характер движения, философский материализм не отвергает существования в
мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм
подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов.
Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в
определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных
условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно
поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) - это момент
движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы
.движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и
он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как
некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к
определенной точке отсчета.
Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с
определенными материальными носителями. Это дает возможность построения
разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана
с определенным материальным носителем, имеет определенную область
распространения и свои определенное законы.
Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи.
Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.
Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.
Химическое движение - движение атомов внутри молекул.
Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой
формы жизни.
Социальное движение (все изменения в обществе).
Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас
неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому
современная классификация форм движения материи включает:
пространственное перемещение;
электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных
частиц;
гравитационную форму движения;
сильное (ядерное) взаимодействие;
слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и
атомов);
геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах
- материках, слоях земной коры и т. д.):
биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на
клеточном уровне, наследственность и т. д.;
социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои
коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако,
представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из
принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
2. Проблема неравенства между людьми в философии Ж.Ж. Руссо.
«Я замечаю всякое неравенство в человеческом роде: одно, которое я назову
естественным или физическим, так как оно установлено природой, состоит в
различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных
качеств. Другое же может быть названо нравственным или политическим, так
как оно зависит от своего рода договора и установлено или по крайней мере
стало правомерным с согласия людей. Оно состоит в различных привилегиях,
которыми одни пользуются к ущербу других, в том ,например, что одни более
бога ты, уважаемы и могущественны, чем другие, или даже заставляют их
повиноваться себе...»
Способность к совершенствованию, которая при содействии различных
обстоятельств ведет к постепенному развитию всех остальных способностей.
Она также присуща всему нашему роду, как и каждому индивидууму, тогда как
животное по истечении нескольких месяцев будет тем, чем останется оно всю
свою жизнь, а его вид через тысячу лет тем же, чем был в первом году этого
тысячелетий.
Печально было бы, если бы пришлось признать, что эта своеобразная и почти
безграничная способность является источником почти всех человеческих
несчастий, что она, в союзе с временем, выводит в конце концов человека из
того первобытного состояния, в котором он вел спокойную и невинную жизнь,
что она способствуя в течении целого ряда веков расцвету его знаний и
заблуждений, пороков и добродетелей, заставляет его сделаться тираном над
самим собой и природой...
У всех народов мира умственное развитие находится в соответствии с теми
потребностями, которые породила в них природа или заставили приобрести
обстоятельства, и, следовательно, с теми страстями, которые побуждают их
заботиться об удовлетворении этих потребностей.
Можно отметить то обстоятельство, что северные народы опережают в общем
южные в области промышленности, так как им труднее обойтись, и что,
следовательно, природа, как бы стремясь установить известное равенство,
наделила умы продуктивностью, которой отказала почве. Но если даже мы не
станем прибегать к малонадежным свидетельствам истории, разве не ясно для
всякого, что все как бы намеренно удаляет дикаря от искушения и средства
выйти из того состояния, в котором он находится. Его воображение ничего
ему не рисует, его сердце ничего не требует, все что нужно для
удовлетворения его скромных потребностей, у него под рукой, он нисколько
далек от уровня знаний, обладать которыми необходимо, чтобы пожелать
приобрести еще больше, что у него не может быть ни предусмотрительности,
ни любознательности...
Не имея никакого нравственного общения между собой, не признавая за собой
никаких обязанностей по отношению к себе подобным, люди не могли быть,
по-видимому, в этом состоянии ни хорошими, ни дурными и не имели ни
пороков, ни добродетелей, если только мы не будем, понимая эти слова в
физическом смысле, называть пороками в индивидууме те качества, которые
могут препятствовать его самосохранению, и добродетелями те, которые могут
ему способствовать; но в таком случае наиболее добродетельным пришлось бы
назвать того, кто менее других противиться внушениям природы...
После того как доказали, что неравенство едва заметно в естественном
состоянии и его влияние там почти ничтожно, остается показать, как
возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого
ума.
Первый кто напал на мысль, огородив участок земли, сказав: \"Это мое\">
нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным
основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и
убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот,
кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: Не слушайте
лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные
принадлежат всем, а земля никому!>.Но весьма вероятно, что дела не могли
уже тогда оставаться дольше в том положении, в каком они находились. Идея
собственности, зависящая от многих идей предшествующих, которые могли
возникнуть лишь постепенно, не внезапно сложилась в уме человека. Нужно
было далеко уйти по пути прогресса, приобрести множество технических
навыков и знаний, передавать и умножать их из века в век, чтобы
приблизиться к этому последнему пределу естественного состояния...
Пока люди довольствовались сельскими хижинами, шили себе одежды из
звериных шкур с помощью древесных колючек или рыбьих костей, украшали себе
перьями или раковинами, разрисовывали себе тело в различные цвета,
улучшали или делали более красивыми свои луки и стрелы, выдавливали
острыми камнями немудрёные рыбачьи лодки или делали с помощью тех же
камней грубые музыкальные инструменты, словом, пока они выполняли лишь
такие работы, которые были под силу одному, и разрабатывали лишь такие
искусства ,которые не требовали сотрудничества многих людей, они жили
свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми, насколько могли быть
таковыми по своей природы, и продолжали наслаждаться всей прелестью
независимых отношений. Но с той минуты, как человек стал нуждаться в
помощи другого, с той минуты, как люди заметили, что одному полезно иметь
запас пищи, достаточный для двух, равенство исчезло, возникла
собственность, стал неизбежен труд и обширные леса превратились в веселые
нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых скоро
взошли и расцвели вместе с посевами рабство и нищета.
Великий переворот этот произвело изобретение двух искусств: об работки
металлов и земледелия. В глазах поэта золото и серебро, а в глазах
философа железо и хлеб цивилизовали людей и погубили род человеческий...
Все способности наши получили теперь полное развитие. Память и воображение
напряженно работают, самолюбие всегда настороже, мышление стало
деятельным, и ум почти достиг уже предела доступного ему совершенства. Все
наши естественные способности исправно несут уже свою службу: положение и
участь человека стали определяться не только на основании его богатства и
той власти приносит пользу или вред другим, какой он располагает, но также
на основании ума, красоты, силы, ловкости, заслуг или дарований, а так как
только эти качества могли вызывать уважение, то нужно было иметь их или
делать вид, что имеешь. Выгоднее было казаться не тем , чем был в
действительности: быть и казаться это для того времени уже вещи различные,
это различие вызывало появление ослепляющего высокомерия, обманчивой
хитрости и пороков, составляющих их свиту. С другой стороны, из свободного
и независимого, каким был человек первоначально, он превратился как бы в
подвластного всей природе, особенно же ему подобным, рабом которых до
некоторой степени он становится, даже становясь их господином. Если он
богат, он нуждается в их услугах, если он беден, он нуждается в их помощи,
и даже при среднем достатке он все равно не в состояние обойтись без них.
Он должен поэтому постоянно заинтересовать их в своей судьбе, заставить их
Страницы: 1, 2, 3, 4