Рефераты. Немецкая классическая философия






выдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-

1854) (1.25). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление

феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором

едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве

мышления и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий

диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и

многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической

диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое

влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

3. Диалектика Гегеля - высшее достижение

немецкой классической философии.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля (1770-1831).(1.35) Характеризуя историческое место Гегеля в

развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая

философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том,

что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в

виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и

развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и

развития... .Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой

задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее»(5.12).

Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля

заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено

диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод

исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку,

обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности

развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился

исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического

способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой

и основ тельной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда,

в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их,

Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в

учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку

исследовать человеческую способность познания вне истории познания,

вне .реального ее применения как бесплодную схоластическую.

Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте.

Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое

познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское

субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что

явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е.

обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая

явления, мы тем самым познаем и сущность.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления,

Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в

природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Скрытая

сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии

оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним

открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей

природы и дать ему наслаждаться ими».(3.27)

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления

и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел

Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом,

Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих

ближайших предшественников: для него, также как и для других

идеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именно

поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем,

которые были поставлены предшественниками его собственной философии.

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться

как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а

материя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно

быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного

субстанциального первоначал.

4. Тождество бытия и мышления –

исходный пункт философии Гегеля.

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть

мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее

какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие -

диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по

Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально

наличествует различие между объективным и субъективным, но само это

различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только

субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека

объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в виде материи,

природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления,

именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не

специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует,

что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам,

внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум

рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества

абсолютная сущность природы, человек , всемирной истории. Гегель стремится

доказать, что мышление, как субстанциональная сущность, находится не вне

мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем

многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия,

Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную,

неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания,

восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого

абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего

мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что

абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего

существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития.

Эту высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух»

- человечество, человеческая история.

Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой

высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно

воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее).

Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами,

воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает

явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико

значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического

познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него

невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки

чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства

рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий

внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления

(содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь

мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено

мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что

существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания

мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают

свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В

конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое

мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека

существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное,

божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом,

согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов

гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное

действительно.

Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее

отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет

отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную

реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений,

этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности,

и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняется

совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой

стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель

абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, по

его учению, «есть начало всякой жизни» и представляет собой

«бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту

всякого содержания и служит вместе с тем его источником». Выступая

против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения

объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.