Рефераты. Ответы на вопросы по русской философии философского факультета СПбГУ






себе, говорит, как человек, кот. страдает. Оттого и Евангелие

содержит противоречия: человеческое не может быть бесстрастным,

не может оставаться неизменным и одномерным. Только Богу дано

пребывать целостно и неделимо. Христос - лишь одно из

проявлений, воплощений Бога, а многоразличие богоявлений, по

мнению Иосифа, не делает многообразным Божество. В результате -

не все, что сотворил Христос, подобает творить нам (обрезание,

суботствование, крещение, не причастившись), и чего не сотворил

Христос, не творить нам. Иосифлянство прокламировало отказ от

идеи подражания Христу - незыблемого постулата евангельской

морали. Оно разрушало средневековые каноны мышления, ставило на

место веры разум и руководствовалось по отношению к религии

простой идеологической целесообразностью.

-Борьба с еретиками.

Непосредственно против московских антитринитариев (ересь

жидовствующих) - “Просветитель. или Обличение ереси

жидовствующих”. Антитринитарии отвергали новозаветные книги,

выступили против церковной иерархии, требовали дешевой и

праведной церкви, отрицали необходимость украшения храмов, не

признавали святых таинств, мощей, икон; игнорировали монашество;

отрицали богосыновство Христа, говоря, что Бог единосущен и

сопрестолен себе; по их мнению знание не враждебно Богу, грамота

дана человеку Богом, чтобы он умножал свое знание,

слвершенствовал познание и осмысленно пришел к Богу.

- Превращение христианства в идеологию государства, в

служанку гос. власти.

Нил Сорский и русское нестяжательство.

В основе Мистики древнерусского нестяжательства - византийский

исихазм (Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий

Палама). На Руси он закрепился благодаря деятельности монахов

Киево-Печерскиого монастыря. Однако ни в 13. Ни в 14 веках виз.

Асакеза не затронула в полной мере древнерусскую церковь. В ней

все оставалось по-прежнему (симония), в народе множились ереси.

В этой ситуации на арену церковной жизни выступило

нестяжательство, выдвинувшее лозунг религиозного и духовного

обновления. “Возглавлял” это движение - “великий старец” Нил

Сорский.

На соборе 1503 года старец открыто заявил о необходимости

запрета монастырской собственности (кормиться только собст. физ.

трудом) и призвал отказаться от украшений храмов. Это те

положения в учении нестяжателей, кот. особенно задевали

иосифлян.

Однако прежде всего Нил Сорский рассуждал об “умном делании”,

познании божественного. Так как именно в приближении к Богу он

видел смысл жизни человека, и тем более монаха. Нил Сорский

разработал свою логико-психологическую теорию, в кот. специально

исследовал процесс развития страстей. В миру человека окружает

множество соблазнов. Предметы и явления окружающего мира

посредством чувств передаются разуму и преобразуются в простые

идеи (“помысл прост”). Эта начальная стадия развития страсти

-“прилог”. Сам по себе прилог безгрешен, если ум не

останавливается на нем, не проникается его содержанием. Если же

ум склоняется к “приятию помысла”, тогда наступает вторая стадия

- “сочетание”. “Сочетание” - соединение возникшей идеи человека

с его волей. На этой стадии богоугодна только та мысль, кот.

может быть направлена в русло благих деяний. Всякая другая мысль

должна быть отсечена, если же этого не происходит, то наступает

третья стадия - “сложение”, т.е. согласие души с тем, что

“глаголет вражий помысл”. Затем наступает “пленение”, когда и

душа и разум человека оказываются в плену страсти, чувственного

образа; в конечном счете утверждается “страсть” - высшая любовь

и приятие земного мира, человеческих “мечтаний”. Страсть

формирует нрав человека, его жизн. позиции.

Чтобы избежать пленения страстью, каждое дело следует

начинать с “мудрования”, рассуждения, чтобы душа не поработилась

ощущениями, а ум был очищен от “лукавых помыслов”. Без такого

мудрования губительно даже чтение церковных книг (“Писания бо

многа, но не вся божественна суть”) . В делах веры существует

только один критерий - Иисус Христос, Евангелия. Мудрование -

это своего рода гигиена ума, дух. профилактика, позволяющая

освободить ум от ощущений, оградить его от мирского, тварного.

Через мудрование приходит разумение, благоразумие же

утверждается плачем (“слезное видение мира”). Разумение -

раскрытие богооткровенной тайны, благоразумие - умолчание о ней,

признание ее непостижимости. Благоразумие уравновешивает ум,

освобождая его от словесных форм. Оттого оно равносильно исихии,

молчальничеству.

Русские исихасты исходили из абсолютного принципа отрицания

мира; борьба со всем в мире, что порождает страсти. Они

признавали только физ. труд (утомленное тело не жаждет, не

ропщет). Монашеский труд - только для насыщения: минимальные

потребности монаха; отрицание монашеской милостыни; церковь

должна отказаться от украшений (украшение - прославление дел

человека), отрицание всякой церковной собственности.

Нестяжательство - вторая форма православия, христологическая.

После смерти Нила Сорского нестяжательство подверглось резкой

политизации. Его последователи - Вассиан Патрикеев (ок. 1470 -

после 1531), Артемий Троицкий, Максим Грек (1470 - 1556).

- Вассиан Патрикеев: милость для еретиков, защита смердов

(пропаганда в рамках антииосиф. критики), мнимость

боговоплощения (оспаривал ортодокс. учение о двойственной

природе Христа - не может вечное, бесконечное соединиться с

временным, тленным).

- Артемий Троицкий: проблемы морали, нравственности - в каждом

человеке присутствует наклонность к добру (любовь к ближнему),

под влиянием этой добродетели творяться все благие дела в мире,

злоба возникает от умаления добродетели, причина зла - сам

человек (свобода воли).

- Максим Грек: критика современного монашества, рассуждения о

мужестве - оно сопряжено с выбором, кот. определяется свободой

воли.

К середине 16 века нестяжательство фактически сошло на нет.

Легальный марксизм и веховство.

Движение “легальных марксистов” офрмлялось наряду с

“ортодоксальным марксизмом” в 90-е годы 19 в. (Н.А. Бердяев,

С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, С.Л. Франк и др.).

Открыто заявляли, что для революции еще нет возможности, она

бессмысленна - нет ни пролетариата, ни развитых буржуазных,

капиталистических отношений). Цель движения - историческое

оправдание капитализма в России, направленное против

народнической идеологии. Они принимали в марксизме лишь те

положения, кот. постулировали неизбежность перехода от

феодального строя к буржуазному и отвергали социализм как

закономерное выражение объективного процесса эк. развития

общества. Социализм можно принять лишь в качнстве социального

идеала, а не соц. предвидения (ведь если социализм может

осуществиться по законам природы, тогда бессмысленна всякая

деятельность, всякое усилие отдельной личности. Свобода воли

несовместима с объективной необходимостью.

Они были убеждены в мировоззренческой нейтральности

марксизма, отсутствии в нем строго однозначного филос.

основания. Им казалось правомерным сближение марксизма с любой

философской системой, однако в интересах этического обоснования

социализма они отдавали предпочтение кантовству.

Веховство, названное так по сборнику статей “Вехи”,

вышедшему в свет тремя изданиями в 1909г. Это движение

претендовало на “обновление” русской интеллигенции, на ее

“духовное возрождение”. Критиковали народничество и марксизм.

Свое направление мысли они называли “конкретным идеализмом” (от

Чаадаева до Соловьева и Толстого). “Конкретный идеализм”

провозглашался не только “основой нашего национального филос.

творчества”, но и мистическим восполнением “разума европейской

философии, потерявшей живое бытие”. Веховство формировалось на

принципах соловьевского всеединства, окончательно переводя

богопознание из плоскости веры в плоскость богоискательства.

Историософия Чаадаева.

Общее со славянофилами - признание ммессианской будущности

России, ее особого культурно-исторического предназначения.

“Философские письма” - (1829 - 1831).

Попытка ответить на вопрос о судьбах России, найти корни

современной жизни в прошедшей истории. Россия с самого начала

оказалась в стороне от “великой мировой работы”, оказавшись

между Западом и Востоком, она могла бы синтезировать

положительные стороны двух миров, но она осалась не

принадлежащей ни Западу, ни Востоку. Она оказалась не только вне

пространства, но и вне времени и как бы выпала из исторического

прогресса. Причина - ее вековая зависимость от Византии, чей

“нравственный устав” положила в основу своего воспитания. Из

различия католичества и православия выводится - и это главный

пункт его русской историософии - неодинаковость

западноевропейской и русской цивилизации. Когда католичество на

Западе уже начинало развиваться, Россия все еще прозябала в

язычестве. К моменту крещения Руси единая церковь раскололась:

католичество сохранило истинные заветы Христа, а православие

стало религией дряхлой Византии. В результате она оказалась

оторванной от живительного учения Христа, замкнулась в

религиозном обособлении и ничто из происходящего в Европе не

достигало ее пределов. Приняв византийское православие, с самого

начала Россия оказалась обреченной на отсталость. “Мы, хотя и

носили имя христиан, не двигались с места”. Чаадаев делал вывод

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.