Рефераты. Природа в Философии






он сотворил этот мир, и почему они пренебрегают изучением мира наций, или

цивилизованного мира, созданного людьми и познаваемого ими»2.

4. Основная проблема философии природы или «философская антропология».

«Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки

поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка

бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем

особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть

дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира".1 Эти

слова Николая Бердяева, на мой взгляд, ни у кого не вызовут сомнений.

Проблема человека в природе - центральная проблема во всей мировой

философской мысли. Да и не только философия, но и любая другая деятельность

людей имеет ориентированный на самого человека стержень, исчезновение

которого приводит к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов.

Человека изучают биология, медицина, психология, лингвистика и другие

науки, обращая внимание на его частные проявления. Какова же специфика

философского подхода к человеку? Он предполагает исследование человека в

его целостности, выявление его сущности. В философии "исследуется родовая

сущность "человека вообще" независимо от исторического этапа и условий

общественной жизни".2 И хотя некоторые исследователи отрицают такое

"надисторическое" рассмотрение человека, сводя его сущность к "совокупности

общественных отношений", но остается безусловным - человек всегда сохраняет

некоторые экзистенциальные свойства, которые не зависят от конкретно-

исторической среды его существования. "Именно они создают вертикальную

"связь времен", обеспечивают "коммуникабельность" разных эпох культуры,

позволяя нам "общаться" с Гомером и Конфуцием, Петраркой и Омаром Хайямом

как с современниками".3

Человек - наиболее сложный объект исследования. Определений этой

фундаментальной философской категории очень много, но ни одно из них не

может быть признано окончательным. И если в "Философском энциклопедическом

словаре" (1983) читаем: "Человек - высшая ступень живых организмов на

Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры",1 то в

"Новейшем философском словаре" (1999) такого однозначного определения нет,

констатируется лишь тот факт, что "человек - фундаментальная категория

философии"2. Сложность философского определения человека вполне объяснима.

Во-первых, категорию "человек" невозможно однозначно подвести под более

широкие родственные понятия - природа, Бог, общество. Человек - это всегда

микрокосм, микро теос и микро социум одновременно. Уместны здесь будут

слова Шелера: "Человек - это в известном смысле все". Во-вторых, человек

соединяет в себе множество противоположных начал: биологическое -

социальное, душа - тело, природное - культурное и др., которые не позволяют

односторонне и категорично определить человека. В-третьих, к проблеме

человека можно подходить с разных сторон, выбирая тот или иной метод

исследования, ту или иную точку отсчета. Мне хотелось бы обратить внимание

на историю проблемы человека и природы в классической философии.

Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко не сразу.

В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент

природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или

разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное

отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что

Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое

оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона.

Если говорить конкретнее об античной философии, то следует указать

следующие факты. В период своего становления философия была направлена

"вовне", на объективный мир природы. Накопление философского объема знаний,

разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни

обусловили переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению

человека. Возникает субъективистская - антропологическая тенденция в

философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. В их

философии человек в природе становится единственным бытием. Софист Горгий

доказывает, что человек только в себе самом может найти истину природы. Эта

идея была четко сформулирована и другим известным софистом Протагором:

"Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не

существующих, что они не существуют". Таким образом, можно констатировать,

что именно со времен софистов и Сократа (который в начальный период своего

творчества был их учеником) проблема человека становится одной из важнейших

проблем философии природы.

Говоря об античной философии, отметим еще и то, что, начиная с

Платона, дилемма души и тела заостряется. Человек в философии этого

мыслителя выступает как изначально дуальное существо: своим телом он

принадлежит суетному миру природы, а своей разумной душой ностальгирует об

утерянных космической гармонии и вечных идеях. Альтернативой Платону в

античности стал Аристотель, который, в противоположность первому, примирил

человека не только с природным миром, но и с самим собой, сориентировав

личность человека на достижения счастья в конкретном эмпирическом опыте, а

не в космических странствиях души. Вообще же образ человека и природы в

античной философии космоцентричен. Человек рассматривался как микрокосм в

гармонии духа и тела, в отличие от христианского средневекового

мировоззрения, которое имеет в своей основе теоцентрическую модель

человека.

В христианской философии библейское представление о человеке как

образе и подобии Бога", внутренне раздвоенном вследствие грехопадения,

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в

образе Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения каждого

человека к божественной благодати. Заостряется внимание на противоречивой

связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Святой

Августин представлял человеческую душу как независимую от тела и именно ее

отождествлял с понятием "человек". Фома Аквинский рассматривал человека как

единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелом.

Плоть человека - арена низменных страстей и желаний. Отсюда

постоянное стремление человека приобщиться к высшей сущности - Богу.

Средневековая христианская философия, провозгласив человека "Образом и

подобием Бога", впервые в истории философии и культуры утвердила ценностный

статус человеческой личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над

миром природной необходимости и судьбы.

Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека в

природе и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной

для средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом. В своих творческих

возможностях человек сам выступает как микротеос.

В философии Нового времени в соответствии с идеей Декарта "cogito

ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") делается акцент на

самосознании личности человека и связанных с ней процессов

индивидуализации. Одновременно человек теряет ренессансный универсализм и

гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, тело

механизируется и подчиняется всеобщим, естественным законам природы.

Познание необходимости очерчивает границы человеческой свободы. Несмотря на

особые полномочия разума, человек этого времени преимущественно представлен

как пассивное начало, являющееся производным от внешних природных и

социальных обстоятельств.

Творческий статус человека был обоснован Немецкой классической

философией и романтизмом. Романтики подчеркнули иррациональную природу

свободы человека, благодаря которой гений творчества достигает вершин.

Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта

обосновала миро созидающие возможности человеческого разума в природе.

Исходя из дуалистического понимания человека как существа, принадлежащего

двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободы,

Эммануил Кант разграничивает антропологию в "физиологическом" и

"прагматическом" отношении: первая изучает то, что делает природа из

человека, вторая - что человек делает из себя сам, как свободно действующее

существо. В немецкой классической философии нашли обоснование также

культурно-историческая ангажированность человеческого сознания (Гегель) и

возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и

отношений (Фейербах).

Подводя итоги разговору о проблеме человека и природы в истории

классической философии, хочу отметить, следующее, практически любая

философская система, так или иначе, касалась этой проблемы, пытаясь

ответить на вопросы: что есть человек, для чего он живет, каким образом

познает окружающий мир? Какое место отведено человеку в этом мире? и др.

Другой вопрос: когда эта проблема стала центральной?

Первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к

человеку. Именно в это время проблема человека в природе стала центральной

для ряда философских и религиозных течений. Шелер в своей работе "Положение

человека в космосе" (1928г.) выдвинул задачу создания основополагающей

науки о человеке и его месте в окружающем мире. Он разработал обширную

программу философского познания человека во всей полноте его бытия, которая

должна была соединить конкретно-научное изучение человека с целостно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.