Рефераты. Особенности современного развития техники






понимаются подавляющим большинством исследователей и разработчиков как

передача нам западных информационных технологий, развитие по западному

образцу вычислительной техники, средств связи, станций, сетей, банков

данных и знаний, экспертных систем и других компонентов. Соответственно

цель информатизации видят в создании информационного общества и среды,

создании условий для качественного сдвига в развитии всей нашей технологии

и производства. Подобная постановка вопроса и видение ситуации, с одной

стороны, естественны, с другой — нуждаются, тем не менее, в осмыслении. Для

создания более человечного мира, в котором ресурсы оказались бы

сбалансированными, нужно научиться противостоять экономическим и

технопромышленным моделям и, в особенности, не допускать вторичных

последствий, которыми зачастую сопровождается передача технологий, —

подавления культурной самобытности и упадка культуры принимающей помощь

страны. Наряду с неоспоримыми достижениями, имеется немало примеров,

показывающих, как губительно воздействует на культуру импорт (нередко

навязываемый) орудий труда и продукции техиндустрии.

Перечислим теперь основные тенденции и принципы, опираясь на которые

можно задать политику в области информатизации.

Стремление установить баланс трех уровней развития — мирового,

национального и регионального. Речь идет о том, что подключение к мировому

уровню развития (в области средств коммуникации, информационной технологии,

интеллектуального обеспечения и т.д.) не должно означать свертывания

национальных и региональных усилий в этой области. Напротив, определенные

самостоятельные направления развития в сфере информатизации в стране и

отдаленных ее регионах должны быть поддержаны всеми доступными силами

(финансами, политикой, материальными средствами и т.д.).

Необходимость пройти все основные этапы развития. Среди вопросов,

которые здесь необходимо продумать, есть и следующий: нужно ли проходить те

этапы развития в области информации, которые прошли западные страны, или мы

можем сразу подключиться к мировой информационной технологии и системе? При

этом речь идет не только о компьютерной и телекоммуникационной индустрии,

но и о социокультурных условиях, а также различных инфраструктурах, без

которых такая индустрия не будет работать. Дело не просто в создании новой

компьютерной техники, а в развитии определенных экономических структур

(рыночных отношений, кредитной системы, бирж и т.д.), в изменении ряда

социальных и культурных отношений (переход к новому типу организации

деятельности, новой рациональности, соответствующая трансформация

институтов культуры), изменении сознания и способностей людей. Поскольку

все подобные изменения и этапы развития взаимосвязаны, постольку

перескочить какие-то ступени органического развития невозможно. Другое

дело, что они могут проходиться иначе и, возможно, быстрее. Но их все равно

нужно пройти.

Опережение в создании условий. Сравнение отечественных и западных

путей развития позволяет выявить две полярные стратегии: мы стараемся сразу

создать какие-то системы и лишь в связи с этим, обычно с некоторым

отставанием, создаем для них необходимые условия; напротив, индустриально

развитые страны (Япония, США, ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция и т.д.),

имея целью создание каких-то систем, сначала создают необходимые условия и

предпосылки и лишь затем развертывают различные системы.

Поддержка процессов модернизации. Сообразность человеку и культуре.

Когда пишут об информатизации, то имеют в виду прежде всего технологический

аспект, а также экономический. Но информатизация должна способствовать

также развитию социокультурной сферы, поддерживать различные процессы

модернизации (переход на рыночную экономику, современные взаимоотношения

производителей и потребителей, обеспечение демократических процессов,

построение правового государства и т.п.), наконец, работать на человека и

культуру. Сообразность культуре и человеку означает приоритетность и

поддержка тех процессов в сфере информатизации, которые способствуют

развитию культуры и человека, а не закрывают или препятствуют такому

развитию. Естественно, что любая технология создается для удовлетворения

каких-то человеческих потребностей, однако она создается и сама по себе, в

силу развития науки, инженерии и техники. Имманентное развитие

информатизации, с одной стороны, и отсутствие специальной ориентированности

на процессы модернизации, развитие человека и культуры — с другой, приводят

к появлению в результате развития информатизации ряда нежелательных

последствий.

Необходимость учесть отрицательные последствия информатизации.

Сообразность культуре и человеку делает необходимым анализ отрицательных

последствий информатизации. Новейшая информационная техника позволяет не

только подключиться к каждому, но и выключить каждого из процессов жизни,

деятельности и мышления. Проникновение во все общество и жизнь каждого,

власть над физическим и психическим совершенно очевидны. Компьютеризация

приводит к тому, что досуг, личная жизнь, мышление, поведение, настроение и

все человеческие проявления оказываются жестоко и принудительно

нормированными. Компьютеризация может создавать условия для проникновения в

частную жизнь отдельного человека, безработицы, способствует всеобщей

рационализации, порождаемой информатизацией с присущей ей логикой. Не

следует путать знания в качестве познания со знанием в качестве власти.

Противопоставление такого рода связано с тем, что знание, дающее власть,

повышая производительность, ведет к разрушению природы, гонке вооружений и

безработице.

Говоря об отрицательных последствиях информатизации, нужно иметь в

виду, что оценки в данном случае (отрицательные последствия) — это не

абсолютные характеристики, а интерпретация, результат анализа. Например,

известно, что информатизация влечет за собой не только свертывание

потребностей в одних специалистах и профессиях, но и потребность в других,

новых. Аналогично компьютеризация создает условия для формирования нового

типа рациональности, в частности, еще больше превращает человека в элемент

техносферы. Но одновременно, это опять же известно, у человека появляются

новые степени свободы. Так что вопрос об оценке последствий информатизации

не простой, необходимы специальные исследования.

Исходя из этих установок намечается несколько возможных сценариев

политики в области информатизации.

Более глубокое освоение первых эшелонов использования информационных

технологий. Здесь речь идет о массовом освоении следующих сфер применения:

конторские системы, системы обработки больших объектов трансакций, системы

контроля, системы компьютерного моделирования для принятия решений по

планированию, системы государственного назначения.

Создание передовых центров, фирм, сетей ("маяков" информатизации).

Передача западных технологий. Создание отечественных компьютерных

технологий, эксперименты в области информатизации не могут быть

осуществлены в массовом порядке и повсеместно. Целесообразно создать своего

рода "маяки" или "очаги" информатизации, где бы дело было поставлено на

самом современном мировом уровне. Для этой цели могут быть использованы

крупные университеты, смешанные предприятия и фирмы, специально созданные

предприятия и фирмы. Подобные маяки должны поддерживаться и в финансовом

отношении, и всеми другими способами. Именно здесь должны осваиваться

зарубежные информационные технологии, разрабатываться концепции их

"привязки" к нашим условиям, осуществляться переподготовка и подготовка

специалистов, создаваться самостоятельные разработки и исследования. Маяки

компьютеризации могут выступать так же, как центры разработки политики в

области информатизации, как главные центры коммуникации и профессионального

общения. Вокруг них может формироваться профессиональное сообщество и

профессиональные союзы.

Специализация отечественных исследований и разработок на определенных

направлениях. Наряду с развитием "скромных" технологий и освоением первых

эшелонов использования информационных технологий, целесообразно сохранить

отечественные достижения в области информатизации, а также

специализироваться в определенных направлениях, там, где есть надежда выйти

на современный мировой уровень. Такими направлениями могут быть:

программирование, инженерия знаний, интеллектуальное (математическое,

лингвистическое, гуманитарное, социокультурное и т.д.) обеспечение и

другие. Все эти направления должны быть, с одной стороны, защищены,

поставлены в более выгодные условия, с другой -иметь возможность

участвовать в международном разделении труда и конкуренции на мировом

рынке.

Создание необходимых условий для успешного развития информатизации.

Конечно, в нашей стране должны создаваться современные информационные

технологии, приобретаться зарубежные компьютеры и т.д. Но не менее важна

подготовка новых специалистов, широкое компьютерное образование, система

переподготовки существующих специалистов. Необходимо развитие научно-

технических инфраструктур: например, систем связи или коммуникаций,

исследовательских и инженерных центров и фирм, обслуживающих эти системы.

Не менее важно интеллектуальное обеспечение информационных процессов:

разработка информационной политики, проектов развития информатизации,

научные исследования и разработки в области информатизации, образовательные

программы и т.д. Политика в сфере информатизации должна способствовать

формированию социально-экономических и социокультурных условий и

предпосылок информатизации; для этого нужно, в частности, поддержать

процессы модернизации в стране.

Мыслимы, но нецелесообразны еще два сценария развития информатизации в

нашей стране: "автономный" путь, предполагающий полный отказ от зарубежных

влияний и помощи (практически такой подход уже невозможно осуществить), или

"полностью зависимый" от зарубежных воздействий (этот путь весьма

реальный).

Литература

1. Розин В. М. Специфика и формирование естественных, технических и

гуманитарных наук. К., 1989.

2. Каныгин Ю. М., Калитич Г. И. Информатизация и управление научно-

техническим прогрессом. К., 1988.

3. Шнейдер Ю. М. Информатизация и культура. М., 1991.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.