Рефераты. Марк Аврелий






полностью разумна , постольку , заключает Марк , она является также и

благой . Таким образом , полагать , будто нечто , случающееся в

естественном порядке вещей , есть зло , значит совершать фундаментальную

ошибку . Следовательно , стержнем учения Марка является некая разновидность

космического оптимизма .

Стоицизм Марка Аврелия

Марк Аврелий занимается исключительно этическими проблемами и очень

далек от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в

исследовании земных и подземных глубин , но в общении с внутренним демоном

и честном служении ему.

Философия Марка Аврелия возникла из чувства полной беспомощности , слабости

, ничтожества и покинутости человека , доходящей до совершенного отчаяния и

безысходности. Марк Аврелий дает прямо-таки классические выражения этому

чувству: “Время человеческой жизни - миг ; ее сущность - вечное течение ;

ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба

- загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу

подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и

странствие по чужбине ; посмертная слава — забвение” . Таких мест у Марка

Авреяия можно найти множество. Сознание собственной слабости, беспомощности

и ничтожества проявляются у императора Марка Аврелия.

Соответственно этому обостренному чувству тоски и отчаяния Марка

Аврелия в невероятной степени возрастает обращение к божеству , вера в

божественное откровение, вообще значение религиозною элемента в философии.

Марк Аврелий поощрял и официальный культ, тщательно выполнял все свои

жреческие обязанности и усердно участвовал в языческих богослужениях. Но у

Марка Аврелия дело никоим образом нс ограничивается этой чисто формальной и

гражданской религией. Очень напряженные, очень интимные , очень нервные

отношения к божеству. Из всего этого хаоса и смятения , невероятного

ничтожества и беспомощности человеческой личности есть , по Марку Аврелию,

лишь один выход: обращение к божеству , внутреннее , интимное общение с

ним, отрешение от всего внешнего , погружение в собственную душу. Марк

Аврелий требует не просто стоической апатии и нравственного очищения речь

идет не просто, как у древних стоиков , о том , что мудрец не должен

волноваться ничем внешним, но о том , что все внешнее вообще не должно

существовать для души и соприкасаться с ней. У Марка Аврелия еще нет

сверхумного погружения в божественную сущность, но само это приближение

говорит о необычайном возрастании роли религиозного у поздних стоиков.

В антропологии Марка Аврелия много моментов, сближающих его с

платонизмом и закономерно включающих в ряд представителей стоического

платонизма. Человек состоит из трех частей: грубой материи , или тела ;

более тонкой материи , или жизненной силы , и третьей , нетелесной

сущности - разума или духа , который и есть собственное Я человека.

Но у Марка Аврелия мы находим и множество ортодоксально стоических

положений об автаркии, о независимости мудреца и т. д. В этом , между

прочим , проявляется античный характер его философии , поскольку при всей

своей мягкости и терпимости к человеческой слабости Марк Аврелий весьма

далек от христианства. Достижение внутренней гармонии внутреннего порядка и

покоя рассматривается как основная и единственная цель философии.

Необходимо сказать , что , несмотря на всю упадочность в оченках

человеческого субъекта у Марка Аврелия , этот человеческий субъект кое-где

выступает у него все же с эстетической терпимостью. Как-никак , Марк

Аврелий все же мыслит возможность гармонического и вполне упорядоченного

внутреннего состояния человека. Марк настолько низкого мнения о

человеческой душе, что единственный выхо для них - это только милость

божья. Это — факт. И тем не менее у Марка Аврелия еще хватает внутренней

силы для того , чтобы проповедовать какую-то гармонию души, пусть хотя бы и

чисто моральную , причем эта гармония , несомненно , является для него чем-

то самодовлеющим.

У Марка Аврелия все еще порой мелькает общеантичная влюбленность в

красогу, в чистую и бескорыстную красоту, которая имеет значение сама по

себе и которая ровно ни в чем не нуждается.

Природа для Марка выше искусства постольку , поскольку она есть и

творящее и творимое одновременно , в то время как искусство в обычном

смысле слова организует только Мертвую материю , и организация эта является

только областью творимой , но никак не творящей. А там , где в человеке

творящее и творимое совпадают , там создаются уже нс обыкновенные искусства

, но создастся сам человек , так как внутренний и морально совершенный

человек как раз и есть подлинное произведение искусства. Но такое подлинное

произведение искусства является не чем иным , как продолжением и развитием

все той же природы. Внутренний человек сам и своими силами создает свою

внутреннюю красоту подобно тому , как и природа тоже создает свою

собственную красоту сама и из своих собственных ресурсов. Такая эстетика ,

правда , не очень мирится с упадочной оценкой человеческого субъекта ,

которую мы находим в позднем стоицизме. Но для нас и эта черта является

чрезвычайно важной и даже драгоценной. Ведь получается , что даже в периоды

самого мрачного морализма античный человек все еще никак не мог забыть

светлых и веселых идеалов беззаботной и самодовлеюще мыслящей общеантичной

эстетики.

Но здесь и раскрывается одна из самых замечательных сторон личности

Марка Аврелия : он как нельзя более далек от всяких утопий он сознательно

их отвергает. Философия остается законом жизни , но философ должен понимать

все несовершенство человеческого материала , всю крайнюю медленность

усвоения людьми высших моральных и интеллектуальных истин , всю громадную

силу сопротивления , заключающуюся в историческом быте. Нельзя

насильственно обновить мир , ввести совершенный порядок , ибо никакой

властитель не властен над мыслями и чувствами людей. Трагизм здесь лежит в

роковом несоответствии между высотой настроения того , кто желает быть

благодетелем человечества , и прозаичностью итогов.

Внимание к ребенку , идущее рядом с расширением прав женщин является

лучшим показателем нового духа , который проникает законодательство

империи.

Не менее чувствуется он в другой сфере - в признании и охране прав

раба : говорить о нраве здесь , конечно , можно лишь в моральном , не

юридическом смысле , - в последнем раб не мог быть субъектом права Но это

не мешало законодательству Римской империи обеспечивать его личность от

посягательства на жизнь и честь , от жестокого обращения , обеспечить

целость его семьи , неприкосновенность его личного имущества , существенно

ограничить , если не устранить , его продажу для борьбы ее зверями в

амфитеатре и , наконец , всячески облегчать и поощрять отпущение на волю .

Марк Аврелии предоставил в известных случаях рабам наследовать после своих

господ. Значительно улучшилось также прежде весьма прекрасное положение

вольноотпущенников.

Многие , но не все , этические выводы Марка прямо вытекают из его

метафизики и теологии . Возможно , важнейший из них - призыв , то и дело

повторяющийся на страницах “Размышлений” : поддерживать гормонию

индивидуальной воли с природой . Здесь мы сталкиваемся со знаменитой

стоической доктриной “мироприятия”. Данное учение работает на двух уровнях.

Первый относится к событиям повседневной жизни. Когда некто обращается с

тобой плохо , советует Марк , следует принять дурное обхождение , так как

оно не может нам повредить ,если мы сами этого не позволим . Это воззрение

весьма близко , но не тождественно христианскому увещеванию подставить “

другую щеку “. Иисус сказал о своих палачах : “Прости им , ибо они не знают

, что творят“ , и его утверждение отчасти мог разделить и Марк. Как и Иисус

, он верил , что люди , вовлеченные в злодеяния , поступают так по

неведению ; как и Иисус , он заявлял , что их поступок не следует объяснять

некой порочностью их натуры. Скорее они поступают так , а не иначе ,

полагая , что действуют правильным образом , а значит , погрешат только в

суждении. Но , в отличии от Иисуса , Марк не выставлял на передний план

важность прощения . Куда больше его занимала внутренняя реакция жертвы

злодеяния , и он не уставал подчеркивать , что никакой вред не может быть

нам причинен вопреки нашей воле. Что бы ни случилось с твоим имуществом и

даже с твоим телом , твое внутреннее и истинное “я” остается невредимым до

тех пор , пока оно отказывается признать , что ему причинен ущерб.

Второй аспект доктрины “мироприятия” рассматривает жизнь и место

индивидуума в мире. Из “Размышлений” явствует со всей очевидностью , что

Марк без восторга относился к совему высокому положению римского

императора. Он почти наверняка предпочел бы провести свою жизнь наставником

или ученым. Но судьба поставила его императором , как она поставила

Эпиктета рабом. Следовательно , его долг - принять свое положение в жизни и

исполнять возложенную на него задачу в меру своих способностей.

Понятие судьбы представяло для стоической философии проблему. Если ,

как признавал Марк , вселенная управляется разумом и в силу этого всему

случающемуся определенно случаться именно так , а не иначе , то остается ли

место для свободы человека? Марк разрешает эту проблему , проводя тонкое

различие. Если понимать под свободой выбор между равно открытыми

альтернативами , то такой свободы , конечно же , не существует. Но у

свободы есть и другое значение : принимать все происходящее как часть

благого миропорядка и отвечать на события разумом , а не эмоциями.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.