Рефераты. Магия и астрология как вненаучные формы познания






астрологов работали в Александрии. В их числе были

· Серапион (рубеж н.э.), одним из первых разрабатывавший астрологию выбора

(катархен-астрологию),

· Клавдий Птолемей (II в.) - автор классического астрологического труда

"Тетрабиблос",

· Павел Александрийский (IV в.) - автор популярнейшего учебника по

астрологии,

· Гефестион Фиванский (380 - ?) - составитель большого компилятивного труда

по астрологии "Апотелесматика".

Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе,

основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген

(помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния

звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и

многие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в

Александрии. Филон Иудей (признававший учение о природной симпатии между

различными частями вселенной и считавший, что все вещи на земле зависят от

звёзд), Иосиф, Ямвлих (интересовавшийся астрологией), Порфирий (развивавший

эзотерическую астрологию, среди его сочинений следует отметить "Введение в

астрологию"), Климент Александрийский, Эратосфен принадлежали в разное

время к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из

наиболее справедливо прославляемых оплотов учёности, когда-либо

существовавших в истории.

Нехепсон и Петосирид. Ключевыми фигурами эллинистической астрологии

являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой

половине II в. до н.э. в Египте. Некоторые исследователи считают этих

астрологов одним лицом. Они были авторами сочинений по четырём

направлениям:

1) астрологические предзнаменования;

2) составление и анализ гороскопа (предполагается, что Нехепсон и Петосирид

были первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его);

3) астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия;

4) нумерология.

Труды Нехепсона-Петосирида, как предполагается, легли в основу всей

позднейшей астрологической литературы.

Герметизм. Ряд важнейших астрологических сочинений связан с именем Гермеса

Трисмегиста (т.е. Триждывеличайшего), считавшегося основателем астрологии и

алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом

мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по

астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III

в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское

направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко

повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения.

Множество других магических, астрологических и алхимических трактатов,

авторство которых приписывалось Гермесу, создавались на протяжении всего

Средневековья.

Вряд ли в Греции существовали особые культы небесных тел, кроме почитания

Луны в Аркадии. Конечно, Солнце и Луна были богами, но богами

мифологическими. Некоторые ученые думают, что было бы неверно считать, что

греки знакомятся с астрологией только с началом походов Александра. Уже

Геродот в своей "Истории" говорит о том, что у египтян "каждый может

предугадать заранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметь

родившийся в тот или иной день". Авл Геллий сообщает, что халдеи

предсказали по звездам блестящее будущее Еврипида его отцу. Крайне

скептически о астрологии отзывается астроном Евдокс Книдский.

Отметим, что Платону принадлежит особая роль в распространении астрологии:

когда он выступает в защиту религии от критики софистов, особое внимание

уделяется тому, что существуют боги, которые обеспечивают постоянный

порядок и строгое исполнение законов - это небесные тела. Вслед за ним

божественность небесных тел признавали почти все философские школы, начиная

с Аристотеля и стоиков. С другой стороны, широко распространенным было

мнение о том, что именно звезды ответственны за изменения погоды на земле.

Эти два положения и стали основанием для распространения астрологии в

Греции.

Из авторов IV-го века, которым известна астрология, можно также назвать

Ктесия и Демокрита. Теофраст, ученик Аристотеля, дивится науке халдеев,

которые по небесным знакам могли не только предсказывать погоду, но и

судьбу человека или даже целых народов. В эпоху эллинизма греки ближе

знакомятся с этой наукой; особую роль в этом процессе сыграли, с одной

стороны, греческие колонисты в Месопотамии, а с другой - астрономы, которые

получили доступ к вавилонским архивам астрономических записей (так,

Птолемей не только сам пользовался записями о затмениях, но и сообщает, что

Гиппарх, живший во II в. до н.э., использовал вавилонские таблички для

расчета периодов вращения планет). Около 280 г. Бероз, жрец Бела,

переселившийся на греческий остров Кос и открывший там астрологическую

школу (из нее вышел первый знаменитый греческий астролог Архинопол), дает

систематический свод знаний об астрологии в своем сочинении "Babyloniaca".

Бероз рассматривает всю историю своей родной страны с позиций астрологии и

утверждает теорию катастроф: когда все планеты собираются в знаке Рака или

Козерога, то возникает либо мировой пожар, либо мировой потоп. Он был не

единственным вавилонским астрологом, передающим свои знания грекам -

поколением позже мы обнаруживаем в эллинистическом Пергаме предсказателя

Судина. В III в. появляются и астрологи-греки: Эпиген из Византия, который

заявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам, рассматривающий свое

учение как мистерии. Повальное увлечение астрологией начинается во II в. до

н.э., когда пишутся популярные пособия (особенно известным было

псевдоэпиграфическое сочинение "Откровения Нехепсо и Петосириса"), и в это

же время повсюду появляются практикующие астрологи. Это увлечение не было

всеобщим: Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигает против нее веские

обвинения, и даже стоик Панэций отказывается от ее применения. Но, с другой

стороны, Гиппарх, знаменитый астроном, составивший каталог 850 звезд,

принял это учение. Плиний Старший в своей "Естественной Истории" говорит,

что он не может вознести достойную его хвалу, так как Гиппарх лучше, чем

кто-либо другой, доказал, что звезды связаны с людьми, а наши души - это

часть небес. Это та самая мистическая тенденция, которая окончательно была

оформлена стоиком Посидонием: он использовал астрологию в своей

космологической и философской системе, которая на долгое время овладела

умами. Это знаменовало окончательное закрепление астрологии в античном

мире.

Авторами наиболее важных греческих трудов по астрологии были Манефон,

Критодем, Птолемей, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Протагор

Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион Фиванский.

Большую роль в оформлении астрологии в стройную систему сыграли выдающиеся

астрономы античности Гиппарх и Птолемей.

К тому моменту существовало несколько астрологических систем. Самой древней

из них была система вавилонская, большое значение придававшая семи

планетам, особенно луне. Греки, как и вавилоняне, основывались на небесных

знамениях, но они назвали каждую из семи планет именем особого бога, и

перенесли на планеты характеристики бога, известные из мифов. Это стало

основой для астрологических предсказаний. Наконец, была и египетская

система 36 деканов. Особым явлением в греческой астрологии можно считать

Дельфийский Оракул.

Дельфийский оракул - общегреческое святилище, жрецы которого, имея обширные

связи во всех государствах Греции, часто могли давать дельные политические

советы. Предсказания-оракулы давались пифией, жрицей бога Аполлона, обычно

в нарочито неясной форме и могли быть истолкованы различно; благодаря этому

почти никогда нельзя было доказать, что предсказанное не сбылось.

Дельфийский храм, расположенный в естественном каменном амфитеатре, на

протяжении веков считался самым священным местом на земле. Террасы на южном

склоне горы, достигающей 2457 м, уступами поднимаются к святилищу Дельф,

где находился самый почитаемый оракул античности.

Оракул Дельфийский в честь Аполлона Пифийского находился в Беотийском

городе Дельфах, о котором думали, что он находится в средоточении земли. По

преданию, Юпитер пустил с обоих противоположных концов света, то есть от

востока и запада, двух орлов, которые слетелись на том месте, где

впоследствии существовал храм и прорицалище Аполлона Пифийского. Обретение

этого прорицалища приписывали случаю. Козы, бродившие между скалами горы

Парнасской, приблизившись к некоторому в земле отверстию, откуда исходили

вредные испарения. вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение.

Пастух и жители окрестных мест, сбежавшие на это чудо, ощутили то же

действие от этих испарений и в помешательстве ума своего произносили слова

несвязные и отрывистые. Тотчас слова эти приняли за предсказания, а пар,

исходивший из земного отверстия, за божественное вдохновение.

На главной стороне храма Аполлона в Дельфах, одетой паросским мрамором,

читали надпись: познай самого себя (Nosce te ipsum - лат.) Это латинский

перевод древнегреческого изречения, приписывавшегося то ли Хилону, то ли

Фалесу Милетскому (около 625-547 г. до н.э.), основоположнику милетской

философской школы. Толкование изречения находим в "Тускуланских беседах"

Цицерона: "Говоря "познай себя", Аполлон говорит: "познай свою душу". Ибо

тело есть как бы сосуд или иное вместилище души; что бы ни делал твой дух,

это делаешь ты сам". Ювенал в "Сатирах" написал: "Древний завет "познай

себя" нам дан небесами".

При входе в ограду видны были два источника, из которых один назывался

Кастальским. На столпах храма между прочими была надпись: Да не входят в

храм сей с нечистыми руками. Сокровища храма были несметны. Цари и частные

люди, просившие ответов у оракула, присылали со всех сторон сосуды,

треножники, статуи, чаши и золото в слитках.

Гадание производилось следующим образом. Жрецы возводили пифию на золотой

треножник, поддерживаемый железным драконом. Она, окуриваемая одуряющими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.