Рефераты. От позитивизма к неопозитивизму






От позитивизма к неопозитивизму

ОТ ПОЗИТИВИЗМА К НЕОПОЗИТИВИЗМУ

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского

мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм

оформился уже в 30-е годы XIX в и за более чем вековую историю

эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с

самого начала тенденции к субъективному идеализму.

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о

взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том,

что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности

может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или

их «синтетического» объединения и что философия как особая наука,

претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не

имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в

этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе

позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на

науку и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере

утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной

теории.

* *

*

Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто

выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть

внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его

возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь,

требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые

характерны для нового времени.

Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд

таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии

была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового

времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в

качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе

и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще

называли, «метафизической», проблематики 1.

Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза

пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению

«метафизических» проблем.

Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII—XVIII вв.

возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной

«метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое

противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта,

«первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского

исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального,

отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру,—все это стало

возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем,

что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания

(которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всему

остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с

математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос

об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим — к

делению философов на эмпириков и рационалистов.

Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает

субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую

концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии

XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием

(Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил

причинность до субъективно-психологической уверенности).

Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII

в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции

прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали

несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи

механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования,

французский материализм не смог логически последовательно решить

философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и

широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.

С задачей критики «метафизики» не справилась и немецкая классическая

философия. II. Кант, выступив против рационалистической, аналитической

философии XVII— XVIII вв. и вместе с тем против основных критиков этой

философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и поставил в

острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и

«метафизических» утверждений, по существу, предложил вместо «метафизики

вещей» «метафизику знания» — априористскую и формалистическую

«трансцендентальную философию».

Гегель противопоставил «отрицательной метафизике» XVII—XVIII вв. строго

научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления.

Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная», или

«разумная», метафизика. На практике реализация тезиса о «разумной

метафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы

Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской «Философии

природы») современные ему естествоиспытатели восприняли не столько

содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода

мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты

наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет

западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая

соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.

Эта задача была решена в 40-е годы XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом,

создавшими философию диалектического материализма. Революционный переворот,

произведенный в философии марксизмом, означал решительную ликвидацию

прежней, спекулятивной философии, несостоятельность претензии которой

стоять «над» науками в век науки обнаружилась достаточно четко.

* *

*

Первая историческая форма позитивизма. В 30— 40-е годы XIX в., во

Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание

«научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской

традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм,

основанный О. Контом, который провозгласил решительный разрыв с философской

(«метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо

стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает

существования синтеза научного знания, .

Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией

французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал

убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности

предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может

рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.

Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической

ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому

направлению. При этом позитивизм отличается и от философских концепции

Тюрго и Даламбера: то, что у последних находилось па втором плане, у Копта

превращается в ядро философии.

История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что

всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу

научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории

Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над

ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что

для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных

научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении,

раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.

За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению

Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна

иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования

старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Построение

«новой философии» является естественным продолжением той работы, которая

совершается в специальных науках. Нет никаких ограничений степени общности

формулируемых в них закономерностей; более или менее общие из них могут

раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается

философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом незаметных

переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из

естественных и общественных наук.

Не такова, говорит Конт, традиционная философская «метафизика»,

проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на

основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже

поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная

философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и

поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики»

должны быть удалены и из науки. К таким пережиткам он относит претензии

науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность. Для

успеха научной деятельности достаточно ограничиться признанием, что наука

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.