которую данные личности представляют.
Во-вторых, среди последователей христианского учения во все времена, с
тех пор, как христианство стало государственной религией Великой Римской
империи и до наших дней, было немало людей знатных, благородного
происхождения, которые имели огромное влияние на человеческое общество и
которые употребляли это влияние на совершение благодеяний чисто
христианских. Именно таких людей я считаю ярчайшими представителями
христианской общины всех времён и народов и думаю, что они от этого ничуть
не умаляли достоинство своего происхождения и могущества, наоборот, их
нравственные качества могли служить примером как для аристократов, так и
для простолюдинов. Известно также, что и среди ортодоксальных иудеев с
древних времён и по сей день можно назвать множество тех, кто пользуется
влиянием и властью, кто богат и могущественен, поэтому трудно согласиться
с мнением философа, что именно от них происходит мнение "бедные, слабые и
бессильные - хорошие; богатые, знатные, сильные - дурные".
В третьих, Заповеди Христовы хоть и имеют грани соприкосновения с
заповедями Ветхого Завета, но и в корне отличаются от них. Я имею в виду
вторые пять заповедей, устанавливающих норму взаимоотношений между людьми.
Заповеди Нового Завета гласят о любви к ближнему, об уважении к его
личности, о бескорыстии по отношению к любому человеку, они призывают к
неотмщению обид, в то время как заповеди Моисея завещают помогать человеку
своего рода, своего племени, и провозглашают как закон: "Око за око, зуб за
зуб"! Разумеется, нельзя проводить прямые аналогии между ценностями
христианскими и ветхозаветными. Кроме того, Спаситель не утверждал, что
богатство и могущество, равно как и высокое происхождение являются помехой
на пути к спасению души, и даже знаменитая фраза "Легче верблюду пройти
сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай" не говорит об этом
буквально. Нет, речь идёт о том, что богатство материальное, нажитое в
земной жизни, не является пропуском на небеса ("…не собирайте себе
богатства на земле, но на небе…") само по себе; но если человек знатный,
могущественный и благородный творит благие дела, то разве не достоин он
уважения на земле и вечного блаженства в жизни небесной? И в Новом Завете
мы можем найти примеры того, что среди последователей Христа ещё при жизни
его были люди обеспеченные, пускай и простого происхождения. Не к полному
отказу от жизни земной и переоценке изначальных аристократических ценностей
призывал Спаситель, а к борьбе с очерствелостью души, корыстностью,
мстительной жестокостью и злобой.
Но вернёмся к памфлету. Раскрывая суть введённого понятия восстания
рабов в морали, Ницше пишет, что оно начинается с того, что жажда мести
становится творческой и порождает ценности. В то время как благородная
мораль возникает из торжествующего утверждения себя самого, рабская мораль
с самого начала говорит нет "внешнему", "иному", "не себе", это нет и
является её творческим деянием. Это превращение наизнанку определяющего
ценности взгляда - это неизбежное обращение к внешнему и равнение на него,
вместо обращения к самому себе и равнение на самого себя - именно и
характерно для жажды мести. Мораль рабов для своего возникновения всегда
нуждается первоначально во враждебном и внешнем мире, она нуждается во
внешнем раздражении, чтобы вообще действовать - деятельность её в основе
своей является реакцией.
При оценке благородных имеет место обратное явление: она действует и
вырастает независимо, она ищет своё противоположение только для того, чтобы
ещё благодарнее, ещё радостнее сказать себе самой - да. Её отрицательное
понятие "низкое", "пошлое", "скверное" является только последующим, бледным
изображением контраста по отношению к их положительному, насквозь
пропитанному жизнью и страстью, основному понятию "Мы благородные, мы
добрые, мы прекрасные, мы счастливые"! Если способ оценки благородных
ошибочен и не соответствует действительности, то это относится к той
области, которая им недостаточно известна, узнать которую они упорно
противятся: иногда они ошибаются в оценке презираемой ими среды, человека,
толпы народа. С другой стороны можно видеть, что эффект презрения, взгляда
свысока, взгляда превосходства, даже если он извращает образ презираемого,
далеко уступает тому извращению, какое позволяют себе по отношению к своим
противникам скрытая ненависть, месть бессильного.
Ницше считает, что на самом деле к презрению примешивается слишком
много небрежности, легкомыслия, слишком много невнимания и нетерпения, даже
слишком много собственного радостного самочувствия для того, чтобы оно было
в состоянии превратить свой объект в предмет раздражения, в чудовище.
Философ приводит пример: греческое дворянство придаёт всем словам, которыми
отличает от себя низший народ, почти доброжелательный оттенок, постоянно
примешивая к нему известного рода сожаление, снисхождение. В конце концов,
почти все слова, относящиеся к простому человеку, стали выражением
"несчастного, достойного сожаления". С другой стороны, "дурной", "низкий",
"несчастный" всегда звучали для греческого уха оттенком, в котором
преобладало значение "несчастный". Ницше утверждает: "…Это наследство
древнего, более благородного, аристократического способа оценки, который не
исчезает даже в презрении…". Люди благородного происхождения чувствовали
себя счастливыми; им не нужно было строить искусственно своё счастье, глядя
на своих врагов, не нужно было при случае убеждать себя в этом, обманывать
себя, как это обыкновенно приходится делать людям ressentiment (жажды
мести). Они умели так же, как люди, преисполненные сил, следовательно,
неизбежно активные люди, не отделять счастья от деятельности; деятельность
они необходимо относят к понятию счастья. Это является полной
противоположностью понятия "счастья" на ступени бессильных, угнетённых,
исполненных ядовитыми и враждебными чувствами, у которых понятие "счастья"
выступает в своих существенных чертах, как наркоз, оглушение, покой,
тишина, успокоение духа, отдых тела, одним словом, пассивно. В то время как
человек благородный живёт с доверием, он откровенен и даже подчёркивает
свою откровенность, человек жажды мести не честен, не откровенен и не прям
сам с собою. Душа, ум его любят закоулки, тайные дороги и задние двери, всё
скрытое нравится ему, как его мир, его безопасность, его утеха; он умеет
молчать, не забывать, ждать, предварительно унижаться и смиряться.
В связи с этим утверждением Фридриха Ницше мне приходит на ум
известный пример - так называемое "Общество вольных каменщиков", мировая
паутина масонских лож, только официальная история которой насчитывает более
четырёх веков, на самом же деле корни этой организации несоизмеримо глубже
в историческом смысле. Что может быть более красноречивым примером
вышесказанного, как не тайная, экзотерическая подоплёка масонских обрядов,
знаний и суждений? Деятельность этого ордена "благодетелей человечества"
всегда была сокрыта от общества, истинные же цели его не всегда были
понятны даже большинству далеко не рядовых посвящённых. Но я могу
утверждать однозначно, и это давно уже не секрет для многих из нас, что
масонская организация причастна, если не напрямую, то косвенно, ко всем
европейским революциям, начиная с революции 16 века в Нидерландах и
заканчивая октябрьским переворотом 1917 года, столь трагического для нашей
Родины. Что ещё, как не жажда мести, могло толкать масонов на борьбу с
законными правящими аристократическими партиями, на подстрекательство и
призывы к свержению монарших домов - лучших семей Европы - и кровавому
избиению благородных представителей дворянского сословия?
Далее Ницше пишет, что порода таких людей, людей жажды мести,
неизбежно становится в конце концов умнее (мне хочется добавить -
хитроумнее, изворотливее), чем какая либо благородная раса и будет
совершенно в другой мере ценить ум; она ценит ум, как первое условие
существования, между тем как ум благородных рас имеет тонкий оттенок
роскоши, утончённости: - он не имеет здесь того существенного значения,
какое имеет полная уверенность в функциях регулирующих бессознательных
инстинктов или даже известное безрассудство, смелое наступление, будет ли
это по отношению к опасности или к врагу, или мечтательный взрыв гнева,
любви, почтительности, благодарности и мести, что во все времена отличало
благородные души. Даже сама жажда мести благородных людей, когда она ими
овладевает, происходит и исчерпывается в немедленной реакции и поэтому не
отравляет. С другой стороны она вовсе не имеет места в тех бесчисленных
случаях, когда это имеет место у всех слабых и бессильных. Неумение долгое
время серьёзно относиться к своим врагам, своим неудачам, даже к своим
дурным поступкам - это признак сильных, совершенных натур, в которых
имеется избыток пластической, образовательной, исцеляющей и позволяющей
забыть силы. Именно такой человек одним движением сбрасывает с себя много
бесов, которые внедряются в другого; только в данном случае и возможна
настоящая "любовь к своим врагам" Здесь Ницше подразумевает известную
христианскую заповедь: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих
вас". Как много уважения проявляет благородный человек по отношению к своим
врагам! - а такое уважение уже является мостом к любви… Он требует себе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5