ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626)
1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И СОЧИНЕНИЯ Ф. БЭКОНА
Френсис Бэкон, сын Николаев Бэкона, одного из высших чиновников при
дворе королевы Елизаветы, родился 22 января 1561 г. в Лондоне. В 1573 г. он
поступил в Тринити - колледж Кембриджского университета. Через три года Ф.
Бэкон в составе английской миссии отправился в Париж, откуда в 1579 г. из-
за смерти отца вынужден был возвратиться в Англию. Первым поприщем
самостоятельной деятельности Бэкона была юриспруденция. Он даже стал
старейшиной юридической корпорации. Молодой юрист, однако, расценивал свои
успехи в юридической области как трамплин к политической карьере. В 1584 г.
Бэкон впервые был избран в палату общин. Начав с хлестких оппозиционных
выступлений, он затем стал рьяным сторонником короны. Возвышение Бэкона как
придворного политика наступило после смерти Елизаветы, при дворе Якова I
Стюарта. Король осыпал Бэкона чинами, наградами, пожалованиями. С 1606 г.
Бэкон занимал ряд достаточно высоких должностей (штатный королевский
адвокат, высший королевский юрисконсульт).
Годы хлопотливой придворной службы, однако, позволили Бэкону, рано
почувствовавшему вкус к философии, в частности философии науки, морали,
права, написать и выпустить в свет сочинения, впоследствии прославившие его
как выдающегося мыслителя, родоначальника философии нового времени. Еще в
1597 г. вышла из печати его первая работа — «Опыты и наставления»,
содержащая очерки, которые он затем дважды будет дорабатывать и
переиздавать. К 1605 г. относится трактат «О значении и успехе знания,
божественного и человеческого».
Между тем в Англии наступает пора абсолютистского правления Якова I: в
1614 г. он распустил парламент и до 1621 г. правил единолично. Нуждаясь в
преданных советниках, король особо приблизил к себе Бэкона, к тому времени
искусного царедворца. В 1616 г. Бэкон стал членом Тайного совета, в 1617 г.
— лордом-хранителем большой печати. В 1618 г. Бэкон — уже лорд, верховный
канцлер и пэр Англии, барон Веруламский, с 1621 г. — виконт Сент-Албанский
- Во время "беспарламентского" правления в Англии полновластно царил
любимец короля лорд Бэкингем, противостоять стилю правления которого
(расточительство, мздоимство, политические гонения) Бэкон не мог, а
возможно, и не хотел-
Когда в 1621 г. королю все-таки пришлось созвать парламент, то обида
парламентариев, наконец, нашла свое выражение. Началось расследование
коррупции должностных лиц. Бэкон, представ перед судом, признал свою вину -
Пэры осудили Бэкона весьма сурово ~ вплоть до заключения в Тауэр, — однако
король отменил решении гуда. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Отставленный от политики, Бэкон отдался тому любимому делу, в котором
все решали не интриги и сребролюбие, а чистый познавательный интерес и
глубокий ум — научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом
в свет «Нового органона», задуманного как вторая часть труда «Великое
восстановление наук». В 1623 г. выходит в свет обширное произведение «О
достоинстве и приумножении наук» — первая часть «Великого восстановления
наук». Бэкон пробует перо и в жанре модной в XVII в. философской утопии —
он пишет «Новую Атлантиду». Среди других сочинений выдающегося английского
мыслителя следует упомянуть также «Мысли и наблюдения», «О мудрости
древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История
жизни и смерти», «История Генриха VII» и др. Умер Френсис Бэкон 9 апреля
1626 г.
2. ГЛАВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА
ВЭКОНОВСКИЙ ЗАМЫСЕЛ "ВЕЛИКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАУК". ПРЕПЯТСТВИЯ НА
ПУТИ К НОВОЙ НАУКЕ
Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон
видел в том, чтобы "восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему
виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо
на земле или по крайней мере что-либо земное". С философской точки зрения,
особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и
бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда — необходимость "заново
обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и
искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном
основании". Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало
продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное
положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв
какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и
совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта",
мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает
своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и
сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства
человеческого".
Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно науки, чтобы
сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается
резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и
праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится
важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении
многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место
схоластического многознания, оторванного от технической практики и от
познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в
то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.
" Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, — пишет
Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге « Великого восстановления наук»,
— касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых"- Во всех
этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил подробный и
хорошо продуманный план изменения системы образования (включая мероприятия
по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним из первых в
Европе политиков и философов он писал:". вообще же следует твердо помнить,
что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн
природы, если не будут предоставлены средства на эксперименты...". Нужны
пересмотр программ преподавания и университетских традиций, кооперация
европейских университетов. Тот, кто сейчас знакомится с размышлениями Ф.
Бэкона на все эти и подобные темы, не может не подивиться глубокой
прозорливости философа, ученого, государственного мужа: его программа
"Великого восстановления наук" не устарела и в наши дни Можно представить
себе, какой необычной, смелой и даже дерзкой выглядела она в XVII в.
Несомненно, в немалой степени благодаря великим, опережающим свое время
идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих ученых.
И не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки такие
современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика науки.
Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон
видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-
методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую
систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко
дифференцирована.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НАУК И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ
"Наиболее правильным разделением человеческого знания является то,
которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в
себе знание. История соответствует памяти, поэзия — воображению, философия
— рассудку. Историю -сообразованную с памятью — Ф. Бэкон делит на
естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более
конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук
и собственно гражданскую историю). Поэзия — коррелируемая с воображением —
разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно
разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и
делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет
ее от «теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет
теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два
больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую
философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок,
или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее
приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их
приложениями). "Великим приложением к теоретической и практической
естественной философии" становится математика (в свою очередь
дифференцированная).
Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию
человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в
которое включаются медицина, косметика, атлетика, "искусство наслаждения",
т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе
имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о
философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических
рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как
логика (понимаемая также не вполне традиционно — не только как теория
суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и
"гражданская наука" (которая делится в свою очередь на три учения — о
взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве).
Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из
Страницы: 1, 2, 3