Рефераты. Материализм Древней Греции






Материализм Древней Греции

Оглавление

Оглавление 1

Введение в эпоху 2

Биографические данные 2

Учитель Демокрита. 3

Первые слушатели. 3

Протагор и Диагор. 3

Демокрит в Афинах 4

Старость и смерть 5

Наследие Демокрита 6

Учение Демокрита. Атомистическая картина мира 6

Атомы и пустота 6

Космогония и космология. 9

Развитие живой природы 12

Вопросы биологии и психологии. 14

Учение о познании. 14

Теория познания и логика 17

Место Демокрита в истории философии. 19

Список использованной литературы. Ошибка! Закладка не определена.

Введение в эпоху

Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в

философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист античности,

создавал свою систему взглядов в иное время, нежели милетские философы,

Гераклит и элеаты.

V век до н.э. – это век дальнейшего упрочнения и расцвета античной

рабовладельческой демократии. В большинстве греческих городов – государств,

таких, как Афины, Агригент, Милет, Эфес, усилились экономически и

политически новые слои рабовладельцев, связанных с развитием ремёсел,

торговли и боровшихся против власти старой рабовладельческо-земледельческой

знати. Это была эпоха внутреннего расцвета греческих государств. Не только

политическая, но и научная жизнь била ключом в греческих городах –

государствах (полисах). К этому времени уже появились величайшие писатели

античности – Эсхил, Софокл, Еврипид. В тоже время появляются творцы

классической греческой скульптуры – Фидий и Поликлет.

Рост влияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной

жизни в греческих государствах принесли с собой дальнейший расцвет античной

науки и материалистической философии.

Биографические данные

Все биографические данные о Демокрите сильно разнятся. По словам

Диогена Лаэрцкого, он родился в 460-457 гг. до нашей эры. По словам

Фрасила, в 470 году. Также разнятся и сроки его жизни – одни говорят, что

90 лет, некоторые 85, иные 104, другие 109. Родился Демокрит в городе

Абдеры. По одним данным: он был сыном Гегестрата, по другим – Афинокрита.

По словам исследователей, он выбрал меньшую часть отцовского наследства (в

основном состоящую из денег) и отправился в путешествие.

Демокрит много и долго путешествовал. По его собственным словам: «… Я

объездил больше: чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим

образом исследуя её, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и

беседовал с наибольшим числом ученых людей. И никто не обличил меня в

ошибках при складывании линий, сопровождающихся доказательством… Я провел

на чужбине около 8 лет». Демокрит был в Египте, Персии, Вавилоне, Индии.

Помимо стран востока, Демокрит путешествовал в Афины, при этом он старался

остаться неузнанным. Валерий Максим пишет: «В Афинах он провел много лет,

используя каждую минуту для того, чтобы научится мудрости и упражняться в

ней». После продолжительных странствий, Демокрит вернулся в Абдеры.

Путешествия Демокрита и его личные связи с философами и выдающимися учеными

ряда стран в известной мере способствовали возникновению такой совершенной

по тому времени материалистической системы, какой являлось учение

Демокрита.

В Абдерах существовал закон, согласно которому, каждый гражданин

должен был преумножить имущество, доставшееся ему в наследство, а если

гражданин нарушал этот закон, то такого гражданина изгоняли. Демокрит же во

время путешествия истратил все свое наследство и таким образом подлежал

изгнанию. По словам Антисфена, Демокрит, чтобы избежать наказания, читает

на суде своё самое значимое произведение – «Большой мирострой». Оно было

оценено в такую же сумму, что и наследство Демокрита, а по некоторым

источникам и в пять раз большую – 500 талантов. Демокрита почтили медными

статуями, за его деятельность в дальнейшем, за полезные советы городу ему

дали почетное прозвище «Мудрость». Неизвестно точно, в какое время, но

возможно, когда родина оказалась в опасности, его сделали архонтом, и за

свои заслуги он получил прозвище «Патриот». Демокрит был похоронен в родном

городе за государственный счет. Об уважении к Демокриту его сограждан,

свидетельствует древняя Абдерская монета с гербом города и надписью «При

Демокрите». Демокрит был известен в античности как большой знаток

политической истории Греции. Он говорил, что «политика есть величайшее

искусство. Выгодно изучать её и посвящать себя политической деятельности,

которая даёт жизни человека величие и блеск». Демокрит считал, что от

высшей мудрости человек имеет три результата: он должен и может хорошо

мыслить, он должен хорошо говорить, и он должен хорошо делать. Хорошо

делать, с точки зрения Демокрита, это значит придерживаться «золотой

середины»: не вдаваться в крайности ни в накоплении богатств, ни в

политических воззрениях.

Учитель Демокрита.

С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью

Демокрит изучал эллинскую философию. Если его естественно - научные

воззрения формировались под влиянием ионийцев, то первое же произведение в

списке его «моральных» сочинений носит заглавие «Пифагор». Однако решающее

влияние на формирование взглядов Демокрита оказал философ Левкипп. Демокрит

стал его верным учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую

систему.

Личность Левкиппа таинственна и спорна - о нем осталось крайне мало

свидетельств, а Эпикур, прямой продолжатель атомистики, заявлял, по

свидетельству Диогена Лаэрция, что философа Левкиппа не существовало. По

этому поводу в конце 19 и первой половине 20 века среди классических

филологов и историков философии разгорелся спор. В «Левкипповом вопросе»

ученые разделились на противников и сторонников факта существования

Левкиппа. В настоящее время большинство исследователей полностью признало

его реальность. Как известно, самым серьезным источником по истории

греческой философии являются сочинения Аристотеля. Он и его ближайший

ученик Феофраст были авторами книг о Демокрите, которые, к сожалению, не

сохранились. Аристотель пишет об учении Левкиппа – Демокрита как о едином

учении, но это не относится ни к началу философского пути Левкиппа и не к

конкретным областям науки, где Левкиппа продолжил и опередил ученик,

затмивший славой учителя.

Первые слушатели.

Протагор и Диагор.

Ряд авторов сообщают, что товарищем юности и первым слушателем

Демокрита был Протагор. В молодости Протагор не учился, а работал

носильщиком корзин и дров, что, по свидетельству Гелия, привело к

знакомству с Демокритом: «… случайно Демокрит… выйдя за черту города,

увидел Протагора, когда тот легко и проворно шагал с тяжелым и неудобным

грузом. Демокрит подошел к нему поближе, рассмотрел расположение и

соединение поленьев, сделанное искусно и опытной рукой, и попросил … чтобы

Протагор распустил вязанку и снова сложил её таким образом». Эта просьба

была выполнена. Демокрит пришел в восхищение от ловкости и остроумия этого

необразованного человека. Демокрит тотчас повел Протагора, взял его к

себе, назначил ему содержание и научил его философии, и сделал его таким,

каким он был впоследствии». Скорее всего, это легенда. Во-первых, потому,

что Протагор был лет на 10-11 старше Демокрита. Во-вторых, Протагор не мог

быть «необразованным». И все же это не совсем вымысел. Многие источники

указывают на Протагора как на ученика и слушателя Демокрита, а о его

бедности говорит тот факт, что он, в конце концов, обратился к платному

преподаванию; этим он положил начало деятельности софистов –

профессиональных учителей Греции. То, что Протагор много заимствовал у

Демокрита, сомнений не вызывает. В дальнейшем пути Протагора и Демокрита

разошлись. В то время, когда Демокрит путешествовал по Востоку, накапливая

всё новые знания, Протагор уже преподавал. В рассказах о Демокрите и его

слушателях обращает на себя внимание одна повторяющая деталь, которая не

может быть случайной: Демокрит с уважением относился к физическому труду.

Он считал вполне допустимым, что бедняк или бывший раб может стать

выдающимся философом, и даже активно этому содействовал. Об этом говорит не

только легенда о встрече с Протагором, но и другие источники. Итак, для

Демокрита характерны: уважение к труду, сочувствие к угнетенным, оценка

людей по их способностям, а не по происхождению и положению.

Обращает на себя внимание один факт: слушатели Демокрита – атеисты или

же становятся ими. Протагор за скептическое отношение к богам был

приговорён к смерти и погиб, убегая от приговора. Как самый решительный

атеист прослыл в Греции и Диагор. Афиняне заочно осудили Диагора на смерть

за насмешки над культом и разглашение мистерий и даже объявили награду за

его голову. Если Демокрит был учителем Диагора, то их взгляды совпадали.

Материалистическое учение Демокрита, так же как и несколько раньше учение

Анаксагора из Клазомен в Ионии, было атеистично.

Демокрит в Афинах

Точных данных, о том, когда именно Демокрит посетил Афины, нет. Скорее

всего, это было либо в начале, либо накануне Пелопонесской войны. Согласно

некоторым источникам, он пробыл в Афинах долго. Все рассказы об этом

путешествии Демокрита подчеркивают его скромность и стремление учиться у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.