Рефераты. Немецкая классическая философия






побуждают «Я» к действию и в то же время искажают проявления

нравственности, противодействуют проявлениям морального долга. Чем сильнее

воздействие «не-Я», или чувственной природы человека, тем труднее для «Я»

выполнять свой этический долг.

Фихте правильно схватывает то противоречие, которое действительно

существует между чувством и долгом. Но что же все-таки надо понимать под

категорией «не-Я»? Может создаться впечатление, что, пользуясь своеобразной

терминологией, Фихте высказывает обычные материалистические взгляды на

соотношение субъекта и объекта, сознания и природы. Однако это впечатление

обманчиво. Фихте сознательно дистанцируется не только от материализма как

философского мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта,

признававшего объективно-реальное существование вещей в себе. Как

подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя отождествлять с вещью в себе в кантовском

смысле. Категория «не-Я» — это результат деятельности сознания, т.е.

продукт «Я». Обыденному сознанию кажется, что окружающие его вещи, природа,

весь мир существуют независимо от человеческого сознания. Фихте убежден,

что мы имеем дело с иллюзией, которая преодолевается философским мышлением.

Одним словом, первичен субъект, «Я». Его активная деятельность, носящая,

правда, духовный характер, творит объект, внешний мир.

Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях Фихте наличествует логический

круг: «Я» порождает «не-Я», а «не-Я» порождает «Я». Пытаясь вырваться из

этой логической круговерти, философ вводит еще одну категорию—

интеллектуальное созерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она призвана

устранить противоположность субъекта и объекта, но противоположность эта

все же остается, а ее преодоление превращается в бесконечно далекую,

недостижимую цель.

Интеллектуальная интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а

«практической деятельности», под которой Фихте понимает сферу

нравственности, морального «действования» и «долженствования», этических

оценок, что очень похоже «практический разум» в философии Канта. Здесь

возникает еще одно противоречие в философской системе Фихте. С одной

стороны, он провозглашает всесилие разума, свое учение он называет «учением

о науке», наукоучением» (Wissenshcaftslehre). Философия есть наука о

науке, высшее и безусловное основоположение для всех наук, универсальный

метод познания. С другой стороны, теоретический разум подчиняется

«практическому», т.е. нравственному сознанию и воле, которые постигаются

интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для теоретического разума.

Философия Фихте обременена и другими противоречиями, неизбежными для

субъективного идеализма. Если исходить из его посылок и быть

последовательными, субъективный идеализму неизбежно приводит к солипсизму,

т.е. утверждению, что существует одно-единственное мое «Я», а весь

окружающий мир — его порождение. Фихте пытается дедуктивным путем вывести

из исходного «Я» возможность существования множества других свободных

индивидов, других «Я». По мнению философа, данная дедукция обусловлена и

нормами права. Если признать существование одного «Я», то ни о каком праве

и законности не может быть и речи. Разумеется, это так, но тогда рушатся

исходные посылки субъективного идеализма как монистической философии.

Фактически, Фихте переходит на позиции идеалистического плюрализма типа

монадологии Лейбница. Однако этот путь не привлекает Фихте, и он склоняется

к объективному идеализму, сочетая его с субъективным.

По сути дела Фихте использует два значения понятия «Я»: 1) «Я»,

тождественное индивидуальному сознанию и 2) «Я», не: тождественное

индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое.

А это уже и есть объективный идеализм. Философ не всегда предупреждает, в

каком смысле он употребляет понятие «Я», что создает трудности для

понимания его мысли. Оба значения то совпадают, то расходятся, и в этом

философ усматривает движущий принцип мышления, ядро диалектики.

Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г он внес

существенные коррективы в свою философию. В первый период в ней преобладал

субъективный идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель

деятельности субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период

абсолютное «Я» трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все,

что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая

трактовка близка к платонизму, является объективным идеализмом. В первом

периоде деятельность субъекта отождествлялась с нравственностью, в духе

протестантской этики активизм расценивался как добродетель. Во втором

периоде деятельность и нравственность были разъединены, поскольку они не

всегда совпадают, а активность может быть и не добродетельной.

Подверглись изменению и социально-политические взгляды: от буржуазного

либерализма был совершен переход к национал патриотизму.

Фихте внес вклад в разработку диалектического метода. Правда, свой

метод он называет не диалектическим, а антитетическим. В отличие от Гегеля,

антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя

единство противоположностей. «Я» приводится в движение и побуждается к

действию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я»,

взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между деятельностью и

выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к

возникновению нового и так без конца.

Центральной категорией «практической философии» Фихте считает свободу.

Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е.

необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория;

случайно то, причина чего нам неизвестна. Но поскольку все причинно

обусловлено, то все и необходимо. В историческом процессе свобода возможна

и она достигается осознанием необходимости, что дает возможность поступать

со знанием делай обстоятельств. Поэтому свобода состоит в активной

деятельности в рамках познанной необходимости. Практически-деятельное

отношение к предмету предшествует теоретически созерцательному. Диалектика

активной деятельности субъекта — важнейшая черта философии Фихте, оказавшая

влияние на дальнейшее развитие классической немецкой философии.

Много внимания Фихте уделял учению о праве. Наука о праве касается

внешних отношений между людьми и тем отличается от этики, которая изучает

внутренний мир человека, основанный на свободе. Таким образом, право и

этика несопоставимы. Право опирается на отношения взаимности, на

добровольное подчинение каждого гражданина установленному в обществе

закону. Закон же есть договор о гражданском общежитии.

Государство как политическая организация может функционировать только

там, где есть собственность. Люди делятся на собственников и не

собственников, государство же есть организация собственников. Безусловно,

это догадка о зависимости права :. и государственного устройства от

экономических отношений, от института собственности. В труде «Замкнутое

торговое государство» (1800) Фихте ратует за право на труд и трудовую

частную собственность. Задача государства — охранять эти социальные

институты. Фихте стоит за активное вмешательство государства в

экономическую сферу. Оно должно регламентировать денежную систему,

ограничивать свободу торговли и конкуренции, « дабы защитить интересы своих

граждан, оградить их от торгово-финансовой экспансии со стороны более

сильных держав. Эти требования могут быть поняты только в контексте

конкретно-исторических условий, в которых находились германские государства

в начале XIX столетия.

Философия Фихте — не просто связующее звено между философией Канта, с

одной стороны, и философией Шеллинга и, Гегеля — с другой. Она имеет

большое самостоятельное значение как своеобразное выражение прогрессивных

устремлений радикальных слоев немецкого общества, как философия

человеческой свободы и активного практического действия.

§ 5. Натурфилософия Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) родился в семье

священника, окончил духовную семинарию и Тюбингенский университет, где

учился вместе с Гегелем. В молодости Шеллинг выражал симпатии Французской

революции, преимущественно жирондистскому ее крылу. В 90-х годах

опубликовал труды по проблемам натурфилософии, которые были с интересом

приняты учеными и философами. По рекомендации Гете Шеллинг был приглашен

профессором в Иенский университет. В этот период он общается с Гете,

Шиллером, Фихте, Гегелем.

Шеллинг прожил долгую жизнь. Его творчество включает ряд этапов.

Особенно плодотворным был, видимо, первый, связанный с осмыслением

диалектики природы. К традиционной философии природы, или натурфилософии

Шеллинг подошел как диалектик. При этом он опирался на крупные открытия,

сделанные к тому времени в физике, химии, биологии такими учеными, как

Лавуазье, Гальвани, Броун, Вольт, Пристли.

Шеллинг выступает против метафизического разрыва «материи» и «силы», а

также представлений о существовании особой «жизненной силы». Он не согласен

и с мнением о том, что свет нематериален. Философ рассматривает природу как

динамический процесс, который включает в себя эволюцию неорганической и

органической материи. Он высказывает плодотворную идею о внутреннем

единстве природы. С этих позиций Шеллинг критикует механистические

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.