Рефераты. Отношение к науке русских философов конца XIX - начала XX века






свободы. В материальном же мире человек не свободен, он действует по

велению рассудка, но не разума. Наука, безусловно, обладает ценностью, она

есть реакция человеческого духа на мир, реакция самосохранения человека в

мире, где он должен ориентироваться в соответствии с окружающей его мировой

необходимостью.

Философия Нового времени исходит из вторичного искаженного бытия.

Поэтому она не в силах понять, полагает Бердяев, происхождения и значения

времени и пространства, законов логики и вообще всех категорий, которые

есть не состояние субъекта, а состояние самого бытия, хотя и болезненного.

[4]

Как теоремы математики базируются на аксиомах, так и философские

рассуждения должны основываться на вере. Если невозможно проверить

существование субъективного мира, необходимо в него поверить. Для Бердяева

вера религиозная отличается от научного знания тем, что «в таинственной

глубине бытия, до времени мы сделали выбор, Мы избрали мир действительный,

опытный, определили свое место в мире, взаимоотношение с окружающей

действительностью. Мы поверили в возможность познания, и знание этого мира

стало обязательным и твердым. От иного мира наша воля отвернулась, наша

вера в иной мир или отсутствует полностью или слаба, поэтому мы не знаем

иного мира, наше отношение к нему необязательно и непринудительно. Для мира

иного, мира невидимых вещей мы вновь должны совершить акт избрания.[5]

Человек слеп в объективированном мире, вера его элементарна и неполна,

это вера в низшую действительность. Малый разум или рассудок человека не

выходят за рамки его представлений. Приняв на веру существование мира

субъектов, человек получает идею большого разума или Логоса.

Если малый разум рационален и рассудочен, то большой разум мистичен и

интуитивен. Логос постигает тождество субъекта и объекта. Логоса нет не

только в науке, но и во всей новейшей философии. Идея Логоса есть идея

священной религиозной философии.

Согласно концепции религиозной философии до разделения на субъект и

объект было дано первичное интуитивное сознание, вера в существование

бытия. именно потому, считает Бердяев, что наука и критическая философия

базируются на разделении субъекта и объекта им чуждо творчество.

Творчество всегда в первичном. Это движение мысли ввысь и вглубь.

Результатом этого движения становится произведение. В критической философии

и науке человек может мыслить только в одной плоскости – реальности,

подчиняясь закону-норме. Это одностороннее мышление не имеет никакого

отношения к творчеству. Творческая интуиция возвышается над миром

объективной реальности, над противопоставлением субъекта и объекта.

Бердяев пишет: «Сама идея творчества возможна лишь потому, что есть

Творец, и что был совершен им оригинальный творческий акт, в котором стало

сущим небывалое, не вытекающее ни из чего предшествующего, не отнимающее и

не убавляющее абсолютной мощи Творца. Всякий творческий акт по существу

своему есть творчество из ничего, то есть создание новой силы, а не

изменение и перераспределение старой».[6]

Философия Бердяева – это философия духа. Дух является олицетворением

свободы, творчества личности, общения любви. Поэтому свобода у него

субъективна, находится вне объективированного мира.

Творчество заключено в сфере свободы. Рационализировать творчество –

значит рационализировать свободу. «Свобода – это безосновная основа бытия,

и она глубже всякого бытия. Нельзя дойти до рационально ощутимого дна

свободы».[7]

Великое чудо Вселенной – человек представляется Бердяеву микрокосмом,

в котором дана разгадка бытия макрокосма. Для такого человека возможны и

свобода, и творчество.

«Человек–микрокосм есть столь же многосложное многосоставное бытие,

как и макрокосм, в нем есть все, от камня до Божества». Человек

отождествляется с Вселенной, в нем действуют те же стихии, тот же разум.

Человек-микрокосм может постичь тайны Вселенной. Однако процесс постижения

и слияния с Вселенной может произойти только в церкви. Лишь здесь

совершается подлинное познание макрокосма. Познать истину, согласно

Бердяеву, значит познать сущее, которое нельзя познать извне, а только

изнутри. Как только мы стараемся сделать сущее внешним, объектированным,

оно умерщвляется и не познается. Знать истину, значит быть истинным.

Познать макрокосм можно лишь углубляясь в микрокосм. В человеке живет

вселенский разум, надо его найти в нем.

Религия и наука. Преодоление противоречий.

По мнению С.Л. Франка, религия и наука – это два способа объяснения

сущности и происхождения мира, жизни, человека. Конечно они резко

расходятся между собой. Например, религиозное представление о мироздании,

где земля находится в центре, наверху на небе живет Бог и находится «рай»

или «царство небесное», а где-то внизу, под землей, находится ад – конечно,

совершенно несогласимо с научным представлением о бесконечности мироздания,

о вращении земли вокруг солнца и т.п. Религиозное учение о сотворении

человека Богом несогласимо с выводами эволюционного учения о сродстве всего

органического мира и о постепенном происхождении человека из низших

организмов. Религиозное учение христианства о рождении Христа от девы Марии

абсолютно несовместимо с самыми элементарными данными.[8]

Или, говоря вообще: религия на каждом шагу допускает чудеса, то есть

нарушения законов природы, твердо установленных наукой. Словом приходится

выбирать между религиозным и научным взглядом на жизнь. Научно образованный

человек, говорит Франк, не колеблясь предпочтет точные доказательства

слепой вере. И тем больше он имеет оснований отвергать религиозную веру как

устарелое и опровергнутое заблуждение.

На первый взгляд, казалось бы, такое утверждение является абсолютно

правильным, но оно основано на непонимании природы как науки, так и

религии. И человек, научно продумывающий этот вопрос, то есть достигший не

туманного и популярного, а подлинно научного знания о сущности как религии,

так и науки, должен прийти к прямо противоположному выводу.[9]

Это мнение подтверждается тем фактом, что очень многие величайшие

ученые до конца жизни оставались глубоко и искренне верующими людьми.

Ньютон занимался богословием, Паскаль был одним из величайших религиозных

мыслителей Европы, Пастер всю свою жизнь оставался глубоко религиозной

натурой, Дарвин никогда не считал, что его учение о происхождении видов

животных и человека противоречит религии.

Франк считает, что религия и наука не противоречат и не могут

противоречить одна другой по той простой причине, что говорят о совершенно

разных вещах. А противоречия могут возникать лишь там, где сталкиваются два

мнения по одному и тому же предмету.

Говоря проще: Наука изучает мир, религия познает Бога.[10]

Но, казалось бы, религия своим учением о Боге меняет мировоззрение

человека, в том числе о тех вещах, которые изучает наука.

Для религии главным остается отношения человека и Бога.

С точки зрения православной теологии «в сотворении человека

примечательны:

1) время его сотворения в порядке прочих существ;

2) Божий о нем совет;

3) двойственный его состав из души и тела;

4) образ в нем Божий;

5) его назначение;

6) различие полов;

7) благословение, данное человеку».[11]

Поэтому, если глубже вникнуть в суть вопроса, можно сказать, что наука

изучает мир и явления, в нем происходящие, без отношения их к чему-либо

иному; религия же, познавая Бога, познает вместе с тем мир и жизнь в их

отношении к Богу. Следовательно, наука и религия рассматривает данную

реальность с двух разных сторон.

Разделение мироздания на видимый, т.е. доступный научному изучению, и

невидимый, сакральный мир определяет границы компромисса между религией и

наукой. В пределах того, что называется видимым, или тварным, миром религия

идет по пути признания научного авторитета и приспособления к науке.[12]

В общей форме мы утверждаем следующее: наука берет мир, как замкнутую

в себе систему явлений и изучает соотношения между этими явлениями, вне

отношения мира, как целого (а следовательно, и каждой, даже малейшей его

части), к его высшему сознанию, к его первопричине, к абсолютному началу из

которого он произошел и на котором он покоится. Религия же познает именно

отношение мира, а следовательно, и человека, к этой абсолютной первооснове

бытия – к Богу, и из этого познания черпает уяснение общего смысла бытия,

который остается вне поля зрения науки.

Наука как бы изучает середину, промежуточный слой или отрезок бытия в

его внутренней структуре: религия познает эту середину в ее отношении к

началу и концу, к целому бытия или к его целостной первооснове.[13]

Основное противоречие с точки зрения образованных людей усматривается

в религиозной вере в чудеса, несовместимые с научной истиной о строгой

закономерности всех явлений природы. Чудеса – это вмешательство Божества в

естественный ход событий. Даже образованные люди, замечает Франк, часто

обращаются к Богу с просьбой о чуде. Ведь в сущности, всякая молитва, - а

какая же религиозность возможна без молитв, - есть просьба к Божеству о его

вмешательстве в жизнь.

Под чудом понимается непосредственное вмешательство высших,

божественных сил в ход явлений – вмешательство, приводящее к такому

результату, который невозможен при действии только естественных, природных

сил. Но наука, изучающая закономерности только естественных, внутренних сил

природы, именно поэтому ничего не говорит о возможности или невозможности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.