Рефераты. Материалистическое понимание истории К. Маркса






государственной (общенародной) и кооперативно – колхозной. Общественная

собственность обуславливает отсутствие эксплуататорских классов и

эксплуатации человека человеком, отношения товарищеского сотрудничества и

взаимопомощи работников производства.

В социалистическом обществе имеются два дружественных класса – рабочий

класс и колхозное крестьянство. Различия между классами, а также между ними

и интеллигенцией постепенно стираются. Отношения всех социальных групп

характеризуются социально – политическим и идейным единством отношений

социалистических наций – дружбой, сотрудничеством и братской взаимопомощью.

На основе общественной собственности при социализме осуществляется

недоступное для капитализма планомерное развитие народного хозяйства.

Развитие и совершенствование общественного производства служат все более

полному удовлетворению растущих материальных и культурных потребностей

народа. Жизнь социалистического общества строится на основе широкой

демократии, привлечения трудящихся к активному участию в управлениями

государственными делами. Социалистический демократизм обеспечивает как

социальные права – право на труд, на отдых, на бесплатное образование и

медицинское обслуживание, на обеспечение в старости, равные права женщин и

мужчин, граждан всех рас и национальностей, так и политические свободы -

свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть

избранным. Социализм отличается от высшей стадии коммунизма степенью

зрелости всех сторон общественной жизни. Производительные силы при

социализме еще не развиты настолько, чтобы обеспечить изобилие продуктов, а

труд еще не стал первой жизненной необходимостью всех членов общества. В

силу этого распределение материальных благ здесь осуществляется по принципу

“от каждого по способности, каждому по труду”. Развитие социализма

закономерно приводит к коммунизму. [18]

При коммунизме возникает единая, всенародная собственность на средства

производства. При социализме сохраняются различия между рабочим классом и

колхозным крестьянством, при коммунизме же они исчезают. То же самое

произойдет и с существующими при социализме различиями между рабочими и

крестьянами, с одной стороны, и интеллигенцией - с другой. Все эти различия

обусловлены, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Этим

же фактором определяются и различия в формах распределения, которые при

социализме подчинены принципу – каждому по количеству и качеству его труда,

а при коммунизме – каждому по его потребностям. На основе роста

производительных сил при коммунизме утвердится прямое распределение

продуктов, вместо существующих еще при социализме товарно-денежных

отношениях. Изменениям в экономике соответствуют и изменения в надстройке.

На определенной ступени капитализма полностью отомрут политические и

правовые учреждения, политическая и правовая идеология, утвердятся единые

общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых

станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, полностью отомрет

государство, будет происходить все большее всестороннее сближение наций до

полного исчезновения всяких различий между ними. Коммунизм является высшей

формой организации общества, которая будет функционировать на основе

высокого уровня развития производительных сил, науки, техники, культуры и

коммунистического общественного самоуправления.

Постепенное перерастание социализма в коммунизм происходит, по Марксу,

в рамках глубоких качественных преобразований, концентрирующихся вокруг

трех главных проблем: создания на основе ускорения прогресса науки и

техники материально – технической базы коммунизма (решающее звено в цепи

всех социально – экономических задач), развития коммунистических

общественных отношений и формирование нового человека – всесторонне

развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство,

моральную чистоту и физическое совершенство.

При коммунизме достигаются и в полной мере реализуются гармонические

отношения между личностью и обществом.[19]

Изложенное приводит к выводу о последовательности и прогрессивности

общественных изменений. Каждая высшая общественно-экономическая формация

отличается от низшей недосягаемым для нее уровнем производительности труда,

которая обеспечивается более высокой ступенью развития производительных

сил, новым типом производственных отношений и новой надстройкой. Каждая

новая формация демонстрирует еще и более сложное строение по сравнению со

старой формацией. Это усложнение может выражаться в появлении принципиально

новых элементов, например антагонистических классов при переходе от

первобытнообщинного строя к рабовладельческому и в исчезновении этих

элементов при переходе от капиталистического строя коммунистическому. Но

какой бы характер ни принимало усложнение формационного строения на

лестнице поступательного развития человечества, в его основе в конечном

счете лежат процессы изменения в сфере материального производства.

2.3. Социальная революция как закон смены общественно - экономических

формаций

Важную роль в материалистическом понимании истории играет категория

социальной революции. Она выступает необходимой составляющей логической

системы марксистской философии и, поэтому заслуживает самостоятельного

рассмотрения в рамках настоящей работы.

Общефилософской основой теории социальной революции является диалектико-

материалистическое учение о развитии как высшем типе движения, всеобщем

принципе изменения всего материального мира, в том числе социальной формы

существования материи. Согласно закону перехода количественных изменений в

качественные, эволюционное развитие подготавливает революцию.

Сам термин «революция» обозначает коренные качественные изменения как

общества в целом, так и его отдельных сторон - науки, культуры и так далее.

Это всегда скачок в развитии общества, в ходе которого развивается основное

противоречие системы, происходит отрицание старого новым. Подобное

отрицание выражается, с одной стороны, в ликвидации всего отжившего в

развивающийся системе, с другой – в преемственности между новым и старым ее

состоянием и наконец, в порождении таких элементов, которых не было в

старом, отрицаемом состоянии. При этом революция соотносится лишь с

прогрессивным развитием, с переходом от низшего к высшему.

В контексте материалистического понимания истории революция понимается

как материально обусловленная движущая сила исторического процесса. На

определенной ступени своего развития, - писал К. Маркс в предисловии к

«Критике политической экономии», - материальные производительные силы

общества приходят в противоречия с существующими производственными

отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с

отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из

форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.

Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической

основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной

надстройке.[20]

Поскольку, по Марксу при совокупности определенных условии социальная

революция является неизбежной, ее свершение можно назвать общественным

законом, которому подчиняется развитие человечества от одной общественно-

экономической формации к другой. Однако в отличии от других общественных

законов этот действует лишь в конкретный исторический период развития

общества. Продолжительность его действия всякий раз зависит от

исторического типа революции, своеобразия внутренних и внешних условии той

страны, в которой она совершается.

По своему историческому значению социальные революции – важнейшие

рубежи общественного развития, не только отделяющие одну общественно -

экономическую формацию от другой, но и выражающие собой преемственность,

поступательный характер исторического движения. Без социальной революции ни

одна общественно экономическая формация не может занять место

предшествующей формации. Вместе стем социальные революции различных

исторических эпох во многом непохожи, специфичны. Историческая

необходимость здесь заключается в повторяемости общих существенных черт,

без которых нет единства исторического процесса. Повторяемость

обнаруживается в социальных революциях в том, что коренная ломка старой

формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречия между

производительными силами и производственными отношениями данного общества.

Социальная революция, по Марксу носит двоякий характер: «Каждая революция

разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция

низвергает старую власть, и постольку она имеет политический

характер».[21]

Политеизм социальной революции проистекает из классовой борьбы. В этом

отношении любая социальная революция есть высший этап развития классовой

борьбы, дошедший до наибольшего ожесточения.[22] В ее ходе разрешается

вопрос о власти. По словам К. Маркса, «каждый стремящейся к господству

класс, - если даже его господство обусловливает… уничтожение всей старой

общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать

себе политическую власть, для того чтобы этот класс… мог представить свой

интерес как всеобщий».[23]

В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота

материального, в экономических условиях производства, и переворота

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.