Рефераты. Материализм Древней Греции






других, «используя каждую минуту для того, чтобы научиться мудрости и

упражняться в ней». Диоген Лаэрций также передаёт разные версии древних

историков о том был Демокрит в Афинах или нет. Во всех этих свидетельствах

подчеркивается пренебрежение Демокрита известностью. Есть свидетельство о

том, что Демокрит «знал и Сократа, но Сократ не знал его». Именно в это

время был написан «Малый мирострой», одно из главных произведений

Демокрита, в котором он писал о человеческом обществе, в частности о

возникновении государства. Согласно различным сообщениям, отношения

Демокрита с маститым стариком Анаксагором были холодными. Но в целом ряде

вопросов мнения этих двух великих материалистов античности совпадали. В

частности, общими были те их взгляды, за которые Анаксагор был осужден

афинским судом как богохульник и еле избежал наказания. Возможно, именно

поэтому Демокрит старался быть в Афинах незаметным. И все же именно в

Афинах Демокрит нашел горячих последователей в молодом поколении. Младший

софист Антифонт, «античный анархист», как назвал его один из

исследователей, низвергал в своих произведениях многие рабовладельческого

полиса.

Когда Демокрит вернулся на родину, его взгляды и здесь нашли много

последователей. Целая плеяда «демокритовцев», непосредственных или

отдалённых продолжателей великого философа и ученого упоминается в

различных источниках. Это и философы из Абдер – Анаксарх, Гекатей

Абдерский, Бион и из других городов – Несса и Метродор из Хиоса, Апполодор

Кизикенский, Диотим Тирский и Навсифан Теосский, учитель Эпикура.

Перечисленные последователи Демокрита обычно развивали только отдельные

стороны его учения, в целом же, как правило, их взгляды далеко не совпадали

с учением Демокрита.

Старость и смерть

Демокрит, согласно ряду источников, был долгожителем и прожил больше ста

лет, не прекращая научных занятий, Среди легенд о нем рассказы о старости и

смерти Демокрита занимают особое место.

Под конец жизни Демокрит потерял зрение. Вокруг этого факта ходили

разные слухи, Многие говорили, что Демокрит сам, преднамеренно лишил себя

зрения, даже описывали, каким образом: он сконцентрировал в вогнутом медном

зеркале (щите) луч солнца и, направив его на свои глаза, выжег их. Сделал

же он это якобы с той целью, чтобы свет, чувственно воспринимаемый глазом,

не затмил остроты его ума. Некоторые исследователи считают, что если это и

вымысел, то очень правдоподобный, так как подчеркивает внутреннюю

противоречивость, присущую Демокриту и отличающую его от Эпикура: Демокрит,

отчаявшись в знаниях; лишает себя зрения.

Это, конечно, вымысел. Способ ослепления здесь фантастический, Плутарх

назвал эту историю ложью, Весь рассказ основан, видимо, на теории Демокрита

о ясном и темном познании, а также на его учении о зажигательных зеркалах.

Однако легенда характерна. Немудрено потерять зрение в 90 или больше лет,

тем более что теория цвета Демокрита заставляет думать о какой-то аномалии

его глаз. «Эмпирическому естествоиспытателю», пользовавшемуся опытом и

наблюдением, зрение было необходимо. Но, ослепнув, Демокрит мужественно

считал, что теперь он зато сможет полностью углубиться в исследование

умопостигаемой истины. Эту истину он считал глубоко сокрытой и часто

противоречащей чувственному восприятию. Это касалось и моральных истин. По

свидетельству Цицерона «Демокрит, потеряв зрение, не мог отличать белое от

черного, но хорошее и дурное, справедливое и несправедливое, благородное и

позорное, полезное и вредное, великое и малое различать он мог; не умея

различать цвета, он мог жить счастливо, а без правильной оценки вещей он не

мог». В поздних источниках мотивировки мнимого самоослепления Демокрита

меняются. Самая удивительная версия (вполне достойная христианского аскета)

высказана Тертуллианом: «Демокрит ослепил себя, так как не мог смотреть на

женщин без вожделения…». Это в глубокой старости?! Поистине вражда к

«безбожнику» и материалисту ослепляет без зажигательных стекол. Демокрит,

занятый наукой, не обращал внимания на женщин. Он даже считал, что философу

и мудрецу лучше не иметь своих детей. Но он не проповедовал аскетизма, и

среди предметов его научных изысканий были и вопросы эмбриологии.

Когда Демокрит почувствовал, что он уже совершенно немощен, он,

подобно Анаксагору, добровольно ушел из жизни.

Наследие Демокрита

По свидетельству древних, Демокрит написал два основных произведения:

«Большой мирострой» (Megas diakosmos) и «Малый мирострой» (Micros

diakosmos), а также свыше 50 трактатов, составленных Фрасиллом, и 9 книг

«Причин» (Aitiai). Часть исследователей приписывают авторство «Большого

миростроя» Левкиппу. Но ничто не мешает допустить, что такое же

произведение, развивающее и дополняющее взгляды Левкиппа, было и у

Демокрита: одинаковые заглавия сплошь и рядом встречаются у древних

философов. Остальные произведения демокритовского «корпуса» (свода

сочинений) энциклопедически охватывают все известные в античности области

философского и научного знания. Это сочинения моральные, «физические»

(естественнонаучные), математические, географические, сочинения о музыке и,

наконец, «технические» (по медицине, сельскому хозяйству и военному делу).

Однако «ни для одного великого философа древности судьба его сочинений не

оказалась такой мачехой, как для Демокрита» -- его произведения погибли. Из

огромного литературного достояния философа остались фрагменты, цитируемые

древними авторами, свидетельства античных историков и философов, остались

изречения, сохраненные в различных сборниках, и, наконец, есть сведения о

некоторых взглядах и содержании работ Демокрита из сочинений тех авторов,

которые полемизировали с ним, иногда при этом до неузнаваемости искажая его

точку зрения. Впрочем, это касалось не только Демокрита, но и большинства

древнегреческих философов, близких к линии материализма.

Мнения древних мыслителей не исчезли. Их находят и восстанавливают.

Они живы, поскольку живы вопросы, по поводу которых недоумевали древние и

которые они по-своему решали. Проследим же за мыслью Демокрита из Абдер.

Учение Демокрита

Атомистическая картина мира

Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным

результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической

системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем

древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип

сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания

физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки

этического учения – всё это уже было заложено в философских системах,

предшествующих атомизму.

Однако предпосылками атомистического учения и его философскими

истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в

свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как

ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося

противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью,

ярко выразившегося в «апориях» Зенона.

Атомы и пустота

Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ

(бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также

реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи,

их разъединение приводит к гибели и разрушению последних.

Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое

философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять

возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие

сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности,

пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее

пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же

непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение

качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на

современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то

время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в

изменении количества междуатомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности.

Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой

бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения,

соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не

значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они

играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие.

Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать

бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате

разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют

новое целое. Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они

абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они

сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество

пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами

пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной

поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота,

как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.