истолковании положения о зависимости сознания от общественного бытия и
классовых интересов. Так, в любом великом художественном произведении
прошлого представители вульгарного социологизма видели непосредственное
проявление классовой борьбы.
Категории базиса и надстройки применяются с целью обоснования прежде
всего того положения исторического материализма, что главным
детерминирующим фактором в жизни общества является общественная практика, а
в ее структуре главной формой — материально-производственная деятельность
людей и складывающиеся в этом процессе экономические отношения между ними.
Разъясняя эту мысль. Ф. Энгельс писал: «...согласно материалистическому
пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном
счете является производстве и воспроизводство действительной жизни. Ни я,
ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это
положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно
определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не
говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.
37, с. 394.).
Как уже отмечалось, в надстройку включаются не все явления духовной жизни
общества, а прежде всего официальная идеология, выраженная и закрепленная
соответственными законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее
основная функция - функция охраны существующего политического строя,
выражающего интересы господствующих классов в их отношении к собственности.
Вот почему коренное изменение надстройки происходит лишь тогда, когда один
общественный строй заменяется другим в ходе социальной революции. Старая
идеология сменяется новой, и, естественно, создается новая система
политических и правовых учреждений, соответствующая новому базису. Вся
история развития и смены общественно-экономических формаций является
убедительным доказательством верности положения об определяющей роли базиса
по отношению к надстройке. Но надстроечные элементы нс являются простым
отражением основных экономических факторов. Как свидетельствует опыт
истории, идеи и учреждения того или иного общества, возникнув под влиянием
определенного базиса, обретают относительную самостоятельность и играют
активную роль в развитии общества. Проявлением этого выступает их
определенная преемственность: наследование элементов старых надстроечных
образований новым обществом. При этом наследуются те элементы, которые
могут служить охране и защите интересов новых господствующих классов.
Активная роль надстройки проявляется также в том, что в ней наличествуют и
элементы, выполняющие не только охранительные, но и разрушительные функции,
способствующие рождению нового базиса.
В отличие от категорий "базиса" и "надстройки", фиксирующих внимание на
выделении главного, определяющего звена в общественном развитии, категория
общественно-экономической формации методологически значима тем, что
позволяет рассматривать общественный организм хоть и схематично, но во
взаимосвязи всех своих элементов в их самоценности:
экономики, политики, науки и искусства, которые в один и тот же период не
находятся, и, строго говоря, даже никогда не находятся в точках равной
высоты на соответствующих кривых исторической траектории. Именно в
ориентации на качественную определенность развития общества категория
общественно-экономической формации и требует учета каждой составной части
целого, поскольку забвение хотя бы одной из них не может дать его верной
картины.
С одной стороны, эта категория дает объективный критерий для отграничения
одной ступени общественного развития от другой, для выделения общего,
повторяющегося в истории разных народов, находящихся на одной ступени
общественного развития, то есть для вычленения конкретно-исторических типов
и форм способов производства, а также жизни общества в целом. С другой
стороны, она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках
объективной тенденции его прогрессивного исторического развития. Таким
образом, она призвана показать динамику человеческой истории, представить
исторический процесс развернутым во времени. Данная категория вместе с
другими категориями социальной философии. в частности базиса и надстройки,
выступает как познавательно-мировоззренческий принцип, конкретизирующий
материалистическое понимание истории - концепцию, рассматривающую и
функционирование общества на данной ступени его развития. и сам процесс его
стадиального развития в общем ходе исторического движения.
Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет
свой особый "колорит". Оно создает неповторимую духовную атмосферу, в
которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются
материальные и идеологические отношения определенного типа, ту печать
своеобразия, которая отличает политическую жизнь, правовое и нравственное
сознание, мир искусства и науки,- словом, все то, что в совокупности и
представляет собой так называемый дух эпохи. Нет ни одного общества,
которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого
разнообразия непохожести каждое из них содержит в себе множество вариантов
возможных путей своего развития, так сказать, вариативность своего
исторического процесса, характеризуясь совокупностью общих тенденций,
содержащихся в нем в каждый данный исторический период. Однако категория
общественно-экономической формации позволяет среди всего конкретно-
исторического многообразия реконструировать исторический процесс в логике
его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория
выступает своего рода моделью исторического процесса, служащей как бы
каркасом качественно определенных стадий в развитии общества. Как
теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, но
позволяет представить отдельные исторические периоды господства того или
иного способа производства. В истории не существует общественно-
экономических формаций в "чистом" их виде. Каждое общество включает и
элементы прошлых формаций, и будущих. "Чистых" явлений ни в природе, ни в
обществе нет и быть не может - об этом учит именно диалектика Маркса,
показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость,
однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во
всей его сложности. На свете нет и быть не может "чистого" капитализма. а
всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то еще чего-нибудь"(Ленин,
В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 241-242.).
В силу чего в таком случае возможно обнаружить эту логику исторического
процесса? Что является общим и устойчивым в эволюции каждого общественного
организма? Таким общим является объективная закономерность, интегральная
тенденция развития материального производства, которая и обусловливает
повторяемость определенных стадий в развитии материальной и духовной
культуры, форм собственности, искусства, философии, науки и религии, брака
и семьи, то есть всех составляющих общества.
Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта
в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая
жизнь общества на данном этапе его исторического развития как нечто
относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации,
мы подходим к его изучению типологически. Примером может служить изучение
Марксом капиталистической общественно-экономической формации как живого,
находящегося в постоянном развитии социального организма. Именно
типологический анализ позволяет фиксировать уровень формационного развития
того или иного общества.
Рассматривая же не только генезис данной общественно-экономической формации
- ее зарождение, становление, движение от слаборазвитых форм к зрелым, но и
сами переходы от одной общественно-экономической формации к другой, мы
подходим к их изучению исторически. В этом случае процесс развития
общества, представленный сменой общественно-экономических формаций,
выступает как развернутый во времени. Это дает возможность представить
историю как единый процесс, рассматривая ее не только по отдельным странам
и регионам, но и во всемирном масштабе. Типологический и исторический
подходы отнюдь не исключают, а. напротив, предполагают друг друга, выступая
в единстве.
Опираясь на диалектику типологического и исторического подходов, категория
общественно-экономической формации позволяет логически вычленить в единстве
исторического процесса, на основе общности законов, действующих в каждом
социальном организме, так называемый "центр" мировой истории, который
составляет система стран (в предельном случае одна страна) передовой
формационной либо культурной принадлежности. В каждый исторически
определенный период развития человеческого общества сосуществуют
разнообразные типы и даже подтипы общественно-экономических формаций,
содержащих в себе вариативность тенденций их развития, однако содержание,
"исторический смысл" этого периода определяется в первую очередь развитием
социального организма передовой формации, образующего собой как бы "центр"
данного исторического региона (а не обязательно только географического:
система социализма, например, объединяется в целостность не но
географическому признаку), увлекающего за собой народы различных стран и
континентов, обеспечивая возможность преемственности и взаимовлияния
экономики и культуры.
Поскольку категория формации как логическая модель опирается в качестве
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6