Рефераты. Образование, культура, сознание






обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно

своим потребностям.

Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний

его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает

не только сознательные, но и подсознательные, и бессознательные процессы.

3.2.Структура сознания

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также

переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми

знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень

ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д.,

осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень сознания.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не

исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт

внимания как свой необходимый компонент.

Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события

вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая

сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,

настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.).

Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается

познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной

сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако

сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

интегральное сложно-структурированное целое.

3.3.Бессознательное как психический феномен

Бессознательное в широком смысле – совокупность психических процессов,

операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих

теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов,

качественно отличных от явлений сознания. Термин «Бессознательное»

используется также для характеристики индивидуального и группового

поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована Лейбницем,

трактовавшим её как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом

осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения

бессознательного предпринял Д. Гартли, связавший его с деятельностью

нервной системы.

В начале 19-го века началось собственно психологическое изучение

Бессознательного. Динамическую характеристику последнего ввел Гербарт

(1824), согласно которому, несовместимые идеи могут вступать между собой в

конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на

него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в

изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях

терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное

(гипноз). Исследования французской психологической школы позволили вскрыть

отличную от сознательной психическую деятельность, не осознаваемую

пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил бессознательное в

виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности

сознания. Бессознательные влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться

под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного

бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, идентичного

у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.

Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в

которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности

представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в

Бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В

следствии этого в бессознательном отсутствуют произвольный контроль

осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов.

Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта

проявляется в таких особенностях бессознательного, как нечувствительность к

противоречиям и вневременной характер бессознательного – прошлое,

настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной

необратимости последовательности. Бессознательное находит свое выражение в

формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а

также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не

осознаются личностью.

В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Бессознательности:

1) Надиндивидуальные подсознательные явления – усвоенные субъектом как

членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной

общности поведения, влияние которых на его деятельность актуально не

осознается субъектом и не контролируется (подражание).

2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые

установки личности. По Фрейду – это «динамическое вытесненное

бессознательное», охватывающее нереализованные влечения, которые из-

за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и

образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к

действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся

в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях).

Важное значение имеют такие феномены бессознательного в

межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное

вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека

собственными свойствами) и т.д.

3) Не осознаваемые операционные установки и стереотипы

автоматизированного поведения. Они возникают в процессе решения

различных задач и опираются на прошлый опыт.

4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов

ощущения диапазона чувствительности человека были обнаружены факты

воздействия на таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.

3.4.Экзистенциальность человека и его проблемы в

современной культуре

Экзистенция - одно из основных понятий экзистенционализма, означающее

способ бытия человеческой личности. Экзистенция представляет собой

центральное ядро человеческого «Я», благодаря которомуму это последнее

выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий

разум», то есть нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная

неповторимая личность. Экзистенция – это не сущность человека, ибо

последняя означает, согласно экзистенсистам, нечто определенное заранее

данное, а, напротив, «открытая возможность». Одно из важнейших определений

экзистенции – ее необъективируемость. Человек может объективировать свои

способности, знания, умения практически - в виде внешних предметов; он

может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические

акты, свое мышление и т.д., объективируя их теоретически. Единственное, что

ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования,

а тем самым и от познания и что, таким образом, не подвласно ему, - его

экзистенция.

Учение об экзистенции направлено как против рационалистического

понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и

против марксистского понимания этой сущности как совокупности общественных

отношений.

В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для

этого необходимо чтобы он оказался в пограничной ситуации, то есть перед

лицом смерти. Человек внезапно "становится самим собой", но то, что он

узнает о себе, не пригодится другому. В результате перехода через

"пограничную ситуацию" человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в

предметах символы трансцендентного, которое недоступно познанию, но

чувствуется как «экзистенциальный» страх. Человек шифрует (символизирует)

свои представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных

концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров:

свободы, смерти, крушений в жизни и др.

Человек, в жизни которого нет пограничных ситуаций - это человек,

погрязший в "обычном", "привычном", не желающий ничего менять в себе.

Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает свободу. Согласно

экзистенции, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь,

формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а

выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком.

Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не

оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного

человека. У экзистенции – опора на интуитивное познание мира.

Различие общества и культуры выявляет её определения как совокупность

созданных человеком ценностей. Мир культуры - мир материальных и идеальных

духовных ценностей, т.е. мир объектом материальных и идеальных взятых в его

отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка

культуры как системы ценностей ограничивает культуру от природы и

одновременно не позволяет отождествлять её с обществом. При таком подходе

культура выступает как определённый аспект общества, тем самым проясняется

её социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема

соотношения культуры и общества.

Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений,

определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой, усвоенной им

культуры, он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры

он вносит в неё нечто новое. В соотношении освоения и творчества культуры

заложена масса проблем и противоречий. Чтобы в них разобраться надо хотя бы

в общем виде проанализировать проблему развития культуры.

Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают

глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические

проблемы, задача обеспечением продовольствием населения Земли. Перед всем

человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить

собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия

мировых социальных систем не отменяют понятий человеческой цивилизации,

современной цивилизации. земной цивилизации, которую необходимо общими

усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения.

3.5.Общественное сознание, его структура и пути формирования

Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего

общественного бытия и окружающей действительности. Общественное сознание

порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него, словно

второй фундамент. Закономерности развития общественного сознания -

вторичность и его относительная самостоятельность. Общественное сознание

формируется с учетом вида материального производства. Материальное

производство - основа, придающая цельность, связь и непрерывность мировой

истории. Значение материального производства не только в том, что оно

необходимое условие существования общества и человека, но и в том, что весь

строй жизнедеятельности людей зависит от способа производств материальных

благ в каждую эпоху, обусловленную социальными, политическими, духовными

процессами жизни. Формы общественного сознания представляют собой различные

способы духовного освоения действительности.

Классификация методов:

1) по предмету отражения: политическое сознание отражает отношения

между классами, нациями, государствами, к проблеме власти.

2) по формам отражения: наука отрицает действительность в форме

понятий, гипотез, теорий, моделей.

3) по особенностям своего развития, сопоставляя науку и искусство.

4) по выполнению ими социальных функций. Различие функций, прежде

всего, выявляет своеобразие каждой формы общественного сознания.

Наука (познавательные и практические функции), моральное сознание -

основа формирования нравственности личности, отношения человека к другим

людям. По этому признаку все формы общественного сознания делятся на две

группы:

1) связь регулируемых человеческих отношений: Политическое -

совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и

представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает

сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на

экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных

больших социальных групп. Право - совокупность норм и правил

поведения людей, утвержденных государством. Мораль - совокупность

норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются

традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).

2) Наука, искусство, философия - формы духовного и духовно-

практического освоения всей окружающей человека действительности.

Плюс религия - промежуточное положение. Анализ форм общественного

сознания и разработка критерия их разграничения имеют

методологическое значение для исследования общественного сознания

конкректных обществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе раскрыты основные категории, которые неразрывно

свзаны. Потребности человека весьма разнообразны. Познавая

действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности,

которыми подчинен окружающий мир. Поучая образование и применяя свои знания

на практике, человек все время обогащается новыми знаниями и умениями.

Культура же неотъемлемая часть человеческой жизни.

Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и

развития образования, имея высокую культуру.

Список используемой литературы

1. Рассел Б. История западной философии. М., 1959

2. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988

3. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

4. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995,

№11

5. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.

М., 1989

6. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987

7. Пуанкаре А. О науке. М., 1983

8. Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1987

9. Карлов Н.В. О фундаментльном и прикладном в науке и образовании, или

“Не возводи дом свой на песке”. “Вопросы философии”, 1995, №12

10. “Вопросы философии”, 1995 № 2 - 12

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.