себе, говорит, как человек, кот. страдает. Оттого и Евангелие
содержит противоречия: человеческое не может быть бесстрастным,
не может оставаться неизменным и одномерным. Только Богу дано
пребывать целостно и неделимо. Христос - лишь одно из
проявлений, воплощений Бога, а многоразличие богоявлений, по
мнению Иосифа, не делает многообразным Божество. В результате -
не все, что сотворил Христос, подобает творить нам (обрезание,
суботствование, крещение, не причастившись), и чего не сотворил
Христос, не творить нам. Иосифлянство прокламировало отказ от
идеи подражания Христу - незыблемого постулата евангельской
морали. Оно разрушало средневековые каноны мышления, ставило на
место веры разум и руководствовалось по отношению к религии
простой идеологической целесообразностью.
-Борьба с еретиками.
Непосредственно против московских антитринитариев (ересь
жидовствующих) - “Просветитель. или Обличение ереси
жидовствующих”. Антитринитарии отвергали новозаветные книги,
выступили против церковной иерархии, требовали дешевой и
праведной церкви, отрицали необходимость украшения храмов, не
признавали святых таинств, мощей, икон; игнорировали монашество;
отрицали богосыновство Христа, говоря, что Бог единосущен и
сопрестолен себе; по их мнению знание не враждебно Богу, грамота
дана человеку Богом, чтобы он умножал свое знание,
слвершенствовал познание и осмысленно пришел к Богу.
- Превращение христианства в идеологию государства, в
служанку гос. власти.
Нил Сорский и русское нестяжательство.
В основе Мистики древнерусского нестяжательства - византийский
исихазм (Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий
Палама). На Руси он закрепился благодаря деятельности монахов
Киево-Печерскиого монастыря. Однако ни в 13. Ни в 14 веках виз.
Асакеза не затронула в полной мере древнерусскую церковь. В ней
все оставалось по-прежнему (симония), в народе множились ереси.
В этой ситуации на арену церковной жизни выступило
нестяжательство, выдвинувшее лозунг религиозного и духовного
обновления. “Возглавлял” это движение - “великий старец” Нил
Сорский.
На соборе 1503 года старец открыто заявил о необходимости
запрета монастырской собственности (кормиться только собст. физ.
трудом) и призвал отказаться от украшений храмов. Это те
положения в учении нестяжателей, кот. особенно задевали
иосифлян.
Однако прежде всего Нил Сорский рассуждал об “умном делании”,
познании божественного. Так как именно в приближении к Богу он
видел смысл жизни человека, и тем более монаха. Нил Сорский
разработал свою логико-психологическую теорию, в кот. специально
исследовал процесс развития страстей. В миру человека окружает
множество соблазнов. Предметы и явления окружающего мира
посредством чувств передаются разуму и преобразуются в простые
идеи (“помысл прост”). Эта начальная стадия развития страсти
-“прилог”. Сам по себе прилог безгрешен, если ум не
останавливается на нем, не проникается его содержанием. Если же
ум склоняется к “приятию помысла”, тогда наступает вторая стадия
- “сочетание”. “Сочетание” - соединение возникшей идеи человека
с его волей. На этой стадии богоугодна только та мысль, кот.
может быть направлена в русло благих деяний. Всякая другая мысль
должна быть отсечена, если же этого не происходит, то наступает
третья стадия - “сложение”, т.е. согласие души с тем, что
“глаголет вражий помысл”. Затем наступает “пленение”, когда и
душа и разум человека оказываются в плену страсти, чувственного
образа; в конечном счете утверждается “страсть” - высшая любовь
и приятие земного мира, человеческих “мечтаний”. Страсть
формирует нрав человека, его жизн. позиции.
Чтобы избежать пленения страстью, каждое дело следует
начинать с “мудрования”, рассуждения, чтобы душа не поработилась
ощущениями, а ум был очищен от “лукавых помыслов”. Без такого
мудрования губительно даже чтение церковных книг (“Писания бо
многа, но не вся божественна суть”) . В делах веры существует
только один критерий - Иисус Христос, Евангелия. Мудрование -
это своего рода гигиена ума, дух. профилактика, позволяющая
освободить ум от ощущений, оградить его от мирского, тварного.
Через мудрование приходит разумение, благоразумие же
утверждается плачем (“слезное видение мира”). Разумение -
раскрытие богооткровенной тайны, благоразумие - умолчание о ней,
признание ее непостижимости. Благоразумие уравновешивает ум,
освобождая его от словесных форм. Оттого оно равносильно исихии,
молчальничеству.
Русские исихасты исходили из абсолютного принципа отрицания
мира; борьба со всем в мире, что порождает страсти. Они
признавали только физ. труд (утомленное тело не жаждет, не
ропщет). Монашеский труд - только для насыщения: минимальные
потребности монаха; отрицание монашеской милостыни; церковь
должна отказаться от украшений (украшение - прославление дел
человека), отрицание всякой церковной собственности.
Нестяжательство - вторая форма православия, христологическая.
После смерти Нила Сорского нестяжательство подверглось резкой
политизации. Его последователи - Вассиан Патрикеев (ок. 1470 -
после 1531), Артемий Троицкий, Максим Грек (1470 - 1556).
- Вассиан Патрикеев: милость для еретиков, защита смердов
(пропаганда в рамках антииосиф. критики), мнимость
боговоплощения (оспаривал ортодокс. учение о двойственной
природе Христа - не может вечное, бесконечное соединиться с
временным, тленным).
- Артемий Троицкий: проблемы морали, нравственности - в каждом
человеке присутствует наклонность к добру (любовь к ближнему),
под влиянием этой добродетели творяться все благие дела в мире,
злоба возникает от умаления добродетели, причина зла - сам
человек (свобода воли).
- Максим Грек: критика современного монашества, рассуждения о
мужестве - оно сопряжено с выбором, кот. определяется свободой
воли.
К середине 16 века нестяжательство фактически сошло на нет.
Легальный марксизм и веховство.
Движение “легальных марксистов” офрмлялось наряду с
“ортодоксальным марксизмом” в 90-е годы 19 в. (Н.А. Бердяев,
С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, С.Л. Франк и др.).
Открыто заявляли, что для революции еще нет возможности, она
бессмысленна - нет ни пролетариата, ни развитых буржуазных,
капиталистических отношений). Цель движения - историческое
оправдание капитализма в России, направленное против
народнической идеологии. Они принимали в марксизме лишь те
положения, кот. постулировали неизбежность перехода от
феодального строя к буржуазному и отвергали социализм как
закономерное выражение объективного процесса эк. развития
общества. Социализм можно принять лишь в качнстве социального
идеала, а не соц. предвидения (ведь если социализм может
осуществиться по законам природы, тогда бессмысленна всякая
деятельность, всякое усилие отдельной личности. Свобода воли
несовместима с объективной необходимостью.
Они были убеждены в мировоззренческой нейтральности
марксизма, отсутствии в нем строго однозначного филос.
основания. Им казалось правомерным сближение марксизма с любой
философской системой, однако в интересах этического обоснования
социализма они отдавали предпочтение кантовству.
Веховство, названное так по сборнику статей “Вехи”,
вышедшему в свет тремя изданиями в 1909г. Это движение
претендовало на “обновление” русской интеллигенции, на ее
“духовное возрождение”. Критиковали народничество и марксизм.
Свое направление мысли они называли “конкретным идеализмом” (от
Чаадаева до Соловьева и Толстого). “Конкретный идеализм”
провозглашался не только “основой нашего национального филос.
творчества”, но и мистическим восполнением “разума европейской
философии, потерявшей живое бытие”. Веховство формировалось на
принципах соловьевского всеединства, окончательно переводя
богопознание из плоскости веры в плоскость богоискательства.
Историософия Чаадаева.
Общее со славянофилами - признание ммессианской будущности
России, ее особого культурно-исторического предназначения.
“Философские письма” - (1829 - 1831).
Попытка ответить на вопрос о судьбах России, найти корни
современной жизни в прошедшей истории. Россия с самого начала
оказалась в стороне от “великой мировой работы”, оказавшись
между Западом и Востоком, она могла бы синтезировать
положительные стороны двух миров, но она осалась не
принадлежащей ни Западу, ни Востоку. Она оказалась не только вне
пространства, но и вне времени и как бы выпала из исторического
прогресса. Причина - ее вековая зависимость от Византии, чей
“нравственный устав” положила в основу своего воспитания. Из
различия католичества и православия выводится - и это главный
пункт его русской историософии - неодинаковость
западноевропейской и русской цивилизации. Когда католичество на
Западе уже начинало развиваться, Россия все еще прозябала в
язычестве. К моменту крещения Руси единая церковь раскололась:
католичество сохранило истинные заветы Христа, а православие
стало религией дряхлой Византии. В результате она оказалась
оторванной от живительного учения Христа, замкнулась в
религиозном обособлении и ничто из происходящего в Европе не
достигало ее пределов. Приняв византийское православие, с самого
начала Россия оказалась обреченной на отсталость. “Мы, хотя и
носили имя христиан, не двигались с места”. Чаадаев делал вывод
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6