Рефераты. Основные особенности и идеи русской философии. Реферат.






характер движения, философский материализм не отвергает существования в

мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм

подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов.

Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в

определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных

условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно

поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) - это момент

движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы

.движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и

он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как

некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к

определенной точке отсчета.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с

определенными материальными носителями. Это дает возможность построения

разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана

с определенным материальным носителем, имеет определенную область

распространения и свои определенное законы.

Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи.

Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

Химическое движение - движение атомов внутри молекул.

Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой

формы жизни.

Социальное движение (все изменения в обществе).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас

неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому

современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных

частиц;

гравитационную форму движения;

сильное (ядерное) взаимодействие;

слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и

атомов);

геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах

- материках, слоях земной коры и т. д.):

биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на

клеточном уровне, наследственность и т. д.;

социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои

коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако,

представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из

принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

2. Проблема неравенства между людьми в философии Ж.Ж. Руссо.

«Я замечаю всякое неравенство в человеческом роде: одно, которое я назову

естественным или физическим, так как оно установлено природой, состоит в

различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных

качеств. Другое же может быть названо нравственным или политическим, так

как оно зависит от своего рода договора и установлено или по крайней мере

стало правомерным с согласия людей. Оно состоит в различных привилегиях,

которыми одни пользуются к ущербу других, в том ,например, что одни более

бога ты, уважаемы и могущественны, чем другие, или даже заставляют их

повиноваться себе...»

Способность к совершенствованию, которая при содействии различных

обстоятельств ведет к постепенному развитию всех остальных способностей.

Она также присуща всему нашему роду, как и каждому индивидууму, тогда как

животное по истечении нескольких месяцев будет тем, чем останется оно всю

свою жизнь, а его вид через тысячу лет тем же, чем был в первом году этого

тысячелетий.

Печально было бы, если бы пришлось признать, что эта своеобразная и почти

безграничная способность является источником почти всех человеческих

несчастий, что она, в союзе с временем, выводит в конце концов человека из

того первобытного состояния, в котором он вел спокойную и невинную жизнь,

что она способствуя в течении целого ряда веков расцвету его знаний и

заблуждений, пороков и добродетелей, заставляет его сделаться тираном над

самим собой и природой...

У всех народов мира умственное развитие находится в соответствии с теми

потребностями, которые породила в них природа или заставили приобрести

обстоятельства, и, следовательно, с теми страстями, которые побуждают их

заботиться об удовлетворении этих потребностей.

Можно отметить то обстоятельство, что северные народы опережают в общем

южные в области промышленности, так как им труднее обойтись, и что,

следовательно, природа, как бы стремясь установить известное равенство,

наделила умы продуктивностью, которой отказала почве. Но если даже мы не

станем прибегать к малонадежным свидетельствам истории, разве не ясно для

всякого, что все как бы намеренно удаляет дикаря от искушения и средства

выйти из того состояния, в котором он находится. Его воображение ничего

ему не рисует, его сердце ничего не требует, все что нужно для

удовлетворения его скромных потребностей, у него под рукой, он нисколько

далек от уровня знаний, обладать которыми необходимо, чтобы пожелать

приобрести еще больше, что у него не может быть ни предусмотрительности,

ни любознательности...

Не имея никакого нравственного общения между собой, не признавая за собой

никаких обязанностей по отношению к себе подобным, люди не могли быть,

по-видимому, в этом состоянии ни хорошими, ни дурными и не имели ни

пороков, ни добродетелей, если только мы не будем, понимая эти слова в

физическом смысле, называть пороками в индивидууме те качества, которые

могут препятствовать его самосохранению, и добродетелями те, которые могут

ему способствовать; но в таком случае наиболее добродетельным пришлось бы

назвать того, кто менее других противиться внушениям природы...

После того как доказали, что неравенство едва заметно в естественном

состоянии и его влияние там почти ничтожно, остается показать, как

возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого

ума.

Первый кто напал на мысль, огородив участок земли, сказав: \"Это мое\">

нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным

основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и

убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот,

кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: Не слушайте

лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные

принадлежат всем, а земля никому!>.Но весьма вероятно, что дела не могли

уже тогда оставаться дольше в том положении, в каком они находились. Идея

собственности, зависящая от многих идей предшествующих, которые могли

возникнуть лишь постепенно, не внезапно сложилась в уме человека. Нужно

было далеко уйти по пути прогресса, приобрести множество технических

навыков и знаний, передавать и умножать их из века в век, чтобы

приблизиться к этому последнему пределу естественного состояния...

Пока люди довольствовались сельскими хижинами, шили себе одежды из

звериных шкур с помощью древесных колючек или рыбьих костей, украшали себе

перьями или раковинами, разрисовывали себе тело в различные цвета,

улучшали или делали более красивыми свои луки и стрелы, выдавливали

острыми камнями немудрёные рыбачьи лодки или делали с помощью тех же

камней грубые музыкальные инструменты, словом, пока они выполняли лишь

такие работы, которые были под силу одному, и разрабатывали лишь такие

искусства ,которые не требовали сотрудничества многих людей, они жили

свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми, насколько могли быть

таковыми по своей природы, и продолжали наслаждаться всей прелестью

независимых отношений. Но с той минуты, как человек стал нуждаться в

помощи другого, с той минуты, как люди заметили, что одному полезно иметь

запас пищи, достаточный для двух, равенство исчезло, возникла

собственность, стал неизбежен труд и обширные леса превратились в веселые

нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых скоро

взошли и расцвели вместе с посевами рабство и нищета.

Великий переворот этот произвело изобретение двух искусств: об работки

металлов и земледелия. В глазах поэта золото и серебро, а в глазах

философа железо и хлеб цивилизовали людей и погубили род человеческий...

Все способности наши получили теперь полное развитие. Память и воображение

напряженно работают, самолюбие всегда настороже, мышление стало

деятельным, и ум почти достиг уже предела доступного ему совершенства. Все

наши естественные способности исправно несут уже свою службу: положение и

участь человека стали определяться не только на основании его богатства и

той власти приносит пользу или вред другим, какой он располагает, но также

на основании ума, красоты, силы, ловкости, заслуг или дарований, а так как

только эти качества могли вызывать уважение, то нужно было иметь их или

делать вид, что имеешь. Выгоднее было казаться не тем , чем был в

действительности: быть и казаться это для того времени уже вещи различные,

это различие вызывало появление ослепляющего высокомерия, обманчивой

хитрости и пороков, составляющих их свиту. С другой стороны, из свободного

и независимого, каким был человек первоначально, он превратился как бы в

подвластного всей природе, особенно же ему подобным, рабом которых до

некоторой степени он становится, даже становясь их господином. Если он

богат, он нуждается в их услугах, если он беден, он нуждается в их помощи,

и даже при среднем достатке он все равно не в состояние обойтись без них.

Он должен поэтому постоянно заинтересовать их в своей судьбе, заставить их

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.