Рефераты. Проблема субстанции в философии






(Телеология). Марксизм-ленинизм все разновидности идеализма подразделяет на

две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности

личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание,

и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию

индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным

идеализмом не абсолютно, Многие объективно-идеалистические системы содержат

элементы субъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты,

пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного

идеализма. В истории философии объективно-идеалистические учения

первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической

формой объективного идеализма. была философия Платона. Особенность

объективного идеализма Платона, свойственная древн. идеализму, вообще —

тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь

усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда

развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним

мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма еще сильнее выражена в

эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии

(Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма,

произведенная прежде всего Фомой Аквннским, основывалась на

фальсифицированном аристотелизме. Основным понятием объективно-

идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало

понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее

волю вне-природного бога, который мудро распланировал конечный во времени и

пространстве мир, Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени

по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался

субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализм

стала гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии

Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от

сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое

положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а

с др.— объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера

этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в

философии Фихте, а объективно-идеалистическая—в философии Шеллинга и,

особенно, Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического

идеализма.

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis — вещественный) —философское направление,

противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность

всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское

мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки

зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает

первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает

извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и

пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает

его как отражение внешнего мира, утверждая, таким образом, познаваемость

природы. Обобщая достижения наук, материализм способствовал росту научного

знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало

благотворное влияние на успехи человеческой практики. В процессе

взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы

самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с

возникновением философии, в рабовладельческих обществах древней Индии,

Китая и Греции — за несколько вв. до н. э. в связи с прогрессом научных

знаний в области астрономии, математики и др. наук. Общая черта древнего,

во многом еще наивного материализма. (Лао-цзы, Ян Чжу. Ван Чун, школа

локаята. Гераклит, Анак-сагор. Эмпедокя. Демокрит, Эпикур и др.) состоит в

признании материальности мира, его существования независимо от сознания

людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее

первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой

древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении

материи (Левкипп, Демокрит) . Многие древние материалисты были стихийными

диалектиками. Однако большинство из них еще не проводили четкого

различения между физическим я психическим, наделяя свойствами последнего

всю природу (Гилозаизм). Развитие материалистических и диалектических

положений сочеталось еще в древнем материализме - с влиянием мифологической

идеологии. В средние вв. материалистические тенденции проявлялись в форме

номинализма, учений о «вечности природы и бога» и раннепантеистических

ересей. В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Бруно, ряд представителей

натурфилософии этой эпохи) часто был облечен в форму пантеизма и

гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал

материализм античности. Дальнейшее свое развитие материализм получил в

17—18 вв. с странах Европы (Бэкон. Галилей, Гоббс. Гассенди, Спиноза.

Локк). Эта форма материализма - возникла на почве зарождающегося

капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая

в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели

борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к

опыту как учителю и к природе как объекту философии. Материализм 17—18 вв.

связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что

обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософских

материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать

последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Другой

особенностью материализма этой эпохи было стремление к анализу, к

разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с

другом области н объекты наследования и рассмотрение их вне развития. Среди

представителен материалистической философии этого периода особое место

занимают французские материалисты 18 в. (Ламетри. Дидро, Пельвеций и

Гольбах}. Оставаясь в целом на позициях механистического понимания

движения, они вслед за Толандом рассматривали его как универсальное и

неотъемлемое свойство природы; полностью отказались от деистической

непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. Органическая

связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, у французских

материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы

материализма на Западе был «антропологический» М. Фейербаха. Вместе с тем у

Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому

материализму созерцательность. В России и др. странах Вост. Европы во

второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии материализма. явилась

философия революционных демократов (Белинский, Герцен., Чернышевский,

Добролюбов, Маркович и Др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и

др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и

метафизического метода. Марксом и Энгельсом к середине 19 в. был создан

диалектический материализм. В дальнейшей истории материализма уже резко

обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и

исторического материализма, с одной стороны, и ряд упрощенных

разновидностей материализма (с марксистской точки зрения) — с другой.

Выше были приведены краткие описания основных философских течений

имеющих непересекающиеся взгляды на сущность субстанции. Для раскрытия

глубины проблемы приведу мировоззрения некоторых философов принадлежащих

тому или иному течению.

VIII. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ.

БАРУХ СПИНОЗА ( философский взгляды характерные монизму ).

Барух Спиноза (известное написание его имени Бенедикт – латинизированная

версия его подлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей

школы рационализма. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета

рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как,

например, наследие Рене Декарта, но немногие его работы отличаются

великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Последовательный

сторонник применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли,

он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в

математическом изложении даже в своих философских работах. Рассматривая

философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия в которых

развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось

работать. Он родился в Амстердаме в семье евреев, бежавших из Португалии от

религиозных преследований. В большой еврейской общине, сложившейся к тому

времени в Нидерландах царила атмосфера религиозного фанатизма и

нетерпимости. Первоначальное образование он получил в семиклассном

еврейском училище, где преподавалось еврейское богословие и древнееврейский

язык. Первоначально он подавал большие надежды, и его родители надеялись,

что он станет новым светилом в иудаистской религии. Однако пытливая натура

молодого Баруха не находила удовлетворения в сухом догматизме Талмуда. Он

начал изучать математику и медицину, все более и более удаляясь от общины.

Кульминацией этого постепенного разрыва стало его отлучение от религии

произошедшее в 1656 году. Примерно в это время он написал свою первую

работу «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье». (1658-1660гг.).

Дальнейшая судьба Спинозы также была нелегкой, он много работал, но очень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.