астрологов работали в Александрии. В их числе были
· Серапион (рубеж н.э.), одним из первых разрабатывавший астрологию выбора
(катархен-астрологию),
· Клавдий Птолемей (II в.) - автор классического астрологического труда
"Тетрабиблос",
· Павел Александрийский (IV в.) - автор популярнейшего учебника по
астрологии,
· Гефестион Фиванский (380 - ?) - составитель большого компилятивного труда
по астрологии "Апотелесматика".
Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе,
основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген
(помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния
звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и
многие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в
Александрии. Филон Иудей (признававший учение о природной симпатии между
различными частями вселенной и считавший, что все вещи на земле зависят от
звёзд), Иосиф, Ямвлих (интересовавшийся астрологией), Порфирий (развивавший
эзотерическую астрологию, среди его сочинений следует отметить "Введение в
астрологию"), Климент Александрийский, Эратосфен принадлежали в разное
время к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из
наиболее справедливо прославляемых оплотов учёности, когда-либо
существовавших в истории.
Нехепсон и Петосирид. Ключевыми фигурами эллинистической астрологии
являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой
половине II в. до н.э. в Египте. Некоторые исследователи считают этих
астрологов одним лицом. Они были авторами сочинений по четырём
направлениям:
1) астрологические предзнаменования;
2) составление и анализ гороскопа (предполагается, что Нехепсон и Петосирид
были первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его);
3) астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия;
4) нумерология.
Труды Нехепсона-Петосирида, как предполагается, легли в основу всей
позднейшей астрологической литературы.
Герметизм. Ряд важнейших астрологических сочинений связан с именем Гермеса
Трисмегиста (т.е. Триждывеличайшего), считавшегося основателем астрологии и
алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом
мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по
астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III
в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское
направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко
повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения.
Множество других магических, астрологических и алхимических трактатов,
авторство которых приписывалось Гермесу, создавались на протяжении всего
Средневековья.
Вряд ли в Греции существовали особые культы небесных тел, кроме почитания
Луны в Аркадии. Конечно, Солнце и Луна были богами, но богами
мифологическими. Некоторые ученые думают, что было бы неверно считать, что
греки знакомятся с астрологией только с началом походов Александра. Уже
Геродот в своей "Истории" говорит о том, что у египтян "каждый может
предугадать заранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметь
родившийся в тот или иной день". Авл Геллий сообщает, что халдеи
предсказали по звездам блестящее будущее Еврипида его отцу. Крайне
скептически о астрологии отзывается астроном Евдокс Книдский.
Отметим, что Платону принадлежит особая роль в распространении астрологии:
когда он выступает в защиту религии от критики софистов, особое внимание
уделяется тому, что существуют боги, которые обеспечивают постоянный
порядок и строгое исполнение законов - это небесные тела. Вслед за ним
божественность небесных тел признавали почти все философские школы, начиная
с Аристотеля и стоиков. С другой стороны, широко распространенным было
мнение о том, что именно звезды ответственны за изменения погоды на земле.
Эти два положения и стали основанием для распространения астрологии в
Греции.
Из авторов IV-го века, которым известна астрология, можно также назвать
Ктесия и Демокрита. Теофраст, ученик Аристотеля, дивится науке халдеев,
которые по небесным знакам могли не только предсказывать погоду, но и
судьбу человека или даже целых народов. В эпоху эллинизма греки ближе
знакомятся с этой наукой; особую роль в этом процессе сыграли, с одной
стороны, греческие колонисты в Месопотамии, а с другой - астрономы, которые
получили доступ к вавилонским архивам астрономических записей (так,
Птолемей не только сам пользовался записями о затмениях, но и сообщает, что
Гиппарх, живший во II в. до н.э., использовал вавилонские таблички для
расчета периодов вращения планет). Около 280 г. Бероз, жрец Бела,
переселившийся на греческий остров Кос и открывший там астрологическую
школу (из нее вышел первый знаменитый греческий астролог Архинопол), дает
систематический свод знаний об астрологии в своем сочинении "Babyloniaca".
Бероз рассматривает всю историю своей родной страны с позиций астрологии и
утверждает теорию катастроф: когда все планеты собираются в знаке Рака или
Козерога, то возникает либо мировой пожар, либо мировой потоп. Он был не
единственным вавилонским астрологом, передающим свои знания грекам -
поколением позже мы обнаруживаем в эллинистическом Пергаме предсказателя
Судина. В III в. появляются и астрологи-греки: Эпиген из Византия, который
заявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам, рассматривающий свое
учение как мистерии. Повальное увлечение астрологией начинается во II в. до
н.э., когда пишутся популярные пособия (особенно известным было
псевдоэпиграфическое сочинение "Откровения Нехепсо и Петосириса"), и в это
же время повсюду появляются практикующие астрологи. Это увлечение не было
всеобщим: Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигает против нее веские
обвинения, и даже стоик Панэций отказывается от ее применения. Но, с другой
стороны, Гиппарх, знаменитый астроном, составивший каталог 850 звезд,
принял это учение. Плиний Старший в своей "Естественной Истории" говорит,
что он не может вознести достойную его хвалу, так как Гиппарх лучше, чем
кто-либо другой, доказал, что звезды связаны с людьми, а наши души - это
часть небес. Это та самая мистическая тенденция, которая окончательно была
оформлена стоиком Посидонием: он использовал астрологию в своей
космологической и философской системе, которая на долгое время овладела
умами. Это знаменовало окончательное закрепление астрологии в античном
мире.
Авторами наиболее важных греческих трудов по астрологии были Манефон,
Критодем, Птолемей, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Протагор
Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион Фиванский.
Большую роль в оформлении астрологии в стройную систему сыграли выдающиеся
астрономы античности Гиппарх и Птолемей.
К тому моменту существовало несколько астрологических систем. Самой древней
из них была система вавилонская, большое значение придававшая семи
планетам, особенно луне. Греки, как и вавилоняне, основывались на небесных
знамениях, но они назвали каждую из семи планет именем особого бога, и
перенесли на планеты характеристики бога, известные из мифов. Это стало
основой для астрологических предсказаний. Наконец, была и египетская
система 36 деканов. Особым явлением в греческой астрологии можно считать
Дельфийский Оракул.
Дельфийский оракул - общегреческое святилище, жрецы которого, имея обширные
связи во всех государствах Греции, часто могли давать дельные политические
советы. Предсказания-оракулы давались пифией, жрицей бога Аполлона, обычно
в нарочито неясной форме и могли быть истолкованы различно; благодаря этому
почти никогда нельзя было доказать, что предсказанное не сбылось.
Дельфийский храм, расположенный в естественном каменном амфитеатре, на
протяжении веков считался самым священным местом на земле. Террасы на южном
склоне горы, достигающей 2457 м, уступами поднимаются к святилищу Дельф,
где находился самый почитаемый оракул античности.
Оракул Дельфийский в честь Аполлона Пифийского находился в Беотийском
городе Дельфах, о котором думали, что он находится в средоточении земли. По
преданию, Юпитер пустил с обоих противоположных концов света, то есть от
востока и запада, двух орлов, которые слетелись на том месте, где
впоследствии существовал храм и прорицалище Аполлона Пифийского. Обретение
этого прорицалища приписывали случаю. Козы, бродившие между скалами горы
Парнасской, приблизившись к некоторому в земле отверстию, откуда исходили
вредные испарения. вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение.
Пастух и жители окрестных мест, сбежавшие на это чудо, ощутили то же
действие от этих испарений и в помешательстве ума своего произносили слова
несвязные и отрывистые. Тотчас слова эти приняли за предсказания, а пар,
исходивший из земного отверстия, за божественное вдохновение.
На главной стороне храма Аполлона в Дельфах, одетой паросским мрамором,
читали надпись: познай самого себя (Nosce te ipsum - лат.) Это латинский
перевод древнегреческого изречения, приписывавшегося то ли Хилону, то ли
Фалесу Милетскому (около 625-547 г. до н.э.), основоположнику милетской
философской школы. Толкование изречения находим в "Тускуланских беседах"
Цицерона: "Говоря "познай себя", Аполлон говорит: "познай свою душу". Ибо
тело есть как бы сосуд или иное вместилище души; что бы ни делал твой дух,
это делаешь ты сам". Ювенал в "Сатирах" написал: "Древний завет "познай
себя" нам дан небесами".
При входе в ограду видны были два источника, из которых один назывался
Кастальским. На столпах храма между прочими была надпись: Да не входят в
храм сей с нечистыми руками. Сокровища храма были несметны. Цари и частные
люди, просившие ответов у оракула, присылали со всех сторон сосуды,
треножники, статуи, чаши и золото в слитках.
Гадание производилось следующим образом. Жрецы возводили пифию на золотой
треножник, поддерживаемый железным драконом. Она, окуриваемая одуряющими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8