мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только
испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом
единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи
отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего
языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном
счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но
единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от
друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает
в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы
быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,
в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость
мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным
образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично
модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до
завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для
исследования.
4. Структура сознания.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем
самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его
структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию
того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто
существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде
всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в
объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,
эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и
рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,
мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его
структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой
необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания
определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может
человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие
собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),
настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают
различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое
выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А
это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его
жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс
познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,
интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе
как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными
на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в
дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества
составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложноструктурированное целое.
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.
1. Сознание и мозг.
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший
нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,
включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с
ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним
миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган
сознания, а сознание - функция человеческого мозга?
Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга
зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг
первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь
примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в
результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой
сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени
организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка
формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг
глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.
Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура
организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда
повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять
сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко
возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных
отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве,
оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется
духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если
человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,
физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют
о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,
которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,
нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание
всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует
помимо них. Но не они составляют сущность сознания.
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны
содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в
виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания
не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические
явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,
отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не
означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не
холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные
предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,
идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне
мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и
порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,
“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу
человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,
идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле
этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,
реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,
индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры
человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому
никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя
-объективная, а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -
это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная
истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает
и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-
физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект
находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6