Рефераты. Ответы на вопросы по русской философии философского факультета СПбГУ






Ответы на вопросы по русской философии философского факультета СПбГУ

Вопросы к экзамену по Русской философии.

Основные направления идеологии философии декабризма.

Идеология раскола, Аввакум Петров.

Чернышевский, антропологический принцип.

Основные направления и идейно-политическая теория революционного

народничества.

Религиозная философия раннего славянства (Хомяков, Киреевский, Аксаков).

Нил Сорский и русское нестяжательство.

Теория культурно-исторических типов Данилевского.

Русское богоискательство конца 19 - начала 20 веков.

Достоевский, легенда о Великом инквизиторе.

Религиозно-политическая философия, Иосиф Волоцкий.

Толстой, “В чем моя вера?”.

Легальный марксизм и веховство.

Радищев, “О человеке, его смерти и бессмертии”.

Духовная дидактика Галича.

Белинский, “Письмо к Гоголю” (1847).

Герцен “Письма об изучении природы”.

Историософия Чаадаева, “Философские письма”.

Идеология масонства.

Гоголь, выбранные места из переписки с друзьями.

Учение о Софии в русской мысли (Соловьев, Флоренский, Булгаков)

Федотов, “Сталинократия”.

Философия профес-в Киево-Мог. Академии.

Раннепросветительская идеология в России (Полоц., Крижанич)

Историософия русской философии (Введенский, Шпет, Зеньковский и др.)

Франк, “Духовные основы общества, введение в социальную философию”.

Историософия, Гумилев.

Вернадский, “Научная мысль как планетное явление”.

Философия диалогизма Бахтина.

Леонтьев, “Византизм и славянство”.

Флоренский “Предполагаемое государственное устройство в будущем”.

Философия языка в России, основные направления.

Философия Бердяева.

Развитие неофициальной философии в советский период (Любищев, Ильенков).

Этические учения Ухтомского.

Основные идеи евразийства, Трубецкой “Европа и человечество”.

Киреевский, “О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению

России”.

Философия русского зарубежья, сменовеховство, европейский, христианский

социализм.

Философия космизма, Федоров, Циолковский.

Идеология сталинизма (Ленин “О диалектическом и историческом

материализме”).

Лосский, “Мир как ограниченное целое”.

Эмпириомонизм А.А.Богданова.

Шестов, “Апофеоз беспочвенности”.

Ильин, “Философия Гегеля как учение …”.

Соловьев, “Чтение о богочеловечестве”.

Духовноакадемическая философия в России (Голубинский, Карпов, Кудрявцев,

Платонов, Несмелов, Тареев).

Мировоззрение Франциска Скорины.

Ленин, “Материализм и эмпириокритицизм”.

Плеханов

Историософия русской философии.

А. И. Введенский “Судьбы философии в России”.

Постановка вопроса.

А.В. утверждает, что вопреки всякого рода мнениям, в России

существует философия, она не искусственное явление, а следствие

глубокой потребности русского ума. И прошлое русской философии

позволяет предположить, что в будущем она “и у нас непременно

достигнет такой же высоты развития и такой же силы влияния, как

и в наиболее культурных странах, разумеется, если не встретятся

какие-нибудь непреодолимые препятствия чисто внешнего

характера”.

Относительно заимствованного характера русской философии,

А,В, говорит о том, что это вполне понятно и естественно, так

как большее или меньшее заимствование и подчинение чужим

влияниям - “это общий закон развития философии любого

европейского народа”. “Чуткость к чужим учениям - наилучший

залог успешного развития философии”. Что касается русской

философии, то смотреть надо на то, как давно произошло это

заимствование, при каких условиях оно совершалось и

распространялась и что именно успела сделать у нас философия при

этих условиях.

Первый период - подготовительный.

Время появления философии в России - 1775 год, время открытия

Московского университета. До этого, в духовных академиях Москвы

и Киева под именем философии преподавалась безжизненная

схоластика.

В М. У. Философия преподавалась по учебникам и в духе

вольфианской школы. Идеи этой школы оказали определенное влияние

на некоторых русских мыслителей, но в меньшей степени, нежели

французская философия, которая при Екатерине 2 распространилась

ак при дворе, так и во всем грамотном обществе. Появилась масса

переводов сочинений французских мыслителей: Вольтера, Руссо,

Монтескье, Гельвеция, Кондильяка и многих других. (фил.

энциклопедистов)Среди воспринятых от французов идей было и так

называемое “вольтерианство” - материализм и этический

сенсуализм. (отриц. стороны фр. фил.)Однако А. В. отмечает, что

для большинства русских сочинения французских философов были

лишь чтением - глубокомысленным или остроумным; но оно

принималось поверхностно, как бы “анекдотически” (невежество

русского общества). А. Н. Пыпин - среди русских читателей

распространялось не столько понимание, сколько слава французских

писателей. Господство фр. философии в начале 19 века исчезло,

пробудив стремление к философскому мышлению, подготовив к более

глубокому усвоению западной фил.

Весь первый пятидесятилетний период был подготовительным.

Даже появление Григория Саввича Сковороды (укр.) не противоречит

этому. Вполне справедливо считать Сковороду первым русским

философом и высоко ценить не только его оригинальность и глубину

мысли, а также и услуги, оказанные им для просвещения слободской

Украины, однако, по мнению А. В. его влияние имело чисто местный

характер (он не напечатал ни одного своего произведения) и не

нарушало господства французов.

Скорее почувствовав, чем поняв односторонность фр. фил.

русские мыслители обратились к немецкому идеализму. Его влияние

было гораздо глубже.

В итоге, “усвоение западной фил. продолжается у нас менее

столетия - срок значительно меньший сравнительно с тем, какой

был истрачен на Западе на попытки перейти от возрождения древней

фил. к самостоятельной новой, возникшей впервые в лице Декарта и

Бэкона.Разве одно это обстаятельство уже не было достаточной

причиной для объяснения сравнительно невысокого развития

современной русской философии?

Второй период - господство германского идеализма.

В этот период преподавание философии было широко поставлено

не только в университетах и духовных академиях, но даже в

семинариях и гимназиях. В семинариях преподавалась логика,

метафизика, психология, нравственная философия, а с 1813 года -

и история философии. Таким образом помимо светской фил, в России

начинает развиваться и духовная фил. Однако в этот период она

развивалась без всякого влияния на светскую и даже почти не

имела значения для “общего хода нашего умственного развития”.

Она развивалась при неблагоприятных условиях, которые коренились

в общей организации духовенства и в том строе, который она

определяла. Духовная фил. рассматривалась начальством как

служанка богословия.

Начиная с 1805 года в светской фил. началась пропаганда

учений Канта, Фихте и Шеллинга. Этот период также длился 50 лет,

до вступления на престол Александра 2. Наименьшим успехом

пользовалась философия Фихте (первый харьковский профессор Шад -

в 1813 году появился его перевод сочинения Фихте “Яснейшее

изложение, в чем состоит существенная сила новейшей философии.

Опыт принудить читателей к разумению”). Кантом интересовались в

большей степени, особенно в Казани, его больше переводили,

немало писали онем, “правда больше опровергая его, чем

соглашаясь с ним”. Главным образом распространялось учение

Шеллинга (только в конце 30 годов оно уступило место Гегелю).

Первый, кто стал распространять натурфилософию в России, был

профессор анатомии и физиологии С.-Петербургсой медико-

хирургической академии Велланский. Его лекции пользовались

большой популярностью. В Петербурге идеи Шеллинга распространял

и Галич, профессор Педагогического университета, так, в

частности, изложение системы Шеллинга он поместил в виде

приложения в свою работу “История фил. систем”.

Однако после наполеоновских войн, в русле изменившихся

настроений Александра 1 философия подверглась беспощадному

гонению и сильно пострадала от “реформ” русских воспитанников

иезуитов. Первое нападение на нее произошло в Харьковском

университете - в 1816 году фихтеанец Шад признается виновным в

том, что он явно придерживается системы Шеллинга (!), и был

выслан из России. Но самому сильному разгрому подверглись

Казанский С.-Петербургский университеты. В Казани по инициативе

Магницкого были уволены несколько лучших профессоров: проф.

естественного права Солнцев (его система носила, по мнению

Магницкого, явные следы философии Канта, вседствие чего Солнцев

смешал божественное учение с мнениями человеческими) был лишен

права преподавания даже в частных уч. заведениях. В С.-

Петербурге по инициативе Рунича, друга и протеже Магницкого,

Было уволено около 12 профессоров, некоторые уходили и сами. В

числе уволенных были и два философа - Куницын и Галич. Последний

обвинялся в том, что своей книге “История филос. систем”

проводит начала, противные вере и властям, установленным от

Бога, и отдает явное предпочтение философии Шеллинга, излагает

противные учению веры понятия индийской философии и т.д. Галичу

около десяти лет не позволяли читать даже и частные лекции в его

собственной квартире.

Все три распространявшиеся у нас системы нового идеализма

одновременно и повсюду подвергались преследованию. Однако не

смотря ни на что, идеалистическая философия все же устояла.

Философское движение поддерживалось самым неожиданным для

обскурантов способом. В распространении новой фил. приняли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.