существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был,
правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть
реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук,
на что не преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду с физикой
или медициной фигурировали теология и магия. Но тот же Гегель с
признательностью отмечал: "Этот набросок, несомненно, должен был вызвать
сенсацию у современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную
картину целого, о которой раньше не помышляли".
По стилю своего философствования Ф. Бэкон — великий систематизатор и
классификатор, что надо понимать не в чисто формальном смысле. Вся его
работа философа и писателя строится так, что любая глава книги служит как
бы частью заранее составленной и строго выполняемой классификаторской
схемы.
НОВЫЙ ОРГАНОН
Книга Ф. Бэкона «Новый органон» начинается с «Афоризмов об
истолковании природы и царстве человека». Раздел открывается замечательными
словами Ф. Бэкона: "Человек, слуга и истолкователь природы, столько
совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или
размышлением, и свыше этого он не знает и не может". Обновление науки — это
ее "обновление до последних основ" (афоризм XXXI). Прежде всего оно
предполагает, согласно Бэкону, опровержение и, насколько возможно,
устранение призраков и ложных понятий, "которые уже захватили человеческий
разум и глубоко в нем укрепились" (афоризм XXXVIII). Бэкон придерживается
того мнения, что старый, унаследованный от средневековья и идеологически
освященный церковью и схоластикой способ мышления переживает глубокий
кризис; это знание (и соответствующие ему способы исследования)
несовершенно по всем линиям: оно "в практической части бесплодно, полно
нерешенных вопросов; в своем росте медлительно и вяло; тщится показать
совершенство в целом, но дурно заполнено в своих частях; по содержанию
угождает толпе и сомнительно для самих авторов, а потому ищет защиты и
показной силы во всевозможных ухищрениях".
Труден путь человеческого познания. Здание природы, в котором
приходится прокладывать путь познающему человеку, подобно лабиринту, дороги
здесь разнообразны и обманчивы, сложны "петли и узлы природы". Познавать
приходится при "неверном свете чувств". Да и те, кто ведет людей по этому
пути, сами сбиваются с дороги и увеличивают число блужданий и блуждающих.
Вот почему требуется внимательнейшим образом изучить принципы познания.
"Надо направить наши шаги путеводной нитью и по определенному правилу
обезопасить всю дорогу, начиная уже от первых восприятии чувств". Поэтому
великое дело восстановления наук Бэкон разбивает на две части: первая,
"разрушительная", должна помочь человеку "осуществить совершенный отказ от
обычных теорий и понятий и приложить затем заново к частностям очищенный и
беспристрастный разум". Поддерживая впоследствии это великое дело Бэкона,
Декарт справедливо заметит, что позитивные успехи, достигнутые им в науке,
есть следствия и выводы из пяти-шести преодоленных "главных трудностей".
«Беспристрастный разум» есть та исходная точка, в которой может и должно
быть применено учение о методе, — положительная, собственно "созидательная"
часть восстановления наук. Предложенная здесь
Бэконом структура учения о познании по сути дела заимствуется, как мы
увидим, Декартом и Спинозой.
Итак, первая задача — разрушительная, задача "очищения", освобождения
разума, подготовка его к последующей позитивной творческой работе. Эту
задачу Бэкон стремится решить в своем знаменитом учении о "призраках", или
"идолах".
УЧЕНИЕ О ПРИЗРАКАХ
"Наше учение об очищении разума для того, чтобы он был способен к
истине, заключается в трех изобличениях: изобличении философий, изобличении
доказательств и изобличении прирожденного человеческого разума", — пишет
Бэкон. Соответственно этому Бэкон различает четыре рода "призраков" —
помех, препятствующих подлинному, истинному познанию:
1) призраки рода, имеющие основание "в самой природе человека, в
племени или в самом роде людей";
2) призраки пещеры, заблуждения отдельного человека или группы людей,
обусловленные "малым миром", "пещерой" индивида или группы;
3) призраки рынка, проистекающие из взаимного общения людей, и,
наконец,
4) призраки театра, "которые вселились в души людей из разных догматов
философии, а также из превратных законов доказательств".
Призраки рода, по Бэкону, неотъемлемо присущи человеческому познанию,
которому свойственно "примешивать к природе вещей свою природу", из-за чего
вещи предстают "в искривленном и обезображенном виде". Каковы же эти
призраки? Человеческий разум склонен, по Бэкону, приписывать вещам больше
порядка и единообразия, чем он способен действительно отыскать в природе.
Разум человека, далее, придерживается однажды принятых положений, стремится
искусственно подогнать новые факты и данные под эти свои или
общераспространенные убеждения. Человек обычно поддается тем доводам и
аргументам, которые сильнее поражают его воображение. Бессилие ума
проявляется и в том, что люди, не задерживаясь должным образом на изучении
частных причин, устремляются к всеобщим объяснениям, не выяснив одного,
хватаются за познание другого. "Жаден разум человеческий. Он не может ни
остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше". Ум по природе
своей склонен рассекать природу на части и текучее мыслить как постоянное.
Разум человека теснейшим образом связан с миром чувств. И отсюда
проистекает, по Бэкону, громадная "порча" познания.
Призраки пещеры возникают потому, что "свойства души" различных людей
весьма разнообразны; одни любят частные науки и занятия, другие больше
способны к общим рассуждениям; "одни умы склонны к почитанию древности,
другие охвачены любовью к восприятию нового". Эти различия, проистекающие и
из индивидуальных склонностей, и из воспитания и привычек, существенным
образом влияют на познание, замутняя и искажая его. Так, сами по себе
установки на новое или старое отклоняют человека от познания истины, ибо
последнюю, как убежден Бэкон, "надо искать не в удачливости какого-либо
времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен".
Призраки рынка порождаются неправильным употреблением слов и имен:
слова могут обратить свою силу против разума. Тогда, подчеркивает Бэкон,
науки и философия становятся "софистическими и бездейственными", "громкие и
торжественные" споры вырождаются в словесные перепалки. При этом зло,
проистекающее от неправильного употребления слов, бывает двух родов. Во-
первых, названия даются несуществующим вещам и по поводу этих фикций,
вымыслов создаются целые теории, столь же пустые и ложные. В данной связи
Бэкон упоминает о словах и понятиях, порожденных суеверием или возникших в
русле схоластической философии. Вымыслы на время становятся реальностью, и
в этом состоит их парализующее влияние на познание. Однако отбросить этот
род призраков легче: "для их искоренения достаточно постоянного
опровержения и устаревания теорий" - Но есть, во-вторых, призраки более
сложные. Это те, которые проистекают "из плохих и невежественных
абстракций". Здесь Бэкон имеет в виду неопределенность того смысла, который
связывается с целым рядом слов и научных понятий, пущенных в широкий
практический и научный обиход.
Отличие призраков театра состоит в том, что они "не врождены и не
проникают в разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из
вымышленных теорий и превратных законов доказательств". Здесь Бэкон
рассматривает и классифицирует те типы философского мышления, которые
считает принципиально ошибочными и вредными, препятствующими формированию
непредубежденного разума. Речь идет о трех формах ошибочного мышления:
софистике, эмпиризме и суеверии. Бэкон перечисляет отрицательные
последствия для науки и практики, вызванные догматической, фанатичной,
"докторальной" приверженностью к метафизическим рассуждениям или, наоборот,
к сугубому эмпиризму. Корень неудовлетворительности созерцательно-
метафизической философии -непонимание или сознательное пренебрежение тем
обстоятельством, что "вся польза и пригодность практики заключается в
открытии средних истин". Вред крайнего эмпиризма состоит в том, что из-за
ежедневных опытов, порождающих невежественные суждения, "развращается
воображение" людей. Теология и "философия" суеверий, понятно, признаются
главным из всех философских зол. Вред теологии и суеверия очевиден:
"человеческий разум не менее подвержен впечатлениям от вымысла, чем
впечатлениям от обычных понятий". Итак, "философские призраки"
рассматриваются здесь Бэконом не столько с точки зрения их содержательной
ложности, сколько в свете отрицательного влияния на формирование
познавательных способностей и устремлений человека.
Перечисление призраков закончено. Бэкон выражает горячую веру и
убеждение, что "они должны быть опровергнуты и отброшены твердым и
торжественным решением и разум должен быть совершенно освобожден и очищен
от них". Общий смысл учения о призраках определяется этой его социальной
воспитательной функцией. Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не
дает гарантии движения к истине. Такой гарантией может быть только
тщательно разработанное учение о методе. "Но и перечисление призраков
многому служит": его цель — "подготовить разум людей для восприятия того,
Страницы: 1, 2, 3