уровню развития производительных сил, то отдельные элементы, ее
составляющие, могут ему не соответствовать. К таковым относится, например,
хозяйственно-экономический механизм. Это противоречие не является
антагонистическим, не ведет к необходимости социальной революции, но
требует для своего разрешения сознательной перестройки, связанной с
определенными реформами, качественным изменением тех или иных элементов,
вызывающих дисгармонию в развитии общественного производства и общества в
целом. Внутриформационное действие принципа соответствия производственных
отношений характеру и уровню развития производительных сил должно
осуществляться таким образом, чтобы предоставлять простор развитию
последних. Производственные отношения, следовательно, должны быть
максимально гибкими, подвижными, чутко реагирующими на темны и качество
роста производительных сил. В этом заключается реальная диалектика
производительных сил и производственных отношений.
В силу этой диалектики и нынешний этап общего кризиса капитализма не несет
с собой абсолютного застоя, "не исключает возможностей роста его экономики,
освоения новых научно-технических направлений. Он "допускает" удержание
конкретных экономических, военных, политических, иных позиций, а на каких-
то участках - даже возможность социального реванша..." ' Капитализму
удается сохранять свои позиции за счет изменения удельного веса в системе
экономики различных модификаций форм собственности (например, увеличения
или уменьшения доли государственной собственности, появления смешанной
государственно-монополистической собственности), дальнейшей
интернационализации производства и капитала; за счет перестройки структуры
экономики и хозяйственного механизма удается создавать пока еще немалые
возможности для развития экономики, в том числе на базе использования
достижений науки и техники.
Требования внутриформационного действия этого принципа, являющегося
источником общественного развития, сохраняют свою силу и в условиях
социализма, где в целом между производственными отношениями и
производительными силами существует соответствие. Однако оно не реализуется
автоматически. Между ними возможно возникновение противоречий, которые
могут приобретать порой остро ощутимые формы, особенно в условиях ускорения
научно-технического прогресса, что отрицательно сказывается на развитии в
первую очередь самого производства, но не в последнюю и на всей социальной
жизни общества, внося дисгармонию и в общественную идеологию, в психологию
людей, расшатывая нравственные устои общества. Диалектика производительных
сил и производственных отношений требует устранения данных противоречий. С
этой целью необходимы своевременное выявление конкретных элементов в
структуре производственных отношений и их хозяйственно-экономическая
перестройка, приведение в соответствие как с уровнем науки и техники, так и
с возрастающими потребностями людей. Выявилось, например, искажение
социалистических производственных отношений в сфере оплаты труда, которое
оказывает не только тормозящее влияние на развитие производства, но и
порождает деформации в трудовом коллективе, создает нездоровые ситуации во
взаимоотношениях
' Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. с. 13.
людей. К таким же противоречиям относятся и недостатки в системе
ценообразования, а также материального стимулирования. Теперь уже стало
очевидным, что "предубеждения относительно роли товарно-денежных отношений
и действия закона стоимости, а нередко и прямое их противопоставление
социализму как чего-то чужеродного приводили к волюнтаристским подходам в
экономике, к недооценке хозрасчета, "уравниловке" в оплате труда, порождали
субъективистские начала в ценообразовании, нарушения денежного обращения,
невнимание к вопросам регулирования спроса и предложения" (Материалы
Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 года. М., 1987, с.
10.). Но в основе нарушения указанных принципов лежало еще более глубокое
противоречие в самом ядре производственных отношений - формах
собственности. Если позволено будет так выразиться, был утрачен субъект
собственности, чувство хозяина. Произошло серьезное ослабление контроля за
тем, кто и как распоряжается ею. Она стала как бы "ничейной", лишенной
реального хозяина. Это особенно пагубно сказалось на кооперативной
собственности, которая изображалась как бесперспективная. Все это имело
самые серьезные последствия в аграрной и социальной политике. "Не обошлось
и без серьезных заблуждений во взглядах на личное подсобное хозяйство и
индивидуальную трудовую деятельность, что также нанесло немалый
экономический и социальный ущерб" (Там же, с. 9.). Устранение возникающих
противоречий связано, как правило, с совершенствованием форм
производственных отношений социализма, созданием адекватной сути социализма
организации общественного труда. Везусловно, преобразования, связанные с
достижением гармонизации производительных сил и производственных отношений,
необходимая в связи с этим перестройка затрагивают не только экономическую,
но и все иные сферы общественной жизни - социальную, политическую,
идеологию, науку и культуру, всю область человеческого мышления,
психологии, сознания.
4. Общественно-экономическая формация
Понятие общественно-экономической формации. Базис и надстройка
В противоположность умозрительным суждениям философов прошлого об обществе
вообще Маркс выдвинул категорию общественно-экономической формации, то
есть общества, находящегося "на определенной ступени исторического
развития, общества с своеобразным отличительным характером» (Маркс К..
Энгельс Ф. Соч.. т. 6, с. 442. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч.. т. 1. с.
149. Здесь нужно иметь в виду, что концепция формаций не была выдвинута
собственно Марксом, но в более поздней марксистской и псевдомарксистской
мысли, многое для этого сделал В.И. Ленин. ). Первобытнообщинное,
рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества
— вот классическая формационная «лестница» человеческой истории в ее
прогрессирующем развитии. Качественно определенный, исторически конкретный
тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон — способа
производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства
духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей, и
есть общественно-экономическая формация.
Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде всего
категориями «базис» и «надстройка». которые призваны объяснить, каким
образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни
— политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь
воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-
философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью
конкретизации материалистического понимания структуры общества,
установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя
значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея
материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные
отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют
собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность
производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества,
определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же
говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических
отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство,
политические партии, профессиональные союзы и иные общественные
организации), свойственных данному обществу.
Ясно, что данные категории не исчерпывают всего многообразия явлений
общественной жизни; такой, например, феномен. как наука (а также некоторые
иные духовные явления). нельзя рассматривать как порождение той или иной
экономической структуры общества, обозначаемой категорией базиса. Было бы
весьма грубым упрощением включать науку в систему идеологической надстройки
той или иной общественно-экономической формации, хотя. безусловно, и
экономические, и идеологические отношения оказывают влияние на ее
мировоззренческое содержание, на направление развития тех или
иных областей знания (и прежде всего на обществознание).
Подобное утверждение о детерминации духовных явлений, форм общественного
сознания непосредственно экономической структурой общества было бы
вульгаризацией материалистического понимания истории, как это свойственно
«экономическому материализму». Суть его заключается в сведении всего
богатства диалектики общественного развития к действию исключительно
«экономического фактора», который признается «субъектом» истории, а люди
оказываются лишь продуктом производственных отношений, всего-навсего одним
из элементов наряду с другими элементами в структуре производительных сил.
Тем самым человек лишается духовного, активно-творческого начала. Из
совокупности производительных сил и производственных отношений
«экономический материализм» схематически выводит все другие явления
общественной жизни, лишая их собственной активной роли. Идеи
«экономического материализма», распространенные на область духовной жизни
общества — исторического познания, культуры, искусства, выступают в форме
вульгарного социологизма, суть которого выражается в одностороннем и ложном
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6