Рефераты. Материалистическое понимание истории К. Маркса






люди не свободны в выборе производства. То или иное поколение застает его

готовым. Оно наследует производство от прошлых поколений.

В «Капитале» Маркс характеризует производство как целесообразную

деятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощью

производительных сил. Простыми моментами процесса труда являются: 1) труд,

2) предмет труда и 3) орудия труда.

Производство включает в себя две стороны: во-первых, отношение людей к

природе, степень овладения ее силами, т. е. производительные силы, во-

вторых, отношения самих людей друг к другу в процессе овладения силами

природы, т. е. производственные отношения.

Производительные силы — одно из наиболее общих и основных понятий

марксистской философии. В этом понятии выражается основное отношение

человека к природе. К производительным силам относятся люди и средства

производства. Производительные силы представляют собой органическое

единство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на

основе всей системы разделения труда в обществе.

Силы природы и ее предметы становятся производительными силами лишь

тогда, когда они соединяются с рабочей силой человека, т. е. выступают в

качестве средств.

Производительные силы представляют собой конкретно-историческое

единство производителей и средств производства, целостную систему личных и

вещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда.

Но указанные элементы играют не однозначную роль в системе

производительных сил. Главной производительной силой являются

производители, трудящиеся.

Для развития техники всегда требуются соответствующие кадры рабочих,

которые приводят ее в движение. Люди, овладевшие техникой и научным

знанием, являются решающим фактором производства на любой ступени

общественно-исторического развития. В конечном счете, источником

производительных сил является трудовая деятельность людей.

Производительные силы, в конечном счете, по выражению Маркса,

представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемые

материальными интересами, создают и усовершенствуют орудия производства,

добывают предметы труда. Маркс замечает, что «развитие общественного

индивида — вот что выступает в качестве основного устоя производства и

богатства».

Первая производительная сила — трудящиеся — имеет всегда конкретно-

исторический характер. В определенных общественных условиях она обладает

специфическими общественными свойствами. Член первобытного общества, раб,

крепостной крестьянин, наемный рабочий, работник социалистического общества

— вот этапы ее развития. В этом качественном различии данной

производительной силы отражаются особые общественные отношения, при которых

она функционирует. Процесс труда не только выражает собой затрату

физической и духовной энергии, но и исторически сложившиеся общественные

отношения

Орудия труда — это предметы или сочетание предметов, с помощью которых

человек воздействует на природу. Посредством орудий труда человек

производит преднамеренные изменения в предмете труда. С помощью орудий

человек материализует свой труд, благодаря чему происходит передача

последующим поколениям накопленного в обществе труда, общественных

отношений. [5]

В процессе развития производства люди вступают в отношения друг к

другу. Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства,

называются производственными. Они соответствуют определенному уровню

развития производительных сил. Производственные отношения характеризуют то

или иное соединение средств производства с рабочей силой. Маркс в своем

анализе производственных отношений подчеркивал их общественный характер. Он

писал, что производство обособленного индивида вне общества — такая же

бессмыслица, как развитие языка вне совместно живущих и разговаривающих

между собой индивидов.

Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которые

определяют все остальные общественные отношения. Они материальны,

складываются в процессе производства, возникают объективно, в результате

действия законов экономического развития. Производственные отношения не

зависят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно.

Вместе с производительными силами люди наследуют и определенные

общественные отношения производства. Характер производственных отношений

людей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением и ростом

производительных сил. Производительные силы и производственные отношения,

доставшиеся от прежних поколений как результат их многовековой

деятельности, каждый раз становятся исходным пунктом для начала последующей

деятельности людей, для развития общества в целом.

Производственные отношения, определяемые развитием производительных

сил, характеризуются, прежде всего, формой собственности на средства

производства. Это главное и решающее в содержании понятия производственных

отношений. Переход от одной общественно-экономической формации к другой

сопровождается перераспределением средств производства, сменой форм

собственности на них.

Теснейшим образом с распределением средств производства, или формой

собственности на них, связано положение и взаимное отношение различных

классов и социальных групп в общественном производстве. Форма собственности

на средства производства также определяет собой социальные формы и характер

распределения продуктов в обществе.

Производственные отношения в обществе определяются формами

собственности. Каждая из основных форм (первобытно – общинная,

рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)

производственных отношений составляет экономическую структуру общественно-

экономической формации.

Производство в обществе функционирует как совокупность различных видов

труда, обусловленных разделением труда в тесной связи с развитием техники.

Производительные силы и производственные отношения образуют единство,

в котором первые составляют содержание, а вторые — их форму. Нет

производительных сил без производственных отношений. Производственные

отношения выступают в процессе производства не в качестве внешней оболочки,

а как его внутренний момент. Всякое производство, пишет Маркс, есть

присвоение благ природы внутри определенной общественной формы и

посредством ее.

Производительные силы и производственные отношения в конкретно-

исторической совокупности в процессе функционирования составляют способ

производства, определяющий всю общественную жизнь данной исторической

эпохи. Производительные силы выражают отношение человека к природе, а

производственные отношения — отношения людей друг к другу в процессе

производства. «Каковы бы ни были общественные формы производства,— пишет

Маркс,— рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но,

будучи в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его

факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны

соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это

соединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя».[6]

Способ, каким люди той или иной общественно-экономической формации

производят необходимые средства для жизни, и составляет понятие способа

производства.

Способ производства представляет собой общественную форму

производства. Внутреннее единство производительных сил и производственных

отношений находит свое выражение в том, что воспроизводство в общество

всегда означает не только воспроизводство определенных материальных условий

жизни, но и воспроизводство определенных общественных отношений.

Способ производства образует основу общества. В нем заложены основные

источники общественного развития. История общества есть прежде всего

история способов производства. Особый характер и способ, каким происходит

соединение рабочих со средствами производства, различает общественно-

экономические формации. На каждой ступени общественного развития способ

производства определяет характер и формы влияния географической среды, в

конечном счете, рост народонаселения, степень развития и формы воздействия

науки на производительные силы. Он обусловливает все возникающие в обществе

отношения. Его существенные изменения влекут за собой глубокие перемены в

социальной, политической и духовной областях жизни общества. Развитие

производительных сил и изменение производственных отношений выражают

поступательное, прогрессивное развитие человеческого общества. Все коренные

изменения в обществе, в конечном счете, определяются объективными законами

производства.[7]

1.3. Базис и надстройка

Марксизм установил, что идеологические отношения и соответствующие им

формы учреждений и организаций следует объяснять не из них самих, как это

делали идеалисты, а из материальных, производственных отношений, образующих

экономическую основу общества. Таким образом, марксизм дал вполне

объективный критерий для отделения определяющих общественных отношений от

производных, выделив производственные, экономические отношения как

структуру общества, его основу. В этой связи Маркс и Энгельс ввели в науку

понятия базиса и надстройки.

Люди не могут производить материальные блага, не вступая в

определенные производственные отношения друг с другом. “Совокупность этих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.