Рефераты. Марксизм, основные положения






Марксизм, основные положения

МПГУ

Реферат на тему: «Марксизм, основные положения»

Москва, 2000г.

В реферате автор исходил из той точки зрения, что материал будет

использоваться при подготовке типичного урока по теме «история

обществознания», в частности в отношении марксистского учения об обществе.

Также следует учитывать, что текст составлен из расчета естественной

нехватки времени у преподавателя. И поэтому он представляет собой, по

сути, описание основы, квинтэссенции марксистского учения об обществе.

Важно также отметить, что содержание реферата не имеет какой-либо

идеологической направленности, при этом речь о слабых сторонах марксизма

также здесь не ведется. Лишь отдельной главкой помещены тезисы, исходя из

которых можно критиковать марксистскую концепцию общества. Это позволяет

учителю направить беседу к проблемному изучению.

Биографическая справка.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из

девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших

в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на

отделении права Боннского университета, ас 1836 по 1841 г. изучал право,

философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по

завершении которого в1841г. получил степень доктора на философском

факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог

сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания

университета, с головой уходит в деятельность многочисленных

коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс

воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых

крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал

революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных

проблем. Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое

материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное

оружие." или -"Оружие критики не может заменить конечно критики оружием,

материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д. т.е

еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской

войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как

справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1го

тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов

теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".

Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать О.Хаксли :" Философия

есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь

инстинктивно."

Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного направления,

что и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не

пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для

него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883

находит убежище в Лондоне.

В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и

“Капитал”, который рассматривал как труд всей своей жизни . Что касается

финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма

непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится

сотрудником газеты “Нью-Йорк дейли трибюн”, но из-за финансовых трудностей

на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой

ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения

экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается

подготовить работу “К критике политической экономии”, и при содействии Ф.

Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г.

она была опубликована.

1. Материальное производство:понятие и основные элемент

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и

уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в

том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное

воспроизводство человека как общественного существа. Общественное

производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет

свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого

человека, и материальное производство. Материальное производство - это

основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно

в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное

условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить

историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой

все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в

конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это

производство материальных благ. Причем процесс производства материальных

благ всегда носит общественный характер: производство обособленного

индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих

людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного

характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются

коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего

образа жизни людей.

Что же являет собой собственно материальное производство?

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к

существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым

минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд

человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что

природа дает ему в готовом виде. "Непосредственного материала, которого не

приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать,

так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд

добывают для человека средства удовлетворения его потребностей"( Гегель.

Соч. М.-Л., 1934, т. 7. с. 222.). Соединяя свой труд с тем, что дано

природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом

процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального

производства. Следовательно, материальное производство есть процесс

трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств

осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ,

направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Потребности и интересы Деятельность людей, в какой бы сфере жизни

общества она ни протекала, направляется определенными потребностями

материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом

его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние

организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом,

выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее

побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной

активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности,

нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию

состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования

и развития.

Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия

потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо

никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее

достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность

принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже

существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в

устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво

направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-

ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения

потребности, достижения цели.

Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются

индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп,

партий, классов и т. д.), постольку их деятельность всегда основывается на

иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких

общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности

и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или

любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива,

ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и

общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее

сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком

общественных систем является их способность целенаправленно формировать и

мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов

свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и

т. д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель

состояния общественной системы, ее здоровья.

Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную

исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных

и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными,

эстетическими и т. п. Общественные потребности и интересы составляют своего

рода пружину социального механизма:

они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и

общества в целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль

принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.