Рефераты. Моральный смысл ограничения человеческого ума и расширение границ веры в философии И. Канта. Проблема звільнення людини і нації у творах мислителів Кирило-Мифодіївського товариства. Общественное сознание






Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,

полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается

принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть

познано через формы своего выявления в чувственно-практической

деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и

физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные

явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую

тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как

субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и

материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две

субстанции - духовную и материальную.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

5.3. Активность сознания.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе

практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не

только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая

направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически

реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея

- это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно

быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической

деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием

внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают

характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет

потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в

идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели

формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до

высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических

идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая

способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание

стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными

потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности

человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе

целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и

стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.

Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой,

объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный

мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале

нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно

изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном

пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей

возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым

шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает

чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является

необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты

и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе

сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,

воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в

идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины,

сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины:

сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его

действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”.

6. Общественное сознание и его преобразовательная

сила.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

опосредованный характер - через государство, политические, правовые

отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено

человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

Список литературы.

1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

4)Грушевський М. Історія України —- Руси: У 10 т. Нью-Йорк,

1954.

5)Гуржій 1. Україна в системі всеросійського ринку 60—90-х років

XIX ст. К., 1968.

6)Ісасвич Я. Братства та їхня роль в розвитку української культури

XVI—XVIII ст. К., 1966.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.