культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!).
Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания +
человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в
окультуренной среде своего обитания + общественные отношения (формы
социальной организации культуры), обеспечивающие существование Цивилизации
и ее продолжение. Цивилизация - социокультурное образование. Не
Цивилизация, а Культура - единственный критерий социального развития
общества. Многообразными способами включается культура в движение истории.
Она выражает личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняет
функции трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности.
Новые идеи включаются затем в исторический процесс, внося в него новые
элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор
исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Пример -
изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало
влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной
угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так создание
научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на
протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы.
Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную
жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие
изобретения не были реализованы по различным причинам, например изобретение
Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы
в области генетики советских ученых. В ходе общественного исторического
процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным
обществом осуществляется "социальный отбор" этих предложений и то, каким он
будет от текущего состояния развития общества.
3.Сознание
3.1.Происхождение и сущность сознания
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются
споры о сущности сознания и возможности его познания.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы
друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и
гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание -
производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с
частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не
мозг, а человек при помощи мозга.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с
речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках
основного вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, ибо
сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи,
следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное
противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает
как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей.
Сознание есть одно из свойств движение материи, есть особое свойство
высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей
существует и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.
Сущностью сознания является его идеальность, которое выражается в
том, что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых
в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они
возникли.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию
в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом
плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы
отражения.
Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное
есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и
преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное
производит мозг.
Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического
развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной
материальной системы.
сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и
следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление
материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая
самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть
одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной
материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и
различие, и связь, и единство.
Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том,
что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в
нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они
собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются
споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из
познаваемости, другие, что попытки понять сознание тщетно также как попытка
из окна увидеть себя идущим по улице.
друг от друга.
Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она
носитель и причина его возникновения, сознание - производное от материи.
Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в
определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи
мозга.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности.
основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление
относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из
свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное
Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство
Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме
от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - Психологические явления и мозг тесно вязаны как
свойство и материальный субстрат, которой это свойство принадлежит и без
которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании
психологические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными
объектами.
что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем
предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,
отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим поколениями -
прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и
превращать их посредством деятельности в реальные предметы.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в
целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом
отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношении
материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.
Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное
есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человек голову и
развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованные
материи систем.
Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением
обладают все материальные образования. Оно является моментом любого
взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием
другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки,
следы...
Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап
развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением
чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму
психики.
Психика - это способность живых существ создавать чувственные и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6