философским его постижением. За философским течением, основателем которого
стал Макс Шелер, закрепился термин "философская антропология". Но этот
термин имеет и другое, более широкое значение. Им обозначается раздел
философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы
человека. "Философская антропология - это раздел философии, в котором
изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы
человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы
человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической
картины мира"1.
"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю
жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу
быть человеком", - размышлял восемнадцатилетний Достоевский([?]). Разгадал
ли кто-либо из людей эту тайну? Думаю, пока нет. Проблема человека, его
гармонии с природой устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех,
кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: Кто я? Что мой
дом? Для чего я живу? Кем создан этот мир? Для чего существует человеческий
род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его вовсе
5. Феномен самоорганизации материи в природе.
Для познания механизма развития материи от низшего к высшему, от простого
к сложному, существенное значение имеет познание генезиса феномена
управления и его системоорганизующей роли. Вся живая природа и социальная
сфера буквально сотканы из бесчисленного множества контуров управления (и
самоуправления) разных уровней. Но необходимо оговориться, что в природе не
существует такого самостоятельного явления как механизм управления.
Философской науки этот важнейший философский и социальный феномен «мало
изучен»1, генезис его не прослежен. Соответственно и в учебниках по
философии понятие управление упоминается только мимо ходом, структура его и
функции не раскрыты. Философ Крушанов А.А. сетует на отсутствие в
философской науке « надежно разработанной обобщенной модели управления,
задаваемой на уровне его наиболее существенных признаков».
Слово «генезис» означает возникновение и становление, какого либо
развивающегося явления. Именно к такому роду явлениям относится и феномен
управление. Феномен управления долгое время считался исключительно
общественным явлением, результатом сознательной деятельности человека.
Успехи биологических наук, а так же исследования при создании сложных
технических систем на рубеже 40 – 50 –х годов двадцатого столетия
позволили расширить видимую сферу действий управленческих процессов.
Центральная категория – категория развития. Развитие не есть просто
изменение вообще присущие каждому движению, а представляет собой изменение
связанные с процессами отражения (как всеобщего свойства материи),
сопровождаемые упорядочением связей. накоплением информации, возникновением
новых структур, их усложнением и детерминацией. Это - процесс
самоорганизации, в котором важнейшее значение имеет генезис процесса
управления.
Механизм управления не дан нам изначально. Он возник и развивался в ходе
эволюции имеет свои переходы от низшего к высшему.
Воздействие внешней среды вызывает отклонение параметра объекта от нормы.
Возникает информация, обратная связь, что в конечном итоге формирует
замкнутые контуры и функциональные системы. Движения системы направленные
на сохранения устойчивости являются положительными сторонами развития, а
отклонения, которые системы призваны выбирать (уменьшать, исключать), можно
назвать отрицательными сторонами процесса. Движущей силой развития
выступает целенаправленная борьба противоположностей – положительной и
отрицательной сторон процесса. В «Диалектике природы» Фридрих Энгельс
отмечает особую роль в этой борьбе отрицательной стороны процесса, учет
которой в процессах управления и есть использование отрицательной обратной
связи. В «Нищете философии» Карл Маркс подчеркнул роль отрицательной
стороны противоположности в развитии жизни. Пьер Прудон фр. философ,
теоретик анархизма1, извращая диалектику Гегеля, видел задачу в том, чтобы
отыскав в каждом явлении положительные и отрицательные стороны, найти
способ сохранить хорошую сторону и исключить из рассмотрения дурную.
Критикуя П. Прудона, К. Маркс указывает, что исключить «отрицательную,
сторону противоположности – это значит сразу положить конец диалектическому
движению. Именно дурная сторона, - пишет К. Маркс, - порождает борьбу,
создает движение, которое образует историю».2
Таким образом, без отклонения нет информации и процесса управления, нет
развития. Определяющая роль отклонения отражена и в «золотом правиле» само
регуляции. В формулировке П. К. Анохина оно звучит так: «Само отклонение от
нормы служит стимулом возвращения к норме». Система вне природной среды не
может быть активной, только взаимодействие со средой, возникающее при этом
отклонения, противоречия создают необходимое условие для активности
системы, ее самодвижения в направлении самосохранения. Такой средой для
природных объектов явились, геосфера и атмосфера нашей Земли, где с
возникновением органических соединений начали появляться и усложнятся
преемственные связи как реализация самоорганизации материи.
Любого типа упорядоченность возникает в результате кого-то либо воздействия
окружающей среды на природную систему, которая, приспосабливаясь к
изменяющимся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает
уровень своей организации. По существу, как считают биологи и философы, вся
содержащаяся в организме структурная информация вводится окружающей средой
и ее изменения (самоорганизация), обусловлено длительным влиянием среды.
Считаю, что ошибочными являются общеизвестный тезис «внутренние
противоречия – источник развития природных и социальных явлений» и
утверждения типа «каждая из основных форм движения материи развивается
исключительно на базе своих внутренних противоречий» и «внешние воздействия
могут приводить только к количественным изменениям процессов».1
Развиваться в природе с качественными изменениями, с возрастанием
организации способны лишь открытые системы, в которых каждый процесс
предстает как противоречивое единство самообусловленности, единство
внутренних и внешних противоречий.
В основе эволюции, которой руководит «мудрость природы», лежит способ «проб
и ошибок», реализуемый через учет отклонений. Все те «пробы», которые
приводили к уменьшению отклонения, способствовали живучести образований и,
таким образом, соответствовали требованиям эволюции, закреплялись,
развивались дальше, приводя к упорядоченному усложнению внутренних связей,
к качественным изменениям взаимодействий, к возрастанию активности.
Таким образом, отклонение в природе и, в более широком плане, разнообразие
являются неотъемлемыми атрибутами прогресса и самосовершенствования
функциональных систем. В живой природе, даже на уровне вершины её развития
– человека – эволюция направленно моделирует разнообразие, несхожесть
индивидов как дальнейшее условие развития сообщества.
Индивидуальность каждого человека в биологическом плане обеспечивается
различием генетического кода: каждый человек в мире имеет уникальный состав
белков. Индивидуальность человека в социальном плане, его творческие
способности объясняются полученным им образованием и жизненным опытом,
тезаурусом, который у каждого тоже свой.
При полном сходстве людей друг с другом теряется смысл взаимного общения,
исключается интерес, борьба мнений, творчество. Людская однородность
создала бы тупиковую ситуацию, так как нет отклонений, не возникает
информация как основа поведенческого акта. Следовательно, нет и
целенаправленной деятельности, соревновательности, нет развития.
Национальные различия и этническое разнообразие людей в глубинном смысле
является благом, способствует взаимному обогащению народов и прогрессу
человечества. У каждой нации свои обычаи, жизненный уклад и опыт, талант в
ремеслах и самобытное искусство, которые интересны другим нациям
возможностью удивления, отбора и заимствования.
Природные функциональные системы возникли под воздействием внешней среды
благодаря качественному упорядочению связей: информация, как отражение, как
сигнал отклонения стала образовывать, в виде отрицательной обратной связи,
замкнутые контуры само регуляции – гомеостазис.
При гомеостазисе благодаря процессам обмена веществ, энергии и информации
организм находится в состоянии подвижного равновесия с окружающей средой,
обеспечивая свою целостность.
Гомеостазис, который можно назвать остовом механизма самоорганизации
материи, не возникает сразу, а является продуктом естественного отбора и
эволюции. Об этом свидетельствует, согласно У. Кеннону, несовершенство
механизма гомеостазиса у тех классов позвоночных, которые предшествуют
млекопитающим.1
Следует подчеркнуть специфику внешнего воздействия в механизме эволюции
живой природы на нашей планете, его цикличность. Пространственно –
временной континуум земного мира, в течение миллионов лет с годичной и
суточной цикличностью изменяя параметры среды (температуру, давление,
освещенность, влажность и т.д.), выступает как мощный и стабильный
генератор воздействий. В результате эволюции , по существу, выжили только
те виды, в основе функционирования которых была заложена цикличность.
Подытоживая все сказанное можно заключить, что многократное воздействие
внешней среды в сочетании с естественным отбором способствовало
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6