Рефераты. Материалистическое понимание истории К. Маркса






форм своего развития к высшим. Ведь каждая общественно-экономическая

формация предстает одновременно и как тип общества, функционирующий и

развивающийся по своим особым законам, и как стадия всемирно-исторического

процесса, связанная предпосылками своего возникновения с предшествующей и

предпосылками своего исчезновения – с последующей стадией развития

человеческого общества.

2.2. Формационные ступени исторического процесса

Первобытнообщинный строй – первичная (или архаическая)

общественно–экономическая формация, структура которой характеризуется

взаимодействием общинных и родственных форм общности людей. Деятельность

первобытного человека протекает в рамках общины (кровной, родовой,

сельской), которая состоит из семей (парных, больших, и т.д.) – ячеек,

осуществляющих воспроизводство самого человека и представляющих более или

менее зависимые от общины центры хозяйственной, религиозной и т.д.

деятельности. В силу экзогамности брака в состав общины, наряду с

кровнородственным ядром, входят брачные партнеры, выходцы из других общин.

Регулирование брачных отношений, придавая межобщинным связям устойчивый и

упорядоченный характер, содействует превращению общин во взаимосвязанные

элементы социального целого (родоплеменная организация, и др.).

Первобытнообщинный строй охватывает время от зарождения социальных

отношений до возникновения классового общества. При расширительном

толковании понятия первичной формации в целом началом первобытнообщинного

строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом – общества

общинной государственности, где уже наметилась классовая дифференциация.

Наибольшей структурной завершенности первобытнообщинные отношения достигают

в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода.

Основой производственных отношений здесь служила общая собственность на

средства производства (орудия производства, земля, жилище, хозяйственный

инвентарь), в пределах которой существовала и личная собственность на

оружие, предметы домашнего обихода, одежду и т.п. Первобытные отношения,

существовавшие в условиях начальных ступеней технического развития

человечества, коллективных форм собственности, религиозно - магических

представлений, вытесняются новыми социальными отношениями (или частично к

ним адаптируются) в результате совершенствования орудий труда, форм

хозяйства, эволюции семейно- брачных и др. отношений).[14]

Рабовладельческий строй – первое классовое антагонистическое общество,

возникающее на развалинах первобытно – общинного строя. Рабство в тех или

иных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов. Высшей

формы развития оно достигло в Древней Греции и Древнем Риме, где рабы стали

главной производительной силой общества. При рабовладельческом строе

господствующим и одним из основных классов является класс рабовладельцев -

эксплуататоров. Он распадается на разные социальные группы: крупные

землевладельцы, владельцы крупных мастерских, торговцы, ростовщики. Вторым

основным классом является многочисленный эксплуатируемый класс рабов. Кроме

этих двух основных классов в рабовладельческом обществе имеются

промежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие своим

трудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен – пролетариат,

образовавшийся из разорившихся ремесленников и крестьян. Основой

господствующих производственных отношений рабовладельческого общества

является частная собственность рабовладельцев на средства производства

рабов. Эксплуатация рабов, основанная на внеэкономическом принуждении, в

значительной мере обусловила низкую производительность труда при

рабовладельческом строе. Прибавочный продукт, создаваемый каждым отдельным

рабом, был незначителен. Однако общая масса прибавочного продукта при

эксплуатации громадного числа рабов и исключительной дешевизне их труда

была относительно велика. На этой основе стали возможны известный

общественный и технический прогресс, развитие науки, искусства, философии.

С возникновением рабовладельческого общества возникает и развивается

государство. Вся история рабства является историей классовой борьбы. С

разложением рабовладельческого строя классовая борьба достигает своей

высшей точки. Восстания рабов переплетаются с борьбой разоряющихся мелких

крестьян против крупных землевладельцев. Гибель рабовладельческого строя в

Риме ускорилась вторжением извне. Рабовладельческая форма эксплуатации

заменяется другой – феодальной. С уничтожением рабовладельческого способа

производства рабство полностью не исчезает. Оно продолжает существовать, в

тех или иных размерах, и в период феодализма и в период капитализма.[15]

Феодализм (от латинского feodum – поместье) –

общественно–экономическая формация, которая представляет среднее звено

целостного диалектического процесса смены общественно- экономических

формаций в ходе всемирно- исторического процесса: эпоха феодализма лежит

между рабовладельческим строем и капитализмом. В истории разных народов

феодализм возникал посредством синтеза элементов разложения

первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. Наблюдается три типа

этого синтеза: с преобладанием первых, вторых или с более или менее

равномерным их соотношением. Экономический строй феодализма при всем

многообразии его форм в разных странах и в разное время (между древней и

новой историей) характеризуется тем, что главное средство производства –

земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов

(иногда почти полностью сливающегося с государством), а хозяйство ведется

силами и техническими средствами мелких производителей – крестьян. Основное

экономическое отношение феодализма находит свое проявление в феодальной

ренте, т.е. прибавочном продукте, взимаемым господами (или государством) с

производителей в форме работ, денег или натурой (отработочная, денежная,

натуральная рента). В систему феодальных отношений необходимо включен

город, поскольку без сбыта продуктов сельского хозяйства горожанам

феодализм не знал бы денежной ренты. Антагонизм феодального общества,

основанного на эксплуатации крестьян феодалами (для нее характерно как

экономическое, так и внеэкономическое принуждение), порождал многообразие

форм проявления социальных противоречий. Среди них высшую, но весьма редкую

форму представляли народные, крестьянско–плебейские восстания и войны. Для

идеологии феодальной эпохи характерно тяготение к широчайшим, но почти

неподвижным и мало основанным на действительных знаниях умозрительным

концепциям и мировым религиям (христианство, ислам, буддизм, конфуцианство

и др.). Политическое устройство феодального общества на разных этапах его

развития различно: от мельчайшей государственной раздробленности до весьма

централизованных абсолютных монархий. Специфическую форму представлял собою

так называемый “кочевой феодализм”, хотя его основные признаки те же.

Поздний период феодализма (нисходящая стадия его развития, как системы)

характеризуется зарождением в его недрах мануфактурного производства –

зачатка капиталистических отношений. В Западной Европе – это время

назревания и свершения ранних буржуазных революций.[16]

Капитализм – общественно-экономическая формация, сменившая феодализм.

В основе капитализма лежит частная собственность на средства производства и

эксплуатация наемного труда. Основной закон капиталистического производства

– получение прибавочной стоимости. Для капитализма характерны анархия

производства, периодические экономические кризисы, хроническая безработица.

Главное противоречие капитализма – между общественным характером труда и

частнокапиталистической формой присвоения – находит выражение в антагонизме

между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и

буржуазией. Кульминационной точкой классовой борьбы пролетариата на

протяжении всей истории капитализма является социалистическая революция.

Провозглашаемое идеологами капитализма политическое равенство является в

значительной мере формальным и дополняется экономическим неравенством. Вся

надстройка над капиталистическим базисом, государственная машина и

идеология, приспособлена к тому, чтобы отстранить трудящиеся массы от

политической жизни. Возникнув в XVI веке, капитализм сыграл прогрессивную

роль в развитии общества, обеспечив значительно более высокую по сравнению

с феодализмом производительность труда и быстрое развитие производительных

сил.

На рубеже XIX-XX века капитализм вступил свою высшую стадию -

империализм, которая характеризуется господством монополий и финансовой

олигархии, усилением реакции по всем линиям (политика, идеология, и т.д.).

На этой стадии широкое распространение получает

государственно–монополистический капитализм, усиливающий милитаризм и

соединяющий мощь монополий с силой государства.[17]

Коммунизм как общественно–экономическая формация проходит в своем

развитии две фазы: первую, или низшую, фазу - социализм, и высшую фазу

–коммунизм. В основе их различия лежит степень экономической зрелости

общества.

Социализм (от латинского socialis – общественный) – общественный

строй, возникающий в результате ликвидации буржуазного способа производства

и установления диктатуры пролетариата. Он основан на общественной

собственности на средства производства, существующей в двух формах –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.