Рефераты. Методы и формы научного познания






важное место метод формализации занимал в логике по мере ее развития. Труды

Лейбница положили начало созданию метода логических исчислений. Последний

привел к формированию в середине XIX в. математической логики, которая во

второй половине нашего столетия сыграла важную роль в развитии кибернетики,

в появлении электронных вычислительных машин, в решении задач автоматизации

производства и т. д.

Язык современной науки существенно отличается от естественного

человеческого языка. Он содержит много специальных терминов, выражений, в

нем широко используются средства формализации, среди которых центральное

место принадлежит математической формализации. Исходя из потребностей

науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения

тех или иных задач. Все множество созданных и создаваемых искусственных

формализованных языков входит в язык науки, образуя мощное средство

научного познания.

4.4.4. Аксиоматический метод.

При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается

набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в

рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или

постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система

выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их

основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Аксиомы — это утверждения, доказательства истинности которых не

требуется. Число аксиом варьируется в широких границах: от двух-трех до

нескольких десятков. Логический вывод позволяет переносить истинность

аксиом на выводимые из них следствия. При этом к аксиомам и выводам из них

предъявляются требования непротиворечивости, независимости и полноты.

Следование определенным, четко зафиксированным правилам вывода позволяет

упорядочить процесс рассуждения при развертывании аксиоматической системы,

сделать это рассуждение более строгим и корректным.

Чтобы задать аксиоматической систему, требуется некоторый язык. В этой

связи широко используют символы (значки), а не громоздкие словесные

выражения. Замена разговорного языка логическими и математическими

символами, как было указано выше, называется формализацией. Если

формализация имеет место, то аксиоматическая система является формальной, а

положения системы приобретают характер формул. Получаемые в результате

вывода формулы называются теоремами, а используемые при этом аргументы —

доказательствами теорем. Такова считающаяся чуть ли не общеизвестной

структура аксиоматического метода.

4.4.5. Метод гипотезы.

В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма

существования знания, характеризующаяся проблематичностью,

недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и

обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов,

принципов, теорий. Гипотеза в первом смысле слова включается в метод

гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.

Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его

структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с

эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению.

Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже

существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый

переходит ко второй стадии — выдвижению догадки или предположения о

причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается

пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением,

аналогией, моделированием и др. Вполне допустимо, что на этой стадии

выдвигается несколько объяснительных предположений, несовместимых друг с

другом.

Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из

множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на

логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и

разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на

совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной

науки.

На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого

предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых

следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение

в нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей.

На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из

гипотизы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или

опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое

подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а

опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее

ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и

опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались

успехом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по

результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы, как

правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила.

Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить ее

как сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие

его и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.

Иногда метод гипотезы называют еще гипотетико-дедуктивным методом,

имея в виду тот факт, что выдвижение гипотезы всегда сопровождается

дедуктивным выведением из него эмпирически проверяемых следствий. Но

дедуктивные умозаключения — не единственный логический прием, используемый

в рамках метода гипотезы. При установлении степени эмпирической

подтверждаемости гипотезы используются элементы индуктивной логики.

Индукция используется и на стадии выдвижения догадки. Существенное место

при выдвижении гипотезы имеет умозаключение по аналогии. Как уже

отмечалось, на стадии развития теоретической гипотезы может использоваться

и мысленный эксперимент.

Объяснительная гипотеза как предположение о законе — не единственный

вид гипотез в науке. Существуют также «экзистенциальные» гипотезы —

предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц, единиц

наследственности, химических элементов, новых биологических видов и т. п.

Способы выдвижения и обоснования таких гипотез отличаются от объяснительных

гипотез. Наряду с основными теоретическими гипотезами могут существовать и

вспомогательные, позволяющие приводить основную гипотезу в лучшее

соответствие с опытом. Как правило, такие вспомогательные гипотезы позже

элиминируются. Существуют и так называемые рабочие гипотезы, которые

позволяют лучше организовать сбор эмпирического материала, но не претендуют

на его объяснение.

Важнейшей разновидностью метода гипотезы является метод математической

гипотезы, который характерен для наук с высокой степенью математизации.

Описанный выше метод гипотезы является методом содержательной гипотезы. В

его рамках сначала формулируются содержательные предположения о законах, а

потом они получают соответствующее математическое выражение. В методе

математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала для объяснения

количественных зависимостей подбирается из смежных областей науки

подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем

этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование.

Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена. Он

применим прежде всего в тех дисциплинах, где накоплен богатый арсенал

математических средств в теоретическом исследовании. К таким дисциплинам

прежде всего относится современная физика. Метод математической гипотезы

был использован при открытии основных законов квантовой механики.

4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом

уровнях познания.

4.5.1. Анализ и синтез.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на

составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей

могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства,

признаки, отношения и т. п.

Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен

анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых

веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в

крушении теории флогистона.

Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов

материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.

Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться

изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо

вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в

совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания

— перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как

единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа

дополняется другим методом — синтезом.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей

(сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в

результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта,

но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого

механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.