Рефераты. Моральный смысл ограничения человеческого ума и расширение границ веры в философии И. Канта. Проблема звільнення людини і нації у творах мислителів Кирило-Мифодіївського товариства. Общественное сознание






мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только

испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом

единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи

отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего

языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном

счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но

единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от

друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает

в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы

быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость

мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным

образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично

модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до

завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для

исследования.

4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем

самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его

структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,

представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание

вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию

того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто

существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде

всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в

объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,

эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и

рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,

мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его

структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой

необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания

определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают

различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое

выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А

это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его

жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными

на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в

дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества

составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное

сложноструктурированное целое.

5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

1. Сознание и мозг.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший

нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,

включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с

ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним

миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган

сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга

зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг

первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь

примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в

результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой

сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени

организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка

формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг

глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.

Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура

организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда

повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять

сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко

возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных

отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве,

оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется

духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если

человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,

физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют

о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,

которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,

нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание

всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует

помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

Физиологические механизмы психических явлений не тождественны

содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в

виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания

не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические

явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,

отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне

мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и

порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,

“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры

человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому

никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя

-объективная, а сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -

это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная

истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает

и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-

физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект

находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.