Рефераты. Образование, культура, сознание






обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным

и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к

мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности

человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о

котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому

взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие

человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому

науку принято определять как высокоорганизованную и

высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о

мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в

обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития

жизнедеятельности человека. Чтобы получить хорошую работу, молодой

человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как

делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Чтобы

удержать это рабочее место через пять лет после окончания университета, он

должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь

построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми

требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать

лидером, руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела,

выпускник университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной

области, в области наук о человеке, наук социальных.

Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и

развития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя

образованность населения - главная опора науки. Фундаментальная наука

отвечает этому условию.

2.Философское понимание культуры

2.1.Культурные универсалии

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает

культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало

обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник

термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его

стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек

отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда

этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от

“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало

высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все

еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим

воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические

оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и

выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые

являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и

регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы

часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура

создается, культуре обучаются. Поскольку, она не приобретаемая

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает

следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В

результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят

формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы

процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к

гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в

значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и

общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей

джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,

свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить

упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к

существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не

проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые

ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,

шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются

представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких

детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с

людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление

их “человеческих” личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так

далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно

подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее

определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры

управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде

всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже

если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел

знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.

Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ

земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию

некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических

джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени

возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго

получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает

влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения

таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки

получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между

людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,

обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности

формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое

общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается

маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются,

в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном

обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в

сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе

постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени.

Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая

охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после

смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно

различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной

деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не

имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина

имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры

это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом

психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”

как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество

различий между культурами.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами

убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным

сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое

поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной

жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем

культурам, - культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся

спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные

ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,

шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять

на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,

украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие

эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей

определенного общества и формируется в результате уникального развития

событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,

запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они

имеются в каждой культуре.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи

считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним

относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и

тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с

этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.

Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В

каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не

одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению

определенных физиологических, социальных и психологических потребностей,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.