только факт существования невоспринимаемых нашими органами чувств области
электромагнитных колебаний, но также истинность положений учения об
электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.
Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для
познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, -
сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его
совокупности.»[7] Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа
чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, вполне
компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными
возможностями. Так, у человека отсутствует специальный орган чувств, дающий
возможность ощущать радиацию. Однако человек оказался способным
компенсировать отсутствие такого органа специальным прибором (дозиметром),
предупреждающим о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме.
Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не
просто набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим
совершенством, но и степенью развитости общественной практики.
При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и
всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире.
Органы чувств – единственные «ворота», через которые в наше сознание могут
проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений из внешнего
мира может приводить даже к психическому недомоганию.
Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ
окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества
факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание
включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в
последующей форме чувственного познания — в восприятии.
Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый
мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе
восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто
механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов
чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ
предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем
информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и
температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус,
то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется
целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то
стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.
Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой
деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей,
увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя
сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны,
чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно
дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно
больше, чем глаз орла.
На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются
представления[8]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при
непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения,
ни восприятия), то представление возникает без непосредственного
воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как
предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти
(например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в
руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим
представлением, отличается от того образа, который существовал в
восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем
многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии
предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в
представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется
целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане
будет то главное, что нас интересует.
Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном
познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий
характер. На основании элементов, имеющихся в действительности,
исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время
нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных
процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические
новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей
(ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то
технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного
восприятия людей.
Представление является большим шагом вперед по сравнению с
восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение.
Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных
предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях
(т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе,
растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях
моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом
представлении о конкретном, единичном объекте.
Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания,
ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и
своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.
В заключение отметим, что роль чувственного отражения действи-
тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:
— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно
связывает человека с внешним предметным миром;
— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к
мышлению;
— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не
перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних
органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,
способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);
— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам
органы чувств;
—регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с
помощью информации, получаемой органами чувств;
— органы чувств дают тот минимум первичной информации, который
оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы
развивать научное знание.
Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека,
являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством
познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность
вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они
постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.
Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного
восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что
не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности.
Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и
внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны
вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а
сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе
перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит
выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии
воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже
имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом,
знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного
субъекта.»[9]
Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие,
суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления,
которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое
накопило человечество.
Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия -
это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса
познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства;
отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют
важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и
явлений».[10] Понятие в своем логическом содержании воспроизводит
диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного,
особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и
несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и
количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая
закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная
возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении
заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в
нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью.
Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий:
сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление
признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение
однородных предметов на основе тех или иных общих признаков),
абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12