Рефераты. Немецкая классическая философия






В первой антиномии важно усмотреть подход к раскрытию диалектического

противоречия конечного и бесконечного: мир одновременно конечен и

бесконечен в том смысле, что бесконечная материя слагается из конечных

величин. Во второй антиномии поставлен по существу тот же вопрос, что и в

апориях Зенона — о единстве конечного и бесконечного, прерывности и

непрерывности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод:

поскольку движение и многообразие мира противоречивы, а всякое противоречие

разрушает мысль, то движение есть иллюзия, мир неподвижен и лишен

многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, что одинаково

безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так и антитезис

каждой антиномии. Например, в четвертой антиномии доказывается, что Бог

существует, и то, что Бога не существует. Как же быть? Надо отбросить и

тезис, и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Вера в Бога— это вопрос

не науки, а нравственности, полагает Кант.

Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии

разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта.

«Есть нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует

антитетика чистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для

всех споров, принужден вступать в спор с самим собой», — констатирует Кант.

Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрессивных сторон

теории познания Канта. В «Критике чистого разума» подняты кардинальные

проблемы теории познания и логики, сделана попытка диалектического их

решения. Кант первым в философии Нового времени показал сложность и

противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более

глубокую разработку в философии Гегеля.

Этическое учение Канта

Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиаско в своих

попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно —

уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о

нравственности, этику. По его мнению, в области нравственности человек уже

не подчинен необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в

сфере явлений. Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е.

приобщен к миру вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и

практическим разумом отношение субординации: теоретический разум

подчиняется практическому.

Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу

применения нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственных

оценок лежит категорический императив — основной закон этики Канта.

Императив есть форма повелений, связанная с категорией должного.

Категорическим императивом философ называет такую форму повеления, которая

представляет собой действие как бы ради него самого, отношения к другой

цели. Императив не связан со стремление к пользе или счастью людей, он

носит строго формальный априорный характер и имеет форму заповеди,

безусловной, обязательной для всех людей. Категорический императив

формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной

принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего

законодательства. Этот принцип носит отвлеченный характер. Ему могут

соответствовать самые разнообразные требования и постулаты: религиозные

заповеди выводы житейской мудрости и многое другое.

Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив

«практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как

и в лице каждого другого непременно употреблялось как цель и никогда как

средство.

Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое прогрессивное

значение для своего времени. В них заключен протест против закрепощающих

человека уз феодально-абсолютистского строя. Большое влияние на этические и

социально-политические взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. «Было время,

когда... я презирал чернь, — писал Кант. — Руссо исправил меня и направил

на иной путь. Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусь уважать

человека...». Выступая за права человека, философ подчеркивал, что

«человек, зависящий от другого, не есть уже более человек; он это звание

утратил, он тогда не что иное, как принадлежность другого человека, ...в

человеческой природе рабство есть наивысшее из зол». Кант заимствовал у

Руссо мысль о независимости нравственной природы человека от достижений

науки и культуры, преломив ее в своем учении о независимости и

первоначальности нравственности, о первенстве практического разума над

теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма и католицизма, считал,

что нравственность автономна и не зависит от религии. Напротив, религия

должна выводиться из принципов нравственности.

Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,

устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как

человеку (ко всему человеческому роду) вообще...». Человек не может быть

ничьим рабом, в том числе и рабом божьим. Поэтому «мораль следует

культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной

точки зрения». Бог превращен в этический символ. Философия Канта, таким

образом, сближается с деизмом.

Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств и

свободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его

трактат «Вечный мир».

Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель

справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к

новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума,

об активности субъекта в познании и нравственной практике началась

разработка диалектического метода познания — главного достижения немецкой

классической философии.

У Канта было огромное число последователей и не меньшее число

критиков. Критиковали его «справа» и «слева». Справа: — с позиций

последовательного идеализма — за допущение материалистического тезиса о

существовании независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций

материализма — за агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному

идеализму. За это же его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного

объективного идеализма и, что очень существенно, — с позиций всесторонне

разработанного диалектического метода.

§ 2. «Наукоучение» Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился в семье крестьян. Благодаря

выдающимся способностям и редкому трудолюбию ему удалось получить

образование. В отличие от Канта или Гегеля жизнь Фихте была насыщена

драматическими событиями. Фихте — не только видный представитель

классической немецкой философии, но и идеолог немецкого освободительного

движения, направленного против французских оккупантов. В то же время в его

творчестве нашли отражение прогрессивные идеи французского Просвещения и

революции. 1793 г. он опубликовал (анонимно) два сочинения, восхваляющие

эти идеи. В 1799 г. в философском журнале появились статьи, в которых Фихте

отождествлял идею Бога с моральным мировым порядком. Журнал был запрещен

правительством, Фихте обвинен в атеизме и уволен с должности профессора

Иенского университета. Только в 1805 г. ему удалось стать профессором

Эрлангенского университета. В 1807 г. в оккупированном французами Берлине

Фихте выступает с циклом публичных лекций — «Речи к немецкой нации», в.

которых он призывал к объединению страны, ее возрождению, демократическим

реформам. Патриотическая деятельность философа находит широкий отклик в

государствах тогдашней Германии. С 1809 г. Фихте — профессор Берлинского

университета, а в 1811—1812 гг. избирается его ректором. В 1813 г. он

вступает в ландштурм (ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,

заразившись, по-видимому, тифом.

Свою философию Фихте называет «первой системой свободы», которая

освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от внешнего диктата.

Философия, по его мнению, не мировоззрение, а самосознание, связанное с

характером, образом мыслей, практическими действиями личности.

Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен с

утверждением о непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется справа — с

позиций более последовательного субъективного идеализма. Первичной

реальностью Фихте называет абсолютное человеческое «Я», которое включает в

себя все, что можно мыслить. «Я» — мыслящий субъект, обладающий большой

активностью. Его деятельность выливается в диалектический процесс:

происходит движение от первоначального положения (утверждение) к

противоположному положению (отрицание), а от него — к третьему положению

(единство, синтез первых двух положений).

Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей

действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере

его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого

воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с

теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность

бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное

поведение субъекта: исполнение им долга, повиновение законам морали и

права.

«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Физическая

природа человека, его естественные склонности, составляющие «не-Я»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.