Рефераты. Методы и формы научного познания






только факт существования невоспринимаемых нашими органами чувств области

электромагнитных колебаний, но также истинность положений учения об

электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для

познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, -

сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его

совокупности.»[7] Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа

чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, вполне

компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными

возможностями. Так, у человека отсутствует специальный орган чувств, дающий

возможность ощущать радиацию. Однако человек оказался способным

компенсировать отсутствие такого органа специальным прибором (дозиметром),

предупреждающим о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме.

Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не

просто набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим

совершенством, но и степенью развитости общественной практики.

При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и

всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире.

Органы чувств – единственные «ворота», через которые в наше сознание могут

проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений из внешнего

мира может приводить даже к психическому недомоганию.

Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ

окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества

факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание

включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в

последующей форме чувственного познания — в восприятии.

Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый

мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе

восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто

механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов

чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ

предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем

информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и

температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус,

то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется

целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то

стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.

Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой

деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей,

увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя

сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны,

чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно

дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно

больше, чем глаз орла.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются

представления[8]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при

непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения,

ни восприятия), то представление возникает без непосредственного

воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как

предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти

(например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в

руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим

представлением, отличается от того образа, который существовал в

восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем

многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии

предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в

представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется

целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане

будет то главное, что нас интересует.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном

познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий

характер. На основании элементов, имеющихся в действительности,

исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время

нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных

процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические

новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей

(ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то

технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного

восприятия людей.

Представление является большим шагом вперед по сравнению с

восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение.

Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных

предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях

(т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе,

растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях

моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом

представлении о конкретном, единичном объекте.

Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания,

ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и

своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

В заключение отметим, что роль чувственного отражения действи-

тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно

связывает человека с внешним предметным миром;

— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к

мышлению;

— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не

перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних

органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,

способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам

органы чувств;

—регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с

помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот минимум первичной информации, который

оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы

развивать научное знание.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека,

являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством

познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность

вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они

постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного

восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что

не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности.

Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и

внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны

вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а

сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе

перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит

выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии

воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже

имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом,

знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного

субъекта.»[9]

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие,

суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления,

которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое

накопило человечество.

Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия -

это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса

познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства;

отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют

важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и

явлений».[10] Понятие в своем логическом содержании воспроизводит

диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного,

особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и

несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и

количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая

закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная

возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении

заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в

нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью.

Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий:

сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление

признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение

однородных предметов на основе тех или иных общих признаков),

абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.