Рефераты. Основные особенности и идеи русской философии. Реферат.






отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь на

основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,

рационализм и материализм, они отстаивали Бога в человеке. Постановка

вопроса о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой

философов-славянофилов. Славянофилы выступали против личной собственности

правового государства. Они считали, что род, семья, община, социальные

связи, являются наилучшей средой для существования личности. Всем формам

внешней свободы - политической, правовой, экономической, они

противопоставляли внутреннюю свободу личности, основанную на ценностях

внутреннего мира, освящённых религией.

Чернышевский и Добролюбов в своих трудах развили идею «разумного эгоизма».

От абстрактной человеческой природы они перешли к пониманию личности как

субъекта социально-политической деятельности. Они утверждали социальную

активность, утверждали единство слова и дела. Человек превращается в

личность в процессе борьбы против сил, препятствующих прогрессу, против

рабства и пустой мечтательности. Чернышевский разработал идею “Разумного

эгоизма”. Его суть: протест против фальши и лицемерия, против

индивидуального эгоизма, против насилия над личностью, но “за” разумное

сочетание интересов личности и общества, за единство сознания и поведения.

Проблема свободы личности, которой русские философы посвятили столько

ярких страниц, приобрела в современном мире особое значение, она

становится объектом не только политических деклараций, но и теоретических

изысканий. Одним из них является либерализм. Российский либерализм

выражается социальным строем, который многие люди представляли себе как

движение общества к гражданскому и правовому государству, где все равны

перед законом, где интересы личности выше интересов государства, где

хорошие условия труда и жизниТаким образом, мыслители XIX - начала XX века

стремились утвердить в российском обществе идеи просвещения и уважения к

правовым нормам, уважение к личности.

Сюда входят несколько идей. Во-первых, русские писатели испытывали жгучую

потребность очищения, чистоты перед народом, острое чувство не только

честного, справедливого, человеческого отношения к народу, но именно

внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищенной совести. Были

многочисленные «кающиеся дворяне» и «активные народники 70-х годов».

Во-вторых, эта жажда внутренней чистоты перед народом превращается далее в

подлинный героизм и самоотверженное подвижничество. Тема о «героическом

характере» русской литературы была давно популярна, еще задолго до

революции. У первой русской интеллигенции честным считалось вести

революционную борьбу или, по крайней мере, быть в оппозиции к

правительству, и бесчестным и подлым - уклоняться от борьбы и оппозиции.

Стремление к чистоте становилось стремлением отдать и самому жизнь свою за

дело революции. Правда, сюда не подойдут славянофилы, бывшие либералами

или даже реакционерами. Но они продолжали культивировать старые идеи

подвижничества, т.е. понимали его как духовную практику, а значит, тем

самым все же и они не расставались с общерусской идеей подвижничества.

4. Методологическая функция философии в научном познании.

Философия разрабатывает определённые «модели» реальности, сквозь «призму»

которых учёный смотрит на свой предмет исследования. Философия даёт

наиболее общую картину мира в его универсально-объективных

характеристиках, представляет материальную действительность в единстве

всех её атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная

система представлений об общих свойствах и закономерностях реального мира

формируется в результате обобщения и синтеза основных частно- и

общенаучных понятий и принципов.

Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и

т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической,

биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической

установки.

Иначе говоря, философия даёт общее видение мира, на основе которого

строятся видения частнонаучного характера как элементы более широкого

целого - философского осмысления реальности. Именно оно позволяет увидеть

место и роль частнонаучных представлений, «прописать» их в качестве

необходимых моментов, сторон общей картины мира.

Философия дает видение мира не только в том виде, каким он был прежде

(прошлое) и каков он теперь (настоящее). Философия, осуществляя свою

познавательную работу, всегда предлагает человечеству некоторые возможные

варианты его жизненного мира. В этом смысле она обладает прогностическими

функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре -

понять не только каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный

человеческий мир, но каким он может и должен быть. При этом категориальные

структуры философии обеспечивают новое видение как объектов, преобразуемых

в человеческой деятельности, так и самого субъекта деятельности, его

ценностей и целей [3]. Сегодня говорить о чисто объективной картине мира,

не учитывая места субъекта в нём, невозможно.

2. Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономерностей

самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах её

постижения (гносеологический аспект). Философия (особенно в её

рационалистическом варианте) дает ученому исходные гносеологические

ориентиры о сущности познавательного отношения, о его формах, уровнях,

исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности

и истинности, о социально-историческом контексте познания и т.д.

Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них

не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и

принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее

гносеология, как один из основных её разделов), опираясь на данные других

наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса

(психология, социология, науковедение и др.).

Кроме того, любое познание мира, в том числе научное, в каждую

историческую эпоху осуществляется в соответствии с определённой «сеткой

логических категорий». Переход науки к анализу новых объектов ведёт к

переходу к новой категориальной сетке. Если в культуре не сложилась

категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние

будут восприниматься через неадекватную систему категорий, что не позволит

раскрыть их сущностные характеристики. Развивая свои категории, философия

тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную

предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Применение

разработанных в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к

новому обогащению категорий и развитию их содержания.

3. Философия даёт науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе

определённых категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде

всеобщих регуляторов, универсальных норм, требований, которые субъект

познания должен реализовывать в своём исследовании (методологический

аспект). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия

выступает в качестве предельного, самого общего метода научного

исследования. Этот метод, однако, не может заменить специальных методов

частных наук, это не универсальный ключ, открывающий все тайны мироздания,

он не определяет априори ни конкретных результатов частных наук, ни их

своеобразных методов.

Так, например, принципы диалектики образуют определённую субординированную

систему и, взятые в их совокупности, представляют собой методологическую

программу самого верхнего уровня. Они задают лишь общий план исследования,

его стратегию (поэтому их называют стратегическими), ориентирую познание

на освоение действительности в её универсально всеобщих характеристиках.

Их эвристическая мощь зависит как от их содержания, так и от их умелого

правильного применения.

Философско-методологические программы не должны быть жёсткой схемой,

«шаблоном», стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь

общим руководством для исследования. Не являются философские принципы и

механическим «набором норм», «списком правил» и простым внешним

«наложением» сетки всеобщих категориальных определений и принципов на

специально научный материал. Совокупность философских принципов - гибкая,

подвижная, динамическая и открытая система, она не может «надёжно

обеспечить» заранее отмеренные, полностью гарантированные и заведомо

«обречённые на успех» ходы исследовательской мысли.

4. От философии учёный получает определённые мировоззренческие, ценностные

установки и смысложизненные ориентиры, которые - иногда в значительной

степени (особенно в гуманитарных науках) - влияют на процесс научного

исследования и его конечные результаты (аксиологический аспект).

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные (рациональные), но

также нравственно-эмоциональные, эстетические и другие человеческие

универсалии, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур, и

вместе с тем принадлежащих человечеству в целом (общечеловеческие

ценности). Философия играет роль критической «селекции», т.е. аккумуляции

мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим

поколения. Тем самым она предлагает учёному различные варианты

миропонимания («возможные миры», «мировоззренческие образы»), которые

всегда являются интеграцией всех форм человеческого опыта - практического,

познавательного, ценностного, эстетического и других. Философия (особенно

в её «экзистенциальных вариантах») «поставляет» учёному огромный материал

для формирования его системы взглядов на объективный мир (и на своё место

в нём), его жизненной позиции, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций,

его интересов, пристрастий, нравственных принципов и т.д. и т.п.

5. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при

построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно

происходит в периоды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных

революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и

негативным - в зависимости от того, какой философией - «хорошей» или

«плохой» - руководствуется учёный и какие именно философские принципы он

использует.

Если говорить более конкретно, то влияние философии на процесс

специального научного исследования и построение теории заключается, в

частности, в том, что её принципы при переходе от умозрительного к

фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную

селективную функцию.

Философские принципы в качестве селекторов, «работают» только тогда, когда

встаёт сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или иные

умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению

задач и т.п.). Если имеется множество вариантов решения какой-либо

частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то

в нём «участвуют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие

теоретические принципы, «философские соображения» и др.

6. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает своей

«умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках

философии (а точнее - в той или иной её форме) вырабатываются определённые

идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для науки

обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания.

7. Философско-методологические принципы - в их единстве - выполняют в ряде

случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия

истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его -

особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств,

невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны

исследователя таких принципов диалектики как объективность,

всесторонность, конкретность, историзм и других, то никакой практики не

нужно, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой «основе»,

вряд ли будут истинными.

8. Воздействие философских принципов на процесс научного исследования

всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным

путем - через методы, формы и концепции «нижележащих» методологических

уровней. Философский метод не есть «универсальная отмычка», из него нельзя

непосредственно получить ответы на те или иные проблемы частных наук путём

простого логического развития общих истин. Он не может быть «алгоритмом

открытия», а даёт ученому лишь самую общую ориентацию исследования,

помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли.

9. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования

в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо

сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего знания (например,

законы, категории, понятия, принципы и т.д.), которые и делают всякую

науку «прикладной логикой». В каждой из них «властвует философия», ибо

всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется

специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия

является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне

сознательно.

Следует сказать, что широкое развитие в современной науке внутринаучной

методологической рефлексии не «отменяет» философские методы, не

элиминирует их из науки. Эти методы всегда в той или иной мере

присутствуют в последней, какой бы степени зрелости не достигли её

собственные методологические средства. Философские методы, принципы,

категории «пронизывают» науку на каждом из этапов её развития. Так, любая

наука использует практически весь арсенал категорий диалектики, в ней

всегда стоит проблема истины и её соотношения с заблуждением, традиционно

трудными для учёных являются проблемы взаимосвязи материального и

идеального, субъекта и объекта и других сугубо философских вопросов.

10. Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с

тем их переосмысление, углубление, развитие. Результаты научного

исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на

проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей

самой науки. Философские обобщения должны основываться на научных

результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они

очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из

многих возможных линий развития. Успешное «восстание» против принятого

взгляда имеет своим результатом неожиданное и совершенно новое развитие,

становясь источником новых философских воззрений.

Тем самым путь реализации методологической функции философии есть не

только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ

развития самой философии, всех её методологических принципов.

19

5

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.