МПГУ
Реферат на тему: «Марксизм, основные положения»
Москва, 2000г.
В реферате автор исходил из той точки зрения, что материал будет
использоваться при подготовке типичного урока по теме «история
обществознания», в частности в отношении марксистского учения об обществе.
Также следует учитывать, что текст составлен из расчета естественной
нехватки времени у преподавателя. И поэтому он представляет собой, по
сути, описание основы, квинтэссенции марксистского учения об обществе.
Важно также отметить, что содержание реферата не имеет какой-либо
идеологической направленности, при этом речь о слабых сторонах марксизма
также здесь не ведется. Лишь отдельной главкой помещены тезисы, исходя из
которых можно критиковать марксистскую концепцию общества. Это позволяет
учителю направить беседу к проблемному изучению.
Биографическая справка.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из
девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших
в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.
В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на
отделении права Боннского университета, ас 1836 по 1841 г. изучал право,
философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по
завершении которого в1841г. получил степень доктора на философском
факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог
сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания
университета, с головой уходит в деятельность многочисленных
коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс
воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых
крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал
революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных
проблем. Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое
материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное
оружие." или -"Оружие критики не может заменить конечно критики оружием,
материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д. т.е
еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской
войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как
справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1го
тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов
теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".
Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать О.Хаксли :" Философия
есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь
инстинктивно."
Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного направления,
что и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не
пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для
него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883
находит убежище в Лондоне.
В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и
“Капитал”, который рассматривал как труд всей своей жизни . Что касается
финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма
непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится
сотрудником газеты “Нью-Йорк дейли трибюн”, но из-за финансовых трудностей
на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой
ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения
экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается
подготовить работу “К критике политической экономии”, и при содействии Ф.
Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г.
она была опубликована.
1. Материальное производство:понятие и основные элемент
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и
уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в
том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное
воспроизводство человека как общественного существа. Общественное
производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет
свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого
человека, и материальное производство. Материальное производство - это
основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно
в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное
условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить
историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой
все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в
конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это
производство материальных благ. Причем процесс производства материальных
благ всегда носит общественный характер: производство обособленного
индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих
людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного
характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются
коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего
образа жизни людей.
Что же являет собой собственно материальное производство?
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к
существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым
минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд
человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что
природа дает ему в готовом виде. "Непосредственного материала, которого не
приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать,
так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд
добывают для человека средства удовлетворения его потребностей"( Гегель.
Соч. М.-Л., 1934, т. 7. с. 222.). Соединяя свой труд с тем, что дано
природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом
процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального
производства. Следовательно, материальное производство есть процесс
трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств
осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ,
направленных на удовлетворение человеческих потребностей.
Потребности и интересы Деятельность людей, в какой бы сфере жизни
общества она ни протекала, направляется определенными потребностями
материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом
его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние
организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом,
выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее
побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной
активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности,
нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию
состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования
и развития.
Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия
потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо
никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее
достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность
принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже
существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в
устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво
направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-
ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения
потребности, достижения цели.
Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются
индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп,
партий, классов и т. д.), постольку их деятельность всегда основывается на
иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких
общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности
и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или
любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива,
ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и
общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее
сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком
общественных систем является их способность целенаправленно формировать и
мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов
свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и
т. д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель
состояния общественной системы, ее здоровья.
Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную
исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных
и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными,
эстетическими и т. п. Общественные потребности и интересы составляют своего
рода пружину социального механизма:
они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и
общества в целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль
принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6