Рефераты. Особенности современного развития техники






второй и третьей природы) поддаются расчету только в ближайшей зоне.

Например, уже на региональном, а тем более, планетарном уровне трудно или

невозможно просчитать или контролировать выбросы тепла, вредных веществ и

отходов, изменение грунтовых и подземных вод и т.д. Не менее трудно

получить адекватную картину региональных и планетарных изменений техники,

инфраструктур, деятельности или организаций. Трансформация образа жизни и

потребностей человека, происходящая под воздействием техники, также плохо

поддается описанию и, тем более, точному прогнозированию.

Все, что можно рассчитать и прогнозировать, нужно считать и

прогнозировать; следует сводить к минимуму отрицательные последствия

инженерной деятельности. Необходимо работать над минимизацией потребностей

и их разумным развитием. Нужно отказаться от инженерных действий

(проектов), эффект и последствия которых невозможно точно определить, но

которые, однако, могут вести к экономическим или антропологическим

катастрофам. Важно сменить традиционную научно-инженерную картину мира,

заменив ее новыми представлениями относительно природы, техники, способов

решения задач, достойном существовании человека, науки.

Новая инженерия и техника предполагает иную научно-инженерную картину

мира. Такая картина уже не может строиться на идее свободного использования

сил, энергий и материалов природы и идее творения. Плодотворные для своего

времени (эпохи Возрождения и XVI — XVII вв.) эти идеи помогли

сформулировать замысел и образцы инженерии. Но сегодня они уже не отвечают

ситуации. Новая инженерия и техника — это умение работать с разными, это

внимательное выслушивание и себя, и культуры. Выслушать — это значит

понять, с какой техникой мы согласны, на какое ограничение своей свободы

пойдем ради развития техники и технической цивилизации, какие ценности

технического развития нам органичны, а какие несовместимы с нашим

пониманием человека и его достоинства, с нашим пониманием культуры, истории

и будущего.

Одним из примеров прикладных исследований является социокультурный

анализ процессов информатизации.

Социальные и культурные проблемы информатизации в современном обществе

Если отбросить упрощенные трактовки информатизации только как

компьютеризации или обеспечения широкого доступа к информации, то останется

вполне серьезная концепция. Информатизация — не просто внедрение

компьютерной техники в различные области социально-экономической практики,

а формирование целостных машинизированных информационных технологий, их

массовое "встраивание" в социальный организм и использование, ведущее к

новым моделям деятельности. Информатизация связана с повышение уровня

системности народного хозяйства, созданием машинно-информатизационных сред,

формированием общественной широко разветвленной системы баз данных и

знаний, формированием информационных связей и потоков в производстве,

управлении, науке, образовании, сфере услуг и других социальных областях,

где внедряется компьютерная техника. В конечном счете речь идет об

образовании информационного общества и даже формировании предпосылок

информационной цивилизации. Информационное общество — это такое общество,

где все информированы, где большинство граждан участвуют в процессе

создания, сбора, хранения, обработки или распределения информации, а не в

сельском хозяйстве или производстве. Кроме того информатизация ведет к

новым технологиям и моделям деятельности, к другому типу культуры,

становящейся благодаря информатизации истинным организмом. Например, помимо

новых колоссальных возможностей, в производственной сфере открываются

неожиданные перспективы теледиагностирования и телетерапии,

телекоммуникации в личном общении.

Если обобщить все указанные процессы, то первую тенденцию в этой

области можно сформулировать так: информатизация ведет не просто к

увеличению объема информации, к созданию сетей, станций, баз данных и

знаний, но и к принципиально новым технологиям (не только информационным),

новой культуре, новому типу общества.

Вторая тенденция — информация и информатизация способствуют

формированию особой среды, получившей сегодня название информационной. Пока

информационная среда рассматривается только с точки зрения хранимой и

циркулирующей в ней информации, она выступает как объект техники, служащей

определенным человеческим целям, выступающим по отношению к этой технике

как внешние условия функционирования. Как только эта среда начинает

рассматриваться как средство коммуникации (отнюдь не сводящейся к передаче

фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний,

обещаний, гипотез, вопросов и т.д.), то она выступает как неотъемлемый

фрагмент культуры и должна исследоваться в этом качестве. Коммуникационная

концепция рассматривает информационную среду и входящие в нее в качестве

компонентов информационные системы как средство передачи знаний и, вообще,

обмена сообщениями разного статуса, то есть как средство, позволяющее

осуществлять социокультурные функции — своего рода технический протез в

сфере культуры.

Но информационная среда может быть определена не только как "средство,

позволяющее осуществить социокультурные функции", а так же как система

социокультурных условий (экономических, социальных, организационных,

ментальных и т.д.), влияющих на создание, распространение и использование

информации. В этом случае к характеристикам информационной среды необходимо

отнести, например, типы хозяйствования и экономические отношения, формы

организации деятельности, характер образования, состояние науки и техники,

качество труда (культура труда), господствующие типы рациональности,

ценности и навыки работы специалистов и ряд других моментов.

Целесообразно взглянуть на информационную среду еще одним способом,

учтя динамическую природу информации. Действительно, сегодня информатизация

— это весьма сложный динамический процесс, включающий в себя: инновации в

области информатизации (создание новых информационных технологий, передача

зарубежных информационных технологий, подготовка специалистов и т.д.);

изменение деятельности, форм организации, типов рациональности (процессы

информатизации ведут к перестройке исходной деятельности, создание новых

форм организации и управления); трансформации других видов деятельности или

условий. Информационную среду можно определить как систему новаций и

изменений (трансформаций), образующих процесс информатизации. При таком

подходе характеристики информационной среды выявляются при анализе

соответствующих новаций и изменений.

Не менее важная тенденция — возрастание всех форм рефлексии в области

информатизации, понимание и осознание проблем, встающих в ней. Вот пример

двух таких важных проблем.

Первая проблема — это создание искусственного интеллекта, а не просто

машин для расчетов и переработки информации. На первом этапе казалось, что

мышление вполне может быть представлено в системе формально-логических

операций. Сегодня наступило отрезвление, причем, по меньшей мере, в двух

аспектах. Стало понятным, что машина, какой бы оригинальной и сложной она

ни была, пусть даже воспроизводит принципы работы нейронных сетей и

действует на основе параллельной обработки информации, все же не работает

как живой мыслящий разум. В лучшем случае компьютер может воспроизвести

отдельные операции, вырванные из контекста. Контекстом же живого мышления

являются социальная среда, культурная коммуникация, общение людей. Эти

моменты в машинной среде и системах машин невоспроизводимы в принципе.

Другой момент: основные поиски сегодня смещаются в разработку таких

устройств, принципов и программ, которые бы позволяли работать с

визуальными образами и знаниями. И первое, и второе предполагает не просто

кодирование и декодирование информации, а также алгоритмизацию процессов,

но и разработку принципов машинного понимания, чтения, осмысления.

Сложность же решения этой проблемы трудно переоценить.

Вторая проблема — создание баз знаний, более широко — таких машинных

систем, которые бы работали со знаниями: выделяли их, классифицировали,

преобразовывали, кодировали без существенной потери смысла, кодировали

контексты знаний и основные способы их употребления, восстанавливали после

машинной обработки знания в живой естественной форме и т.д. Реальное знание

имеет не только значение, но и смысл, не один контекст и область

употребления, а множество, в развитой форме объединяется в теории,

обосновывается в философии и методологии, имеет личностные формы

существования и т.д. Здесь речь идет о преодолении все того же барьера

между личным знанием и информацией. Для инженера по знаниям главная задача

представить явным образом в тексте (или памяти ЭВМ) содержание неявного

знания. В рассматриваемом же здесь феномене непрямой коммуникации суть не в

том у чтобы адекватно передать в тексте трудно представимое в нем

содержание, но в том, чтобы использовать этот текст для передачи неких

ориентации сознания, которые сами по себе в тексте не представимы. Текст в

непрямой коммуникации используется как символ, указывающий на определенные

ориентации сознания, а не как знак, обозначающий фрагмент внешней

реальности.

Третья проблема — необходимость решать проблемы информатизации

одновременно как на мировом, так и на национальном уровнях.

В настоящее время проблемы развития информации в нашей стране

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.