Рефераты. Методы и формы научного познания






существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все

эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе

образования понятия.

Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения

между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое,

холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие

понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают

взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.

Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере

науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания.

Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же

влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои

понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее

понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие

понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии

относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.

По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более

общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном

познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия

(философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и

т.п.).

В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия,

которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке»)

различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или

глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных

проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных

понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для

нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук,

образующих основные сферы научного знания.

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является

суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой

качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в

мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное

непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их

расчленение и соотношение дается в суждении»[11].

Объективной основой суждения служат связи и отношения между

предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической

деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек

стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и

постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный

характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом

и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких

реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.

«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается

наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.

е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12]. Являясь

относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира

с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В

этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается

латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и

отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской

буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются

терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова.

Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.

Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью.

Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным

суждение: «железо (S) электропроводно (P)».

Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной

познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом

разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде

единичных, частных и общих суждений.

Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или

отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке

выражаются словами «это», именами собственными и т. д.

Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается

или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В

русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые»,

«часть», «не все» и др

Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или

отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что

утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета

рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все»,

«всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один»,

«никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).

В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и

отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде

общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое

значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат

мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные

закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не

означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения.

Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных

явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже

единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах,

возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное

познавательное значение.

Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение,

однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может

служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении наиболее

отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному

отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не

путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе

уже имеющихся знаний.

Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и

понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь.

Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо

сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в

процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и

опосредованные.

Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью

органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная

информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке

большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены

не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний.

Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под

умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного

знания выводится новое знание.

Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре

любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение

(или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при

этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения.

Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и

выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением

есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного

к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования.

Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний

из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются

следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и

дедуктивное.

Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании.

В науке они используются как способ познания прошлого, которое

непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений

формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о

происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития

общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для

понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать

еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития,

действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.

Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают

ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где

органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-

либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования,

закономерностей его развития и т. д.

4. Методы научного познания.

4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного

познания.

Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.