Рефераты. Марксизм, основные положения






истолковании положения о зависимости сознания от общественного бытия и

классовых интересов. Так, в любом великом художественном произведении

прошлого представители вульгарного социологизма видели непосредственное

проявление классовой борьбы.

Категории базиса и надстройки применяются с целью обоснования прежде

всего того положения исторического материализма, что главным

детерминирующим фактором в жизни общества является общественная практика, а

в ее структуре главной формой — материально-производственная деятельность

людей и складывающиеся в этом процессе экономические отношения между ними.

Разъясняя эту мысль. Ф. Энгельс писал: «...согласно материалистическому

пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном

счете является производстве и воспроизводство действительной жизни. Ни я,

ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это

положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно

определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не

говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.

37, с. 394.).

Как уже отмечалось, в надстройку включаются не все явления духовной жизни

общества, а прежде всего официальная идеология, выраженная и закрепленная

соответственными законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее

основная функция - функция охраны существующего политического строя,

выражающего интересы господствующих классов в их отношении к собственности.

Вот почему коренное изменение надстройки происходит лишь тогда, когда один

общественный строй заменяется другим в ходе социальной революции. Старая

идеология сменяется новой, и, естественно, создается новая система

политических и правовых учреждений, соответствующая новому базису. Вся

история развития и смены общественно-экономических формаций является

убедительным доказательством верности положения об определяющей роли базиса

по отношению к надстройке. Но надстроечные элементы нс являются простым

отражением основных экономических факторов. Как свидетельствует опыт

истории, идеи и учреждения того или иного общества, возникнув под влиянием

определенного базиса, обретают относительную самостоятельность и играют

активную роль в развитии общества. Проявлением этого выступает их

определенная преемственность: наследование элементов старых надстроечных

образований новым обществом. При этом наследуются те элементы, которые

могут служить охране и защите интересов новых господствующих классов.

Активная роль надстройки проявляется также в том, что в ней наличествуют и

элементы, выполняющие не только охранительные, но и разрушительные функции,

способствующие рождению нового базиса.

В отличие от категорий "базиса" и "надстройки", фиксирующих внимание на

выделении главного, определяющего звена в общественном развитии, категория

общественно-экономической формации методологически значима тем, что

позволяет рассматривать общественный организм хоть и схематично, но во

взаимосвязи всех своих элементов в их самоценности:

экономики, политики, науки и искусства, которые в один и тот же период не

находятся, и, строго говоря, даже никогда не находятся в точках равной

высоты на соответствующих кривых исторической траектории. Именно в

ориентации на качественную определенность развития общества категория

общественно-экономической формации и требует учета каждой составной части

целого, поскольку забвение хотя бы одной из них не может дать его верной

картины.

С одной стороны, эта категория дает объективный критерий для отграничения

одной ступени общественного развития от другой, для выделения общего,

повторяющегося в истории разных народов, находящихся на одной ступени

общественного развития, то есть для вычленения конкретно-исторических типов

и форм способов производства, а также жизни общества в целом. С другой

стороны, она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках

объективной тенденции его прогрессивного исторического развития. Таким

образом, она призвана показать динамику человеческой истории, представить

исторический процесс развернутым во времени. Данная категория вместе с

другими категориями социальной философии. в частности базиса и надстройки,

выступает как познавательно-мировоззренческий принцип, конкретизирующий

материалистическое понимание истории - концепцию, рассматривающую и

функционирование общества на данной ступени его развития. и сам процесс его

стадиального развития в общем ходе исторического движения.

Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет

свой особый "колорит". Оно создает неповторимую духовную атмосферу, в

которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются

материальные и идеологические отношения определенного типа, ту печать

своеобразия, которая отличает политическую жизнь, правовое и нравственное

сознание, мир искусства и науки,- словом, все то, что в совокупности и

представляет собой так называемый дух эпохи. Нет ни одного общества,

которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого

разнообразия непохожести каждое из них содержит в себе множество вариантов

возможных путей своего развития, так сказать, вариативность своего

исторического процесса, характеризуясь совокупностью общих тенденций,

содержащихся в нем в каждый данный исторический период. Однако категория

общественно-экономической формации позволяет среди всего конкретно-

исторического многообразия реконструировать исторический процесс в логике

его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория

выступает своего рода моделью исторического процесса, служащей как бы

каркасом качественно определенных стадий в развитии общества. Как

теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, но

позволяет представить отдельные исторические периоды господства того или

иного способа производства. В истории не существует общественно-

экономических формаций в "чистом" их виде. Каждое общество включает и

элементы прошлых формаций, и будущих. "Чистых" явлений ни в природе, ни в

обществе нет и быть не может - об этом учит именно диалектика Маркса,

показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость,

однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во

всей его сложности. На свете нет и быть не может "чистого" капитализма. а

всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то еще чего-нибудь"(Ленин,

В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 241-242.).

В силу чего в таком случае возможно обнаружить эту логику исторического

процесса? Что является общим и устойчивым в эволюции каждого общественного

организма? Таким общим является объективная закономерность, интегральная

тенденция развития материального производства, которая и обусловливает

повторяемость определенных стадий в развитии материальной и духовной

культуры, форм собственности, искусства, философии, науки и религии, брака

и семьи, то есть всех составляющих общества.

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта

в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая

жизнь общества на данном этапе его исторического развития как нечто

относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации,

мы подходим к его изучению типологически. Примером может служить изучение

Марксом капиталистической общественно-экономической формации как живого,

находящегося в постоянном развитии социального организма. Именно

типологический анализ позволяет фиксировать уровень формационного развития

того или иного общества.

Рассматривая же не только генезис данной общественно-экономической формации

- ее зарождение, становление, движение от слаборазвитых форм к зрелым, но и

сами переходы от одной общественно-экономической формации к другой, мы

подходим к их изучению исторически. В этом случае процесс развития

общества, представленный сменой общественно-экономических формаций,

выступает как развернутый во времени. Это дает возможность представить

историю как единый процесс, рассматривая ее не только по отдельным странам

и регионам, но и во всемирном масштабе. Типологический и исторический

подходы отнюдь не исключают, а. напротив, предполагают друг друга, выступая

в единстве.

Опираясь на диалектику типологического и исторического подходов, категория

общественно-экономической формации позволяет логически вычленить в единстве

исторического процесса, на основе общности законов, действующих в каждом

социальном организме, так называемый "центр" мировой истории, который

составляет система стран (в предельном случае одна страна) передовой

формационной либо культурной принадлежности. В каждый исторически

определенный период развития человеческого общества сосуществуют

разнообразные типы и даже подтипы общественно-экономических формаций,

содержащих в себе вариативность тенденций их развития, однако содержание,

"исторический смысл" этого периода определяется в первую очередь развитием

социального организма передовой формации, образующего собой как бы "центр"

данного исторического региона (а не обязательно только географического:

система социализма, например, объединяется в целостность не но

географическому признаку), увлекающего за собой народы различных стран и

континентов, обеспечивая возможность преемственности и взаимовлияния

экономики и культуры.

Поскольку категория формации как логическая модель опирается в качестве

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.