Рефераты. Марк Аврелий






Марк Аврелий

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова

Кафедра философии

Реферат

по дисциплине “Философия”

на тему

“Марк Аврелий”

студент I курса

факультета общеэкономический

группа 9117 /дневное отд./

Директович Р.В.

Москва , 1998

Содержание

Реферат.....................................................................

...........стр.3-21

Содержание..................................................................

....................стр.2

Главные идеи Марка

Аврелия........................................................стр.3

Введение....................................................................

.......................стр.3-4

Основная

часть.......................................................................

..........стр.4-6

“Размышления”

............................................................................

...стр.7-12

Стоицизм Марка

Аврелия...............................................................стр.12

-18

Заключение..................................................................

...................стр.18-21

План........................................................................

..........................стр.22

Список используемой

литературы.........................................стр.23

Главные идеи

1. Вселенная управляется разумом , который есть Бог

2. В разумно устроенной вселенной все , что случается , является

не только необходимым , но и благим .

3. Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с

природой и разумом .

4. Хотя действия индивида причинно обусловленны , он достигает

свободы , действуя разумно.

5. Дурные поступки других не причиняют нам вреда ; скорее нам

вредят наши мнения об этих поступках.

6. Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым

являются гражданами всемирного государства.

7. Разумный индивидуум не должен бояться смерти , так как она

естественное событие жизни.

Введение

Огромное место занимала философия в культурном обиходе Римской

империи. Она должна была как бы заменить ту “древнюю доблесть” , которая

считалась достоянием исконного нравственного уклада , но которая , по

общему признанью , могла сохраниться лишь при безвозвратно утраченной

простоте и элементарности жизни. Философии предназначалось руководство

нравственной жизнью отдельного человека и целого общества ; с другой

стороны , она выполняла как бы функции религии , сама отделяясь от

последней все менее и менее явственной чертой. Поскольку религия продолжала

охранять и освящать данный государственный порядок , она сосредоточивалась

в культе императоров - здесь рядом с личным облаготворением , имевшим

столько образцов в греческом мире , содержался апофеоз государства. За

пределом этого политического исповеданья оставалась область возрастающего

религиозного синкретизма : греко-римский пантеон постоянно заслонялся

восточными образами , и культ населения империи , начиная с Рима , как

нельзя более отражал ее этнографическую и культурную пестроту.

Основная часть

Величайшим почитателем и поклонником Эпиктета был Марк Аврелий ,

последний значительный римский стоик , философия которого может

рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно

его полный внутренний распад.

Марк Аврелий родился в Риме в богатой патрицианской семье. Марк Анний

Вер , ставший впоследствии , после того как Антонин усыновил его , Марком

Аврелием Антонином , родился в 121 году. Его отец умер в весьма юном

возрасте , и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера

, который был дважды консулом и , по-видимому , пользовался расположением

императора Адриана , состоявшего с ним в отдаленном родстве. Автор

“Размышлений” был всегда проникнут чувством благодарности к людям , которым

он считал себя обязанным.

Марк получил домашнее образование и еще в детстве подпал под влияние

своего учителя - стоика . Марк влюбился в стоическую философию и оставался

ее приверженцем до конца своих дней . Его необыкновенные способности были

вскоре замечены , и правящий император Антонин Пий , полагая , что жить ему

осталось недолго , усыновил приходящегося ему племянником Марка , дал ему

родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды

правления в свои руки . Однако Антонин прожил дольше , чем ожидалось , так

что Марк встал во главе державы только в 161 году .

Для Марка Аврелия переход к императорской власти не представлял чего-

нибудь особенного , не являлся переломом в его внутренней и даже внешней

жизни. Он не эахотел быть даже единоличным правителем и взял в сотоварищи

своего приемного кбрата Луция Вера , также получившего титул Августа.

Последний , однако , при своем бездеятельном и распущенном характере не

оказывал императору никакой помощи и нередко оказывался существенной

помехой в делах ; впрочем , и к нему Марк Аврелий относился со своим

обычным неистощимым терпением и снисходительностью.

За девятнадцать лет царствования Марка империи довелось перенести

немало испытаний . Стихийные бедствия , эпидемия , нагрянувшая с Востока и

унесшая множество жизней , постоянные военные столкновения , главным

образом с варварскими племенами , угрожавшими границам римской территории ,

особенно вдоль берегов Дуная . Почти половину своего правления Марк провел

на передовой вместе с воинами , и отдельные части “Размышлений” писались в

походной палатке , вероятно , ночью , когда остальное войско вкушало сон .

Марк Аврелий был стоиком. Следовательно , для понимания его философии

необходимо иметь некоторое представление о стоическом учении. Стоицизм был

одной из ведущих философских школ эллинистического и римского периодов.

Хотя его предтечами были ранние философы - особенно Гераклит и Сократ , -

как отдельное философское течение он сформировался около 300 г. до н.э.,

когда в Афины прибыл с Кипра Зенон (ок.336 - 264 гг . до н.э. ) и начал

учить в Стое , или крытой рыночной площади.

Зенон и его преемники развили целостную философскую систему ,

включившую в себя эпистемологию , метафизику , логику , этику ,

политическую философию религии. Сердцевиной этой системы был метафизический

материализм , который , не будучи столь интеллектуально изощрен , как

атомизм Демокрита , все же позволил стоикам описывать вселенную как чисто

природную целостность , функционирующую сообразно закону , и тем самым

найти онтологическую нишу для Бога. Хотя с логической точки зрения такое

сочетание было не слишком жизнеспособно , оно предоставило стоикам

структуру , вокруг которой строилась вся стоическая философия.

Стоицизм пришел в Рим вскоре после того , как в середине второго века

до н.э. римское оружие покорило Грецию. В период ранней империи он играл

ведущую роль в умственной жизни Рима. Двумя важнейшими римскими стоиками

стали император Марк Аврелий ( 121 - 180 гг. н.э. ) и раб Эпиктет ( ок. 50

- ок. 125 гг. н.э. ) .

Стоики не смотря на целый ряд своих созвучных христианству идей,

оставались язычниками , например Марк Аврелий , хотя и “по долгу службы”,

все-таки и организовал гонение на христиан. Но это родство не следует и

игнорировать. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и

христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и

высказываний , а в том самоуглублении личности, на котором история

стоицизма закончилась и история христианства началась.

Переворот , совершенный стоиками в философии, можно назвать, если

воспользоваться современным термином, “экзистенциальным”: чем безразличнее

становится становился стоический мудрец к окружающему его миру ( в том

числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенные глубины

собственного Я, обнаруживая в своей личности целую воеленную ранее

совершенно ему неведомую и недоступную. В “Размышлениях Марка Аврелия

достигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и

восповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия

“внутреннего мира” человека (“внутреннего человека”, по терминологии

Нового Завета) , совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа

христианства. Поэтому римский стоицизм можно назвать , в определенном

смысле, рассматривать как “подготовительную школу” христианства, а самих

стоиков - как ” исктелей Бога ”.

“Размышления”

К произведениям подобным “Размышлениям” нужно относится с крайней

осторожностью. Но у Марка Аврелия философия не расходится с текущей

работой , и опыт императора ни в чем не опровергает самых продуманных и

прочувствованных его мыслей. Важно не то , что Марк Аврелии окружил себя

философами риторами , что он сделал государственными людьми своих старых

наставников , что среди консулов и проконсулов его царствовании мы находим

Ирода Аттика , Фронтона , Юлия Рустика , Клавдия Севера , Прокула . Важнее,

что в его собственном сознании между философией и жизненной практикой не

существует никакого антагонизма. Тезис гласящий , что философское

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.