Рефераты. Немецкая классическая философия






отношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает

бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.(1.27)

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое

отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу

мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и

углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой

действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый

человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за

познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

5. Логика Гегеля.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и

философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права,

философия истории, эстетика, философия религии, история философии.

Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии

составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и

бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть

подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания.

До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах

мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е.

формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного

мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать

наиболее общие закономерности развития познания.

Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в

гегелевской «Науке логики» кроме обычных для логики вопросов и понятий,

суждений, умозаключений рассматриваются такие вопросы, которыми формальная

логика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самой

действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о

соотношении философских категорий и т. д.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит

идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с

законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманием

объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о

том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны

отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.

Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят,

«переливаются» друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою

противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые

и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от

абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием

понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве

различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что

количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются

путем скачка, перерыва непрерывности.(3.33)

Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятий

косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных

материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо

от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «выдумать» диалектику

понятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей в

природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к

ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что

одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель

утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга,

а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты

сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии,

предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном,

исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретном

тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества

предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие

конкретного тождеств, напротив, указывает на то, что каждое явление

изменяется, т.е. не остается с мим собой, всегда одинаковым, а переходит в

другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание,

зародыш будущего.(1.45)

Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только

общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем,

что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной

действительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичное

также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая

многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности,

Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку

содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные,

стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет,

истина всегда конкретна. Понятие как. единство общего, особенного и

единичного получает свое необходимое выражение в различных видах суждений

и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и

осуществление творческой мощи присущей «понятию» как внутренней основе

всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем

протяжении истории.

Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в

абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной

практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически

истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи»,

обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности

выступает как развитие природы и обществ . Таким образом, признавая

развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как

процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи».

В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении

теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть

единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение

Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что

преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс.

В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв.,

которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е.

преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и

соответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистское

понимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для

диалектического материализма практика есть применение материальных

средств с целью изменения и познания материальной действительности. По

Гегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге

космическая деятельность «абсолютной идеи», которая творит мир, познавая

себя.(1.37)

Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием «абсолютной

идеи», которая вначале «отчуждает» свое бытие, сообщает ему движение, в

результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает

себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как

«абсолютная идея», которая выступает как систематическое, многообразное

единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир

как целое, но и его познание.

6. Философия природы.

Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то

философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии».

Гегель не объясняет, как происходит переход от «чистой» логической идеи к

природе, он просто декларирует, что «абсолютная идея», познав свое

собственное содержание, «решается из самой себя свободно отпустить себя в

качестве природы». Значит ли это, что было время, когда еще не

существовало природы и «абсолютная идея» существовала сама по себе, так

сказать, в чистом, обнаженном виде ? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-

нибудь убедительного ответа. «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вне

времени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в таком

случае утверждать, что «абсолютная идея» предшествует природе? Ведь и сам

Гегель вынужден признать, что «дух есть дух, лишь будучи опосредствован

природой». И тем не менее Гегель солидаризируется с христианским догматом

о сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой лад

для согласования с основными положениями своей идеалистической системы.

Поэтому Гегель говорит: «Мир сотворен, сотворятся и теперь и был вечно

сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения

мира».(2.12)

Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются механика,

физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство,

время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически истолковывая

эти основные понятия механики, Гегель пытается логически вывести материю

из времени и пространства. При этом он все же вынужден признать, что не

существует пустых, незаполненных времени и пространства, из чего, вопреки

его идеалистическому утверждению, следует, что время и пространство

представляют собой формы существования материи.

Гегель также признает, что материя и движение неотделимы друг от друга.

Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступным

чувственному восприятию проявлением, обнаружением «абсолютной идеи». Да и

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.