Рефераты. Природа в Философии






философским его постижением. За философским течением, основателем которого

стал Макс Шелер, закрепился термин "философская антропология". Но этот

термин имеет и другое, более широкое значение. Им обозначается раздел

философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы

человека. "Философская антропология - это раздел философии, в котором

изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы

человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы

человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической

картины мира"1.

"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю

жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу

быть человеком", - размышлял восемнадцатилетний Достоевский([?]). Разгадал

ли кто-либо из людей эту тайну? Думаю, пока нет. Проблема человека, его

гармонии с природой устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех,

кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: Кто я? Что мой

дом? Для чего я живу? Кем создан этот мир? Для чего существует человеческий

род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его вовсе

5. Феномен самоорганизации материи в природе.

Для познания механизма развития материи от низшего к высшему, от простого

к сложному, существенное значение имеет познание генезиса феномена

управления и его системоорганизующей роли. Вся живая природа и социальная

сфера буквально сотканы из бесчисленного множества контуров управления (и

самоуправления) разных уровней. Но необходимо оговориться, что в природе не

существует такого самостоятельного явления как механизм управления.

Философской науки этот важнейший философский и социальный феномен «мало

изучен»1, генезис его не прослежен. Соответственно и в учебниках по

философии понятие управление упоминается только мимо ходом, структура его и

функции не раскрыты. Философ Крушанов А.А. сетует на отсутствие в

философской науке « надежно разработанной обобщенной модели управления,

задаваемой на уровне его наиболее существенных признаков».

Слово «генезис» означает возникновение и становление, какого либо

развивающегося явления. Именно к такому роду явлениям относится и феномен

управление. Феномен управления долгое время считался исключительно

общественным явлением, результатом сознательной деятельности человека.

Успехи биологических наук, а так же исследования при создании сложных

технических систем на рубеже 40 – 50 –х годов двадцатого столетия

позволили расширить видимую сферу действий управленческих процессов.

Центральная категория – категория развития. Развитие не есть просто

изменение вообще присущие каждому движению, а представляет собой изменение

связанные с процессами отражения (как всеобщего свойства материи),

сопровождаемые упорядочением связей. накоплением информации, возникновением

новых структур, их усложнением и детерминацией. Это - процесс

самоорганизации, в котором важнейшее значение имеет генезис процесса

управления.

Механизм управления не дан нам изначально. Он возник и развивался в ходе

эволюции имеет свои переходы от низшего к высшему.

Воздействие внешней среды вызывает отклонение параметра объекта от нормы.

Возникает информация, обратная связь, что в конечном итоге формирует

замкнутые контуры и функциональные системы. Движения системы направленные

на сохранения устойчивости являются положительными сторонами развития, а

отклонения, которые системы призваны выбирать (уменьшать, исключать), можно

назвать отрицательными сторонами процесса. Движущей силой развития

выступает целенаправленная борьба противоположностей – положительной и

отрицательной сторон процесса. В «Диалектике природы» Фридрих Энгельс

отмечает особую роль в этой борьбе отрицательной стороны процесса, учет

которой в процессах управления и есть использование отрицательной обратной

связи. В «Нищете философии» Карл Маркс подчеркнул роль отрицательной

стороны противоположности в развитии жизни. Пьер Прудон фр. философ,

теоретик анархизма1, извращая диалектику Гегеля, видел задачу в том, чтобы

отыскав в каждом явлении положительные и отрицательные стороны, найти

способ сохранить хорошую сторону и исключить из рассмотрения дурную.

Критикуя П. Прудона, К. Маркс указывает, что исключить «отрицательную,

сторону противоположности – это значит сразу положить конец диалектическому

движению. Именно дурная сторона, - пишет К. Маркс, - порождает борьбу,

создает движение, которое образует историю».2

Таким образом, без отклонения нет информации и процесса управления, нет

развития. Определяющая роль отклонения отражена и в «золотом правиле» само

регуляции. В формулировке П. К. Анохина оно звучит так: «Само отклонение от

нормы служит стимулом возвращения к норме». Система вне природной среды не

может быть активной, только взаимодействие со средой, возникающее при этом

отклонения, противоречия создают необходимое условие для активности

системы, ее самодвижения в направлении самосохранения. Такой средой для

природных объектов явились, геосфера и атмосфера нашей Земли, где с

возникновением органических соединений начали появляться и усложнятся

преемственные связи как реализация самоорганизации материи.

Любого типа упорядоченность возникает в результате кого-то либо воздействия

окружающей среды на природную систему, которая, приспосабливаясь к

изменяющимся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает

уровень своей организации. По существу, как считают биологи и философы, вся

содержащаяся в организме структурная информация вводится окружающей средой

и ее изменения (самоорганизация), обусловлено длительным влиянием среды.

Считаю, что ошибочными являются общеизвестный тезис «внутренние

противоречия – источник развития природных и социальных явлений» и

утверждения типа «каждая из основных форм движения материи развивается

исключительно на базе своих внутренних противоречий» и «внешние воздействия

могут приводить только к количественным изменениям процессов».1

Развиваться в природе с качественными изменениями, с возрастанием

организации способны лишь открытые системы, в которых каждый процесс

предстает как противоречивое единство самообусловленности, единство

внутренних и внешних противоречий.

В основе эволюции, которой руководит «мудрость природы», лежит способ «проб

и ошибок», реализуемый через учет отклонений. Все те «пробы», которые

приводили к уменьшению отклонения, способствовали живучести образований и,

таким образом, соответствовали требованиям эволюции, закреплялись,

развивались дальше, приводя к упорядоченному усложнению внутренних связей,

к качественным изменениям взаимодействий, к возрастанию активности.

Таким образом, отклонение в природе и, в более широком плане, разнообразие

являются неотъемлемыми атрибутами прогресса и самосовершенствования

функциональных систем. В живой природе, даже на уровне вершины её развития

– человека – эволюция направленно моделирует разнообразие, несхожесть

индивидов как дальнейшее условие развития сообщества.

Индивидуальность каждого человека в биологическом плане обеспечивается

различием генетического кода: каждый человек в мире имеет уникальный состав

белков. Индивидуальность человека в социальном плане, его творческие

способности объясняются полученным им образованием и жизненным опытом,

тезаурусом, который у каждого тоже свой.

При полном сходстве людей друг с другом теряется смысл взаимного общения,

исключается интерес, борьба мнений, творчество. Людская однородность

создала бы тупиковую ситуацию, так как нет отклонений, не возникает

информация как основа поведенческого акта. Следовательно, нет и

целенаправленной деятельности, соревновательности, нет развития.

Национальные различия и этническое разнообразие людей в глубинном смысле

является благом, способствует взаимному обогащению народов и прогрессу

человечества. У каждой нации свои обычаи, жизненный уклад и опыт, талант в

ремеслах и самобытное искусство, которые интересны другим нациям

возможностью удивления, отбора и заимствования.

Природные функциональные системы возникли под воздействием внешней среды

благодаря качественному упорядочению связей: информация, как отражение, как

сигнал отклонения стала образовывать, в виде отрицательной обратной связи,

замкнутые контуры само регуляции – гомеостазис.

При гомеостазисе благодаря процессам обмена веществ, энергии и информации

организм находится в состоянии подвижного равновесия с окружающей средой,

обеспечивая свою целостность.

Гомеостазис, который можно назвать остовом механизма самоорганизации

материи, не возникает сразу, а является продуктом естественного отбора и

эволюции. Об этом свидетельствует, согласно У. Кеннону, несовершенство

механизма гомеостазиса у тех классов позвоночных, которые предшествуют

млекопитающим.1

Следует подчеркнуть специфику внешнего воздействия в механизме эволюции

живой природы на нашей планете, его цикличность. Пространственно –

временной континуум земного мира, в течение миллионов лет с годичной и

суточной цикличностью изменяя параметры среды (температуру, давление,

освещенность, влажность и т.д.), выступает как мощный и стабильный

генератор воздействий. В результате эволюции , по существу, выжили только

те виды, в основе функционирования которых была заложена цикличность.

Подытоживая все сказанное можно заключить, что многократное воздействие

внешней среды в сочетании с естественным отбором способствовало

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.