Рефераты. Проблема метода познания в философии Ф. Бекона и Р. Декарта






Проблема метода познания в философии Ф. Бекона и Р. Декарта

ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626)

1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И СОЧИНЕНИЯ Ф. БЭКОНА

Френсис Бэкон, сын Николаев Бэкона, одного из высших чиновников при

дворе королевы Елизаветы, родился 22 января 1561 г. в Лондоне. В 1573 г. он

поступил в Тринити - колледж Кембриджского университета. Через три года Ф.

Бэкон в составе английской миссии отправился в Париж, откуда в 1579 г. из-

за смерти отца вынужден был возвратиться в Англию. Первым поприщем

самостоятельной деятельности Бэкона была юриспруденция. Он даже стал

старейшиной юридической корпорации. Молодой юрист, однако, расценивал свои

успехи в юридической области как трамплин к политической карьере. В 1584 г.

Бэкон впервые был избран в палату общин. Начав с хлестких оппозиционных

выступлений, он затем стал рьяным сторонником короны. Возвышение Бэкона как

придворного политика наступило после смерти Елизаветы, при дворе Якова I

Стюарта. Король осыпал Бэкона чинами, наградами, пожалованиями. С 1606 г.

Бэкон занимал ряд достаточно высоких должностей (штатный королевский

адвокат, высший королевский юрисконсульт).

Годы хлопотливой придворной службы, однако, позволили Бэкону, рано

почувствовавшему вкус к философии, в частности философии науки, морали,

права, написать и выпустить в свет сочинения, впоследствии прославившие его

как выдающегося мыслителя, родоначальника философии нового времени. Еще в

1597 г. вышла из печати его первая работа — «Опыты и наставления»,

содержащая очерки, которые он затем дважды будет дорабатывать и

переиздавать. К 1605 г. относится трактат «О значении и успехе знания,

божественного и человеческого».

Между тем в Англии наступает пора абсолютистского правления Якова I: в

1614 г. он распустил парламент и до 1621 г. правил единолично. Нуждаясь в

преданных советниках, король особо приблизил к себе Бэкона, к тому времени

искусного царедворца. В 1616 г. Бэкон стал членом Тайного совета, в 1617 г.

— лордом-хранителем большой печати. В 1618 г. Бэкон — уже лорд, верховный

канцлер и пэр Англии, барон Веруламский, с 1621 г. — виконт Сент-Албанский

- Во время "беспарламентского" правления в Англии полновластно царил

любимец короля лорд Бэкингем, противостоять стилю правления которого

(расточительство, мздоимство, политические гонения) Бэкон не мог, а

возможно, и не хотел-

Когда в 1621 г. королю все-таки пришлось созвать парламент, то обида

парламентариев, наконец, нашла свое выражение. Началось расследование

коррупции должностных лиц. Бэкон, представ перед судом, признал свою вину -

Пэры осудили Бэкона весьма сурово ~ вплоть до заключения в Тауэр, — однако

король отменил решении гуда. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Отставленный от политики, Бэкон отдался тому любимому делу, в котором

все решали не интриги и сребролюбие, а чистый познавательный интерес и

глубокий ум — научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом

в свет «Нового органона», задуманного как вторая часть труда «Великое

восстановление наук». В 1623 г. выходит в свет обширное произведение «О

достоинстве и приумножении наук» — первая часть «Великого восстановления

наук». Бэкон пробует перо и в жанре модной в XVII в. философской утопии —

он пишет «Новую Атлантиду». Среди других сочинений выдающегося английского

мыслителя следует упомянуть также «Мысли и наблюдения», «О мудрости

древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История

жизни и смерти», «История Генриха VII» и др. Умер Френсис Бэкон 9 апреля

1626 г.

2. ГЛАВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА

ВЭКОНОВСКИЙ ЗАМЫСЕЛ "ВЕЛИКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАУК". ПРЕПЯТСТВИЯ НА

ПУТИ К НОВОЙ НАУКЕ

Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон

видел в том, чтобы "восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему

виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо

на земле или по крайней мере что-либо земное". С философской точки зрения,

особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и

бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда — необходимость "заново

обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и

искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном

основании". Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало

продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное

положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв

какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и

совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта",

мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает

своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и

сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства

человеческого".

Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно науки, чтобы

сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается

резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и

праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится

важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении

многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место

схоластического многознания, оторванного от технической практики и от

познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в

то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

" Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, — пишет

Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге « Великого восстановления наук»,

— касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых"- Во всех

этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил подробный и

хорошо продуманный план изменения системы образования (включая мероприятия

по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним из первых в

Европе политиков и философов он писал:". вообще же следует твердо помнить,

что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн

природы, если не будут предоставлены средства на эксперименты...". Нужны

пересмотр программ преподавания и университетских традиций, кооперация

европейских университетов. Тот, кто сейчас знакомится с размышлениями Ф.

Бэкона на все эти и подобные темы, не может не подивиться глубокой

прозорливости философа, ученого, государственного мужа: его программа

"Великого восстановления наук" не устарела и в наши дни Можно представить

себе, какой необычной, смелой и даже дерзкой выглядела она в XVII в.

Несомненно, в немалой степени благодаря великим, опережающим свое время

идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих ученых.

И не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки такие

современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика науки.

Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон

видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-

методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую

систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко

дифференцирована.

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НАУК И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ

"Наиболее правильным разделением человеческого знания является то,

которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в

себе знание. История соответствует памяти, поэзия — воображению, философия

— рассудку. Историю -сообразованную с памятью — Ф. Бэкон делит на

естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более

конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук

и собственно гражданскую историю). Поэзия — коррелируемая с воображением —

разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно

разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и

делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет

ее от «теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет

теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два

больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую

философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок,

или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее

приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их

приложениями). "Великим приложением к теоретической и практической

естественной философии" становится математика (в свою очередь

дифференцированная).

Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию

человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в

которое включаются медицина, косметика, атлетика, "искусство наслаждения",

т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе

имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о

философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических

рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как

логика (понимаемая также не вполне традиционно — не только как теория

суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и

"гражданская наука" (которая делится в свою очередь на три учения — о

взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве).

Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.