Рефераты. Поиск истины






Поиск истины

ПЛАН

ПЛАН 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Метафизика и логика Аристотеля по проблеме истины 5

Гносеология Канта и его подход к проблеме истины 8

Нравственное решение проблемы истины Вл. Соловьева 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

В любые времена человек пытается определить для себя, что такое истина.

Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся

умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее

время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику,

раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся

основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались

и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе,

мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и

качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом:

является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из

весьма ограниченного опыта?

Целью данной работы является исследование одной из основополагающих

проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. В

моей научной работе сделана попытка рассмотрения и сравнения взглядов

Аристотеля и Канта как наиболее ярких представителей древнегреческой и

немецкой классической школы. И затем приводятся выдержки из работ Вл.

Соловьева и производится сравнительный анализ взглядов этих философов на

выбранную мной тему. Я попытаюсь взглянуть на человека и человечество с

позиции возможности передачи знания друг другу, возможности человека

исследовать явление и делать выводы.

Под возможностью передавать знания, мы понимаем некоторую

совокупность элементарных действий, выражающих определенные мысли

передающим, интерпретация этих элементарных действий принимающим, и

созданием у себя достаточно близких мыслей и образов с передающим

субъектом. То есть общение субъектов возможно лишь в "человеческих"

действиях, в понятиях "придуманных" человеком (ограниченных чувствами).

Интерпретация индивидуальных мыслей на "общечеловеческом" языке (устная

речь, письменная и так далее) приводит к потере и неточности

ощущений.

Таким образом, для понимания и осмысления мира и своего места в нем, я

считаю, что человеку необходимо постоянное совершенствование, расширение и

уточнение общественных терминов (имеется в виду не только научные

термины, но и искусство). Итак, изначально человеком может исследоваться

окружающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в человеческом

сознании, в человеческих терминах и понятиях. Поэтому для расширения

наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов

и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности

познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум

информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало

попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения

новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению

нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого

процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем

глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет

казаться окружающий мир.

Метафизика и логика Аристотеля по проблеме истины

Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно считается

"отцом логики". Обобщив методы познания науки и философии 6-4 в.в. до

н.э., классифицировав и описав их, Аристотель создал учение о формах

постигающего истину мышления, то есть логику. В дальнейшем в историческом

развитии логическое учение Аристотеля стало источником многочисленных

школ и направлений; философы и ученые различных эпох стремились

приспособить его к своим интересам и задачам, использовать его в тех или

иных исследовательских целях.

Слово "логика", а тем более выражение "формальная логика" у

Аристотеля не встречается. У него мы находим такие словоупотребления, как

"логический силлогизм", "логическое рассуждение", "логические проблемы",

но не слово "логика". Аристотель впервые вычленил и исследовал формы

логического мышления, передав их изучения специальной науке, которую мы

теперь называем логикой. Первыми, кто занялся изучением методов

исследования, и сделали их предметом философской рефлексии, были Сократ и

Платон. Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом критической их

переработки и развития. У обоих древнегреческих философов диалектика

понималась в качестве органона познания вещей через их сущность ("идеи" у

Платона). Диалектика, как ее понимал Платон, является познанием вещей на

основе их идей и средством познания самих идей. Высшей идеей, к которой,

по Платону, сводились все идеи, а соответственно и всякое познание,

является идея "блага". Познаваемые вещи, - пишет философ, - могут

познаваться лишь благодаря благу; оно же дает им бытие и сущность, хотя

само благо не есть сущность, оно за пределами сущности, превышая ее по

достоинству и силе". В реальной действительности эта идея является

"причиной всего правого и прекрасного", а в области познания - причиной

"истины и ума".

Аристотель неоднократно подчеркивает, что для применения и развития

науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Лишь тогда

возможно применение законов логики” ...не имеет смысла судить об истине на

том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не

остаются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины необходимо

отправится от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не

подвергаются никакому изменению" (см. [1], т.1, стр. 251)"...если

существует движение и нечто движущееся, а движется от чего-то и к чему-то,

то движущееся должно быть в том, от чего оно движется и [затем] не быть в

нём, двигаться к другому и оказываться в нем, а противоречащее этому

не может быть (в то же время) истинным вопреки их мнению" (см. [1],т.1,

стр. 281-284)

По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание

"формы" и "материи". В плане бытия, "форма" - сущность предмета или те

определения самого по себе существующего предмета, которые могут быть

сформулированы в понятии о предмете. То, с чем может иметь дело знание,

есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета.

Напротив, если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого

предмета останется то, что уже ни в каком смысле не может стать предметом

знания. Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только

должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания

может быть не преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но только

бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные

предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда

только предметы преходящие, текучие. И такое познание может быть только

познанием "формы". Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не

погибает. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия.

Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом

пути много трудностей. Исследовать истину в одном отношении трудно, в

другом легко. Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее

надлежащим образом, но не каждый терпит полную неудачу, а каждый говорит

что-то поодиночке, правда, ничего или мало добавляет к истине, но, когда

всё это складывается, получается заметная величина.

Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В

самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося

деятельности – дело. Ведь люди деятельные даже тогда, когда они

рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в её отношении к

чему-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины, не зная причины. А

из всех вещей тем или иным свойством обладает та, благодаря которой такое

же свойство присуще и другим; наиболее истинно то, что для последующего

есть причина его истинности. Поэтому и начала всего существующего должны

быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами, и причина их бытия

не в чем-то другом, а наоборот, они причина бытия всего остального; так

что в какой мере каждая вещь причастная бытию, в такой и истине" (см.

[1],т.1,стр. 94)

Аристотель также выделяет проблему, впоследствии ставшую камнем

преткновения в философии: на основе чего строится познание человека о мире

- на основе эмпирического опыта или в результате мыслительной

деятельности? Если имеет место и то и другое, то каково их соотношение?

"Истинное и ложное означают следующее: истина есть удостоверение (как бы)

на ощупь и высказывание (ведь не одно и то же утвердительная речь и

высказывание), а когда нельзя таким образом удостовериться, имеется

незнание. В самом деле, относительно сути вещи ошибаться невозможно -

разве что преходящим образом, - и одинаково обстоит дело и с сущностями

несоставными, ибо и относительно них ошибиться нельзя. И все они

существуют в действительности, не в возможности, ибо иначе они возникали

бы и уничтожались. А сущее само по себе не возникает и не уничтожается, ибо

оно должно было бы возникать из чего-то; поэтому относительно того, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.