Рефераты. Проблема метода познания в философии Ф. Бекона и Р. Декарта






что последует", очистить, пригладить и выровнять площадь ума, "утвердить ум

в хорошем положении и благоприятном аспекте". Речь идет о создании новых

общественных и одновременно индивидуальных установок, новых принципов

подхода к изучению и развитию науки, об обеспечении тех социально-

психологических условий, которые отнюдь не самодостаточны, но в качестве

исходных и предварительных необходимы и желательны. И в этом смысле

значение теории призраков Бэкона выходит далеко за пределы породивших его

конкретно-исторических задач. В нем заключено и общесоциальное содержание.

Бэкон правильно перечисляет здесь опасности, которые угрожают науке во

времена массового поклонения авторитетам, в периоды особой догматизации

знаний и принципов. Прав Бэкон и в том, что личные, индивидуальные

интересы, склонности, весь строй привычек и устремлений оказывают

определенное и часто отрицательное влияние на деятельность данного индивида

в науке, а в некоторой степени — на развитие знания вообще.

УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИЛОСОФИЮ XVII в.

Первое требование метода: отправляясь от твердого убеждения в

единстве, целостности природного универсума, в существовании единой

всеобщей ("божественной") закономерности, управляющей всеми телами и всеми

процессами, философы XVII столетия, тем не менее, видят главную свою задачу

в "разложении", "раздроблении" природы, "обособлении", "отдельном"

изучении конкретных тел и процессов, а также в "раздельном" описании и

анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и

ее закона — 'с другой. "Следует, — пишет Бэкон, — совершать разложение и

разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который еcть как бы

божественный огонь". Бэкон выступает против тех людей, чей разум "пленен и

опутан привычкой, кажущейся целостностью вещей и обычными мнениями", кто не

видит настоятельной (мы скажем: исторической) необходимости, в том числе во

имя созерцания целого, единого, расчленить целостную картину природы,

целостный образ вещи и т. д.

Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого

расчленения, гласит: расчленение не есть самоцель, но средство для

выделения наиболее простого, наиболее легкого Бэкон характеризует данное

требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна

быть разложена на "простые природы", а затем выведена из них (например,

"простые природы" золота — его желтизна, ковкость). Во-вторых, предметом

рассмотрения должны стать простые, "конкретные тела, как они открываются в

природе в ее обычном течении". "...Эти исследования, — поясняет далее

Бэкон, — относятся к естеством слитым — или собранным в одном построении, и

здесь рассматриваются как бы частные и особые навыки природы, а не основные

и общие законы, которые образуют формы".

Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал,

простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о

конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их

конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует

"открывать форму природы, или истинное отличие, или производящую природу,

или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас слова, более всего

приближающиеся к обозначению этой цели)". Речь идет, собственно, об

открытии "закона и его разделов" (это содержание и вкладывает Бэкон в

понятие "формы"), причем такого закона, который мог бы служить "основанием

как знанию, так и деятельности". Но если простое есть одновременно закон,

сущность, "форма" (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для

понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным

расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного,

интеллектуального "рассечения"

Высоко оценивая необходимость реального эмпирического исследования,

владеющего различными способами разложения и обнаруживающего неоднородность

целого, признавая, что "необходимо разделение и разложение тел", Бэкон

вместе с тем требует решительного перехода "от Вулкана к Минерве", т- е. от

простого применения огня к употреблению разума и мудрости. Но как же

предотвратить опасность, исходящую от лавины эмпирических опытов? Как

перекинуть мостик от эмпирического к философскому, теоретическому

содержанию?

Четвертое требование метода отвечает на этот вопрос. "Прежде всего, —

пишет Бэкон, — мы должны подготовить достаточную и хорошую Естественную и

Опытную Историю, которая есть основа дела". Иными словами, мы должны

тщательно суммировать, перечислить все то, что говорит природа разуму,

"предоставленному себе, движимому самим собой". Но уже в ходе перечисления,

предоставления разуму примеров необходимо следовать некоторым

методологическим правилам и принципам, которые заставят эмпирическое

исследование постепенно превратиться в выведение форм, в истинное

истолкование природы.

СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ БЭКОНА

Когда говорят о Бэконе как политике, то печальный конец его карьеры

как бы заслоняет значимость сделанного мыслителем на социально-политическом

поприще и в социальной мысли. Между тем его «Новая Атлантида" и «Опыты и

наставления» были вполне здравыми и важными для XVII в., а размах его

социально-устроительной активности был поистине огромным. Это и в

дальнейшем станет характерной чертой деятельности английских философов XVII-

XVIII вв.

Мы уже говорили о высокой оценке Бэконом новой механики. "Механические

изобретения", заявляет он, "несравнимы ни с какими духовными факторами в их

"влиянии на человеческие дела". Богатство также постепенно становится — в

противовес аскетическому идеалу средневековья — вполне "позитивной"

общественной и человеческой ценностью. Так, в отличие от бедных,

отказавшихся от частной собственности обитателей Утопии, жители бэконовской

Новой Атлантиды высоко ценят богатство, главным источником которого, по

убеждению Бэкона, является неизмеримо возросший уровень техники и науки

Производственные и технические возможности идеального общества Бэконом

неизмеримо расширены, но все-таки их изображение проистекает из

безоговорочного одобрения технического развития существовавшего в эту эпоху

социального организма. "Есть у нас дома механики, где изготовляются машины

и приборы для всех видов движения". — Так рассказывает в «Новой Атлантиде»

представитель Дома Соломона, технического и научного общества,

сосредоточившего в своих руках изобретения, применение техники, научные

открытия и их популяризацию. "Там получаем мы более быстрое движение, чем,

например, полет мушкетной пули или что-либо другое, известное вам, а также

учимся получать движение с большей легкостью и с меньшей затратой энергии,

усиливая его при помощи колес и других способов, — и получать его более

мощным, чем это умеете вы... Есть у нас суда и лодки для плавания под водой

и такие, которые выдерживают бурю; есть плава-тельные пояса и другие

приспособления, помогающие держаться на воде. Есть различные сложные

механизмы, часовые и иные, а также приборы, основанные на вечном движении.

Мы подражаем движениям живых существ, изготовляя для этого модели людей,

животных, птиц, рыб и змей. Кроме того, нам известны и другие виды

движения, удивительные по равномерности и точности "33-В фантастической для

того времени картине, начертанной Бэконом, нет, тем не менее, ничего

утопического, за исключением разве мечты о пресловутом "вечном двигателе";

картина будущих открытий дана со строгим учетом реальных технических

возможностей.

Позитивное отношение к современному экономическому строю вообще весьма

характерно для взглядов Бэкона и ряда его современников: Бэкон выступает за

увеличение колоний, давая подробные советы, касающиеся наиболее

"справедливой" и безболезненной колонизации; непосредственный участник

экономической политики Англии, он высоко отзывается о деятельности торговых

и промышленных компаний; его сочувствие вызывает личность честного дельца,

инициативного предпринимателя; Бэкон дает немало рекомендаций относительно

наиболее "предпочтительных", гуманных способов личного обогащения и т. д.

Противоядие против бедности, а значит, против массовых смут и беспорядков

Бэкон усматривает не только и не столько в гибкой и тонкой политике

(которая его, конечно, весьма привлекает), сколько в экономическом

пресечении бедности и в увеличении общественного богатства. Конкретные

способы, рекомендуемые Бэконом, — мудрое экономическое и налоговое

регулирование, но в особенности "открытие торговых путей",

"усовершенствование земледелия" и "поощрение мануфактур".

Таковы основные идеи великого мыслителя Фрэнсиса Бэкона, лорда

Веруламского.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.