Рефераты. Немецкая классическая философия






Немецкая классическая философия

|Министерство общего и профессионального образования. |

| |

|Норильский Индустриальный институт |

|Кафедра гуманитарных наук |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Контрольная работа |

|По философии |

|На тему: «Немецкая классическая философия» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: |

|Студент группы 1 ИС-99 (У) |

|Шифр: 899041 |

|Пугачёв С. Е. |

| |

|Проверил: |

|Доцент: Смирнов Талибжан Анатольевич |

| |

| |

| |

| |

| |

|НОРИЛЬСК 1999 год. |

ПЛАН:

| |Немецкая классическая философия. | |

| |Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической | |

| |философии. | |

| |Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля. | |

| |Логика Гегеля. | |

| |Философия природы. | |

| |Философия духа. | |

Оглавление:

|1. |Введение |4 |

|2. |Немецкая классическая философия. |5 |

|3. |Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической |6 |

| |философии. | |

|4. |Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля. |7 |

|5. |Логика Гегеля. |9 |

|6. |Философия природы. |11 |

|7. |Философия духа. |12 |

|8. |Заключение |15 |

|9. |Список используемой литературы |16 |

1. Введение.

Ныне, вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философов

удаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме таковым,

какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубине

времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но

любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только

его поколению, но и все последующим. В тоже время отыскать эти крупинки

знаний не всегда просто. Если даже оставить в стороне случаи явной

недобросовестности и фальсификации по отношению к философскому наследию

Гегеля, нельзя не признать, что вся последующая человеческая философская

мысль, за исключением, может быть, небольшого числа правоверных

гегельянцев, полагавших, что только они понимают систему учителя целиком,

только и занималась, что отрывала кусочки от его учения, выборочно и по

частям принимая и опровергая положения гегелевской философии, делая это

односторонне, фрагментарно и неадекватно. Я считаю так : или принимаешь

философское учение целиком, либо целиком его отвергаешь, но так к

сожалению в истории философской мысли не бывает. Всего лишь одна

иллюстрация. В нашем веке наиболее цитируемым стал отрывок из введения

к «Философии истории», где Гегель обратил внимание на

индивидуальность, неповторимость исторического состояния и обстоятельств

каждой эпохи. Причины того, что именно этот отрывок был удостоен

внимания общественности прост - это наиболее соответствовало духу после

гегелевского историзма, поставившего во главу угла принцип уникальности,

несравнимости исторических состояний и непреложности к ним каких бы то

ни было общеисторических масштабов оценки. Не надо доказывать всю

ошибочность этого положения. Обобщения в истории зачастую не только

полезны, но и просто необходимы. Однако, все забыли, что в тексте Гегеля

указанное замечание сформулировано по вполне конкретному поводу в связи с

критикой прагматической историографии, и он вряд ли согласился бы со столь

широкой интерпретацией этого положения.

2. Немецкая классическая философия.

В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и

политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно

тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция

предшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал немецкую

классическую философию как немецкую теорию французской революции.(1.12)

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения

естествознания и общественных наук : стали развиваться физика и химия,

продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области

математики. позволившие понять процессы в их точном количественном

выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма

окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические

теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей

остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как

теорию и метод познания действительности.

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического

немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-

1804).(1.22) Именно с Кант началась философия новейшего времени. Но не

только в философии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить

проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого

познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены

в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер

необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления

вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так,

как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию

доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего

опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств

возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами

нашего разума. Миру явлений соответствует, независим я от человеческого

сознания сущность вещей - «вещи сами по себе». Абсолютное познание их

невозможно. Они для нас только ноумены, т. е. умопостигаемая, но не

данная в опыте сущность.

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде

восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные

впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых

лежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть «чисто

логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его

предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил

диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент

познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она

субъективна, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности.

Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и их

логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их

отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта

«формальной».(3.22)

Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.