

"метафизических дифференциалов": какая бы неразвитая монада не была

названа, всегда можно в принципе указать какую-то другую, еще менее

развитую, так что, обозначая "начало" всемирной последовательности через

"какую разновидность бесконечного множества. Таким же подходом определяется

решение проблемы существования класса или классов монад post humanum -

после людей.

Конкретный ответ здесь невозможен, так как действует принцип "высшие

монады непостижимы для низших", но общий характер ответа намечается

явственно - такие классы не могут не существовать, ибо нет конца ни

желаниям монад-людей, то есть стремлению их к дальнейшему

совершенствованию, ни общему прогрессу всего их коллектива. Лейбниц

считает, что во Вселенной есть живые существа, более совершенные, чем

люди.

Однако высший пункт в цепи прогрессирующих монад - это не люди, но и

не существа, более совершенные, чем человек. А существует ли этот пункт

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.