полностью разумна , постольку , заключает Марк , она является также и
благой . Таким образом , полагать , будто нечто , случающееся в
естественном порядке вещей , есть зло , значит совершать фундаментальную
ошибку . Следовательно , стержнем учения Марка является некая разновидность
космического оптимизма .
Стоицизм Марка Аврелия
Марк Аврелий занимается исключительно этическими проблемами и очень
далек от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в
исследовании земных и подземных глубин , но в общении с внутренним демоном
и честном служении ему.
Философия Марка Аврелия возникла из чувства полной беспомощности , слабости
, ничтожества и покинутости человека , доходящей до совершенного отчаяния и
безысходности. Марк Аврелий дает прямо-таки классические выражения этому
чувству: “Время человеческой жизни - миг ; ее сущность - вечное течение ;
ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба
- загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу
подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и
странствие по чужбине ; посмертная слава — забвение” . Таких мест у Марка
Авреяия можно найти множество. Сознание собственной слабости, беспомощности
и ничтожества проявляются у императора Марка Аврелия.
Соответственно этому обостренному чувству тоски и отчаяния Марка
Аврелия в невероятной степени возрастает обращение к божеству , вера в
божественное откровение, вообще значение религиозною элемента в философии.
Марк Аврелий поощрял и официальный культ, тщательно выполнял все свои
жреческие обязанности и усердно участвовал в языческих богослужениях. Но у
Марка Аврелия дело никоим образом нс ограничивается этой чисто формальной и
гражданской религией. Очень напряженные, очень интимные , очень нервные
отношения к божеству. Из всего этого хаоса и смятения , невероятного
ничтожества и беспомощности человеческой личности есть , по Марку Аврелию,
лишь один выход: обращение к божеству , внутреннее , интимное общение с
ним, отрешение от всего внешнего , погружение в собственную душу. Марк
Аврелий требует не просто стоической апатии и нравственного очищения речь
идет не просто, как у древних стоиков , о том , что мудрец не должен
волноваться ничем внешним, но о том , что все внешнее вообще не должно
существовать для души и соприкасаться с ней. У Марка Аврелия еще нет
сверхумного погружения в божественную сущность, но само это приближение
говорит о необычайном возрастании роли религиозного у поздних стоиков.
В антропологии Марка Аврелия много моментов, сближающих его с
платонизмом и закономерно включающих в ряд представителей стоического
платонизма. Человек состоит из трех частей: грубой материи , или тела ;
более тонкой материи , или жизненной силы , и третьей , нетелесной
сущности - разума или духа , который и есть собственное Я человека.
Но у Марка Аврелия мы находим и множество ортодоксально стоических
положений об автаркии, о независимости мудреца и т. д. В этом , между
прочим , проявляется античный характер его философии , поскольку при всей
своей мягкости и терпимости к человеческой слабости Марк Аврелий весьма
далек от христианства. Достижение внутренней гармонии внутреннего порядка и
покоя рассматривается как основная и единственная цель философии.
Необходимо сказать , что , несмотря на всю упадочность в оченках
человеческого субъекта у Марка Аврелия , этот человеческий субъект кое-где
выступает у него все же с эстетической терпимостью. Как-никак , Марк
Аврелий все же мыслит возможность гармонического и вполне упорядоченного
внутреннего состояния человека. Марк настолько низкого мнения о
человеческой душе, что единственный выхо для них - это только милость
божья. Это — факт. И тем не менее у Марка Аврелия еще хватает внутренней
силы для того , чтобы проповедовать какую-то гармонию души, пусть хотя бы и
чисто моральную , причем эта гармония , несомненно , является для него чем-
то самодовлеющим.
У Марка Аврелия все еще порой мелькает общеантичная влюбленность в
красогу, в чистую и бескорыстную красоту, которая имеет значение сама по
себе и которая ровно ни в чем не нуждается.
Природа для Марка выше искусства постольку , поскольку она есть и
творящее и творимое одновременно , в то время как искусство в обычном
смысле слова организует только Мертвую материю , и организация эта является
только областью творимой , но никак не творящей. А там , где в человеке
творящее и творимое совпадают , там создаются уже нс обыкновенные искусства
, но создастся сам человек , так как внутренний и морально совершенный
человек как раз и есть подлинное произведение искусства. Но такое подлинное
произведение искусства является не чем иным , как продолжением и развитием
все той же природы. Внутренний человек сам и своими силами создает свою
внутреннюю красоту подобно тому , как и природа тоже создает свою
собственную красоту сама и из своих собственных ресурсов. Такая эстетика ,
правда , не очень мирится с упадочной оценкой человеческого субъекта ,
которую мы находим в позднем стоицизме. Но для нас и эта черта является
чрезвычайно важной и даже драгоценной. Ведь получается , что даже в периоды
самого мрачного морализма античный человек все еще никак не мог забыть
светлых и веселых идеалов беззаботной и самодовлеюще мыслящей общеантичной
эстетики.
Но здесь и раскрывается одна из самых замечательных сторон личности
Марка Аврелия : он как нельзя более далек от всяких утопий он сознательно
их отвергает. Философия остается законом жизни , но философ должен понимать
все несовершенство человеческого материала , всю крайнюю медленность
усвоения людьми высших моральных и интеллектуальных истин , всю громадную
силу сопротивления , заключающуюся в историческом быте. Нельзя
насильственно обновить мир , ввести совершенный порядок , ибо никакой
властитель не властен над мыслями и чувствами людей. Трагизм здесь лежит в
роковом несоответствии между высотой настроения того , кто желает быть
благодетелем человечества , и прозаичностью итогов.
Внимание к ребенку , идущее рядом с расширением прав женщин является
лучшим показателем нового духа , который проникает законодательство
империи.
Не менее чувствуется он в другой сфере - в признании и охране прав
раба : говорить о нраве здесь , конечно , можно лишь в моральном , не
юридическом смысле , - в последнем раб не мог быть субъектом права Но это
не мешало законодательству Римской империи обеспечивать его личность от
посягательства на жизнь и честь , от жестокого обращения , обеспечить
целость его семьи , неприкосновенность его личного имущества , существенно
ограничить , если не устранить , его продажу для борьбы ее зверями в
амфитеатре и , наконец , всячески облегчать и поощрять отпущение на волю .
Марк Аврелии предоставил в известных случаях рабам наследовать после своих
господ. Значительно улучшилось также прежде весьма прекрасное положение
вольноотпущенников.
Многие , но не все , этические выводы Марка прямо вытекают из его
метафизики и теологии . Возможно , важнейший из них - призыв , то и дело
повторяющийся на страницах “Размышлений” : поддерживать гормонию
индивидуальной воли с природой . Здесь мы сталкиваемся со знаменитой
стоической доктриной “мироприятия”. Данное учение работает на двух уровнях.
Первый относится к событиям повседневной жизни. Когда некто обращается с
тобой плохо , советует Марк , следует принять дурное обхождение , так как
оно не может нам повредить ,если мы сами этого не позволим . Это воззрение
весьма близко , но не тождественно христианскому увещеванию подставить “
другую щеку “. Иисус сказал о своих палачах : “Прости им , ибо они не знают
, что творят“ , и его утверждение отчасти мог разделить и Марк. Как и Иисус
, он верил , что люди , вовлеченные в злодеяния , поступают так по
неведению ; как и Иисус , он заявлял , что их поступок не следует объяснять
некой порочностью их натуры. Скорее они поступают так , а не иначе ,
полагая , что действуют правильным образом , а значит , погрешат только в
суждении. Но , в отличии от Иисуса , Марк не выставлял на передний план
важность прощения . Куда больше его занимала внутренняя реакция жертвы
злодеяния , и он не уставал подчеркивать , что никакой вред не может быть
нам причинен вопреки нашей воле. Что бы ни случилось с твоим имуществом и
даже с твоим телом , твое внутреннее и истинное “я” остается невредимым до
тех пор , пока оно отказывается признать , что ему причинен ущерб.
Второй аспект доктрины “мироприятия” рассматривает жизнь и место
индивидуума в мире. Из “Размышлений” явствует со всей очевидностью , что
Марк без восторга относился к совему высокому положению римского
императора. Он почти наверняка предпочел бы провести свою жизнь наставником
или ученым. Но судьба поставила его императором , как она поставила
Эпиктета рабом. Следовательно , его долг - принять свое положение в жизни и
исполнять возложенную на него задачу в меру своих способностей.
Понятие судьбы представяло для стоической философии проблему. Если ,
как признавал Марк , вселенная управляется разумом и в силу этого всему
случающемуся определенно случаться именно так , а не иначе , то остается ли
место для свободы человека? Марк разрешает эту проблему , проводя тонкое
различие. Если понимать под свободой выбор между равно открытыми
альтернативами , то такой свободы , конечно же , не существует. Но у
свободы есть и другое значение : принимать все происходящее как часть
благого миропорядка и отвечать на события разумом , а не эмоциями.
Страницы: 1, 2, 3, 4